Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа
По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть:
I. Роль экономики туризма в экономике страны
1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4
1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14
1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21
II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.
Факторы.
2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26
2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29
Заключение …………………………………………………………….....35
Список использованной литературы………………………………….37
6. Необъективность средств массовой информации (необъективная и недостоверная информация о ряде туристических компаний (информационная война компаний)).
7. Отсутствие четкого позиционирования туристических фирм (частая смена деятельности туроператоров с одного комплекса клиентских сегментов на другой, отсутствие четкой позиции предложений на рынке).
8. Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы (не проработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке туруслуг).
В настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам (фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными турами). Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности. В-третьих, население России недостаточно информировано о рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса и т.д.
Практики российской туристской индустрии возлагают большие надежды
на развитие
внутреннего и въездного
время
туристские фирмы частично направляют
свою деятельность на российские
регионы и страны ближнего зарубежья.
По прогнозам ВТО, к 2020 году количество
международных туристских прибытий
составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит
показатели 2006 года. Ежедневные
расходы туристов, исключая авиаперевозки,
возрастут до 5 млрд. долларов в
день.
Развитие внутреннего туризма, как и въездного, невозможно без инвестирования материально-технической базы туризма и прежде всего средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.
Как результат,
ресурсная база внутреннего туризма
задействована на 10-15%. В итоге
в сфере внутреннего туризма
отсутствует полноценный
Тем не
менее в настоящее время
Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.
Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых, не дифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.
Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; не проработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.
Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма.
Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д.. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально – экономической политики государства.
Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша ( экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно – обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты.
В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристический экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта ( ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле:
где С – расходы потребителей;
I – инвестиции;
G – расходы правительства;
x – экспорт;
m – импорт.
Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгодно привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу.
Прямое влияние туризма на экономику страны – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристические предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.
Хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развития. Возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии.
Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относится:
- увеличение денежного потока в стране, в том числе приток иностранной валюты;
- рост
валового национального
- создание новых рабочих мест;
- реформирование
структуры отдыха, которая может
быть использована как
- привлечения капитала, в том числе и иностранного;
- увеличение налоговых сборов принимающей страны.
Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:
- влияет
на рост цен на местные товары
и услуги, на земельные и другие
природные ресурсы и
- способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
- вызывает
экологические и социальные
- может
наносить ущерб развитию
Развитие туризма в России сдерживается рядом проблем, которые требуют первоначального решения и без воплощения в жизнь которых не возможно дальнейшее формирование туризма в нашем государстве:
- в российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры, поэтому необходимо увеличить количество объектов размещения, развлечения и питания, построенных по европейским стандартам со строгой системой классификации;
- для большинства регионов существует проблема, связанная с транспортной доступностью туристических центров, что означает необходимость развития транспортной инфраструктуры (авиасообщения, железнодорожного транспорта и т.п.);
- довольно низкий уровень бюджетных расходов на туристическую отрасль ограничивает продвижение как и возможностей России в целом, так и ее регионов по отдельности на мировом рынке; правительству необходимо увеличить уровень бюджетных расходов на туризм в целом по стране, а не концентрироваться на отдельных регионах, а также передать функцию создания имиджа того или иного региона органам местного самоуправления;
- не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; государству необходимо мотивировать частных инвесторов на создание крупных вложения в развитие туристической инфраструктуры, рекламы России на международном рынке, продвижению российских туроператоров за рубежом;