Экономика туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть:

I. Роль экономики туризма в экономике страны

1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4

1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14

1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21

II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.

Факторы.

2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26

2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29

Заключение …………………………………………………………….....35

Список использованной литературы………………………………….37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

 - наблюдается довольно высокий дефицит квалифицированного персонала, который способен предложить качественное обслуживание туриста; решение данного вопроса начинается не только с контроля образования в российских ВУЗах, но и туристических компаниях различных категорий, которым необходимо проводить разнообразные тренинги и семинары по повышению квалификации работников.

  Для достижения поставленных целей и задач разрабатываются программные мероприятия, их ресурсное обеспечение, определяются показатели экономической и социальной эффективности.

   Многие регионы ведут достаточно активную работу по регулированию и поддержке внутреннего и въездного туризма. Региональные программы развития туризма разработаны в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новосибирской, Нижегородской, Костромской, Курской, Астраханской областях, республиках Саха, Якутия, Адыгея, Тыва. В Москве наряду с Программой имеется также Концепция развития туризма на перспективу. Аналогичные концепции есть в республиках Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Марий Эл, в Томской, Кемеровской, Ивановской, Калужской, Челябинской, Курганской областях и других регионах.

  Усиление внимания государства к важнейшим направлениям повышения конкурентоспособности российской сферы туризма, в частности созданию современной туристской индустрии, формированию и продвижению отечественного туристского продукта на мировом рынке, повышения привлекательности отдельных видов въездного туризма, проявляется в поддержке создания туристско-рекреационных особых экономических зон. 
 

      ГЛАВА II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.       Факторы. 

2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах. 

   Экономические действия людей приводятся  в движение потребностями и интересами. Потребность есть объективная нужда человека в чем-либо. Интересы – это осознанная потребность.

    В современной социально-экономической литературе существуют различные теории, авторы которых предпринимают попытки определить содержание и виды потребностей современного человека. Фрейдизм (учение австрийского психолога З.Фрейда) в потребностях видит два начала: во-первых, сознательное, осознанное, умственное, рациональное, подчиненное разуму; во-вторых, подсознательное, эмоциональное, подчиненное, первичным биологическим влечениям и страстям. А.Маслоу (американский психолог) выделяет пять основных потребностей, выстраивая их в виде пирамиды. При этом иерархия потребностей идет от низших потребностей материального характера к высшим, духовным:

  1. физиологические потребности в пище, одежде, жилище;
  2. потребности различных форм самосохранения и безопасности;
  3. социальные потребности самых различных видов;
  4. потребности в уважении со стороны окружающих;
  5. потребности в личном самоутверждении и самореализации.

    На этой основе предпринимаются попытки выявить потребности туристов – людей, которые в свои жизненные потребности включают потребление туристских услуг. Рынок действует на удовлетворение экономических потребностей человека, то есть его потребности в товарах и услугах. Абсолютное большинство потребностей удовлетворяется за счет изготовления продукции. При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными потребностями растут потребности духовные. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей. Одни из них диктуются биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребностей – это стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы. С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и сложения, то есть в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства. Степень удовлетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество благ, удовлетворяющих экономические потребности, можно подразделить на: предметы первой необходимости (пища, одежда и т.д.); предметы роскоши или, по крайне мере, такие, без которых хотя бы временно можно обойтись (дорогие меха, виллы, драгоценности и т.д.). Вместе с тем, надо учитывать, что предметы, являются роскошью для одних людей, могут считаться для других совершенно необходимыми. В то же время развитие может приводить к тому, что предметы, еще вчера считавшиеся предметами роскоши, сегодня становятся достаточно доступными для большинства населения и приобретают характер товаров повседневного спроса. Так произошло с холодильниками, телевизорами, видеомагнитофонами, автомобилями, компьютерами. Проблема имеет как теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.

   Обобщая многочисленные высказывания о системе туристических потребностей, вытекает вывод, что эту систему наиболее полно выражает концепция, которую представили Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).    Эти организации, обобщая многолетний опыт туризма в различных странах мира, выделяют шесть основных потребностей туристов:

  1. рекреация, досуг, отдых;
  2. посещение знакомых и родственников;
  3. деловые и профессиональные цели;
  4. лечение;
  5. религия и паломничество;
  6. прочие цели, которые содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.

    Их  перечисленных выше потребностей в  туристских услугах авторы концепции  ВТО и МСОТО справедливо на первое место ставят рекреационную деятельность человека, которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом. Рекреационная деятельность, как и все другие виды потребностей туристов (лечение, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные поездки, религия и паломничество) порождает вторичные потребности туристов на основе эффекта мультипликатора. К этим потребностям производства мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, жилье, питании, развлечениях, в различного вида впечатлениях эмоционального характера, в общении, стремлении познать историю, нравы, искусство других народов и т.п..

       Особое место в ряду потребностей мультипликативного характера у туристов занимают природно-климатические (прежде всего курортологические и общеоздоровительные)  факторы, а также деловые и духовно-культурологические потребности.  
     

2.2. Социально-экономические  факторы, порождающие  потребности людей  в туристских услугах. 

         Современный человек, взятый в его экономической, социальной и эколого-природной среде проживания, - явление крайне противоречивое. С одной стороны, современная наука и индустриальное производство делают его господином природы и общества. С другой стороны, этот же человек стал рабом современной науки, индустрии, машинного производства и информационной технологии, он оторван от природных сил, его породивших. При этом человек все более начинает понимать, что он живет прежде всего для того, чтобы работать. Работа для миллионов людей на Земле превратилась в самоцель, в то время как ее истинное назначение состоит в том, чтобы быть средством нормальной жизни, достойной современного человека.

         Статья 24 « Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашенной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, гласит: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск». К настоящему времени мы имеем целый ряд правовых актов, закрепляющих правовой статус туристов.

       Образ жизни современного человека включает такие понятия, как уровень материальной жизни, стиль этой жизни, ее стандарт, а также развитие духовной сферы, сферы услуг, отдыха, образования и т.п..При этом на смену традиционному, иерархическому, обществу приходит общество гражданское. В традиционном обществе все экономические и социальные связи были замкнуты рамками локальной общности, клановых и сословных связей и ритуалов.

       Гражданское общество формируется на основе развития национальных и международных товарно-денежных отношений, новых гражданских свобод и прав личности. Это общество рождает новую культуру, основанную на духовном развитии. Наука, образование, искусство, туризм, самые различные виды информационных и оздоровительных услуг становятся самостоятельными сферами не только материального, но и духовного производства, без которого немыслимо современное общество. Соответственно на уровне семьи и жизни отдельного человека элементы духовного производства становятся условием воспроизводства рабочей силы.

       Все сказанное позволяет заключить: сама объективная реальность современной жизни породила объективную потребность в туризме, формы которого ныне многочисленны и многообразны.

  Прежде чем проводить анализ развития туризма в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом и тормозят его развитие во всех странах.

    Все эксперты в области туризма следующие факторы, влияющие на рост туристического потока: 

     - политические;

     - экономические;

     - социально-демографические;

     - культурные;

     - научно-технический прогресс.

     Политические  факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.

     Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.

     На  развитие туризма значительное влияние  оказывают внешнеэкономическая  деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма.

     Однако  такие явления в экономике, как  ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические  забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии  туризма.

     Социально-демографические  факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

     Для многих стран мира характерна тенденция  изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением  свободного времени в жизни людей  обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и  рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее  продолжительными, но более частыми.

     Среди других изменений, имеющих отношение  к туризму, следует выделить широкое  вовлечение женщин в сферу общественного  труда. Многие из них стремятся сделать  карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее  стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами.

     Культурные  факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам.

Информация о работе Экономика туризма