Экономика туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть:

I. Роль экономики туризма в экономике страны

1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4

1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14

1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21

II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.

Факторы.

2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26

2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29

Заключение …………………………………………………………….....35

Список использованной литературы………………………………….37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

 6.  Необъективность средств массовой информации (необъективная и недостоверная информация о ряде туристических компаний (информационная война компаний)).

7. Отсутствие четкого позиционирования туристических фирм (частая смена деятельности туроператоров с одного комплекса клиентских сегментов на другой, отсутствие четкой позиции предложений на рынке).

8. Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы (не проработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке туруслуг).

   В настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам (фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными турами). Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности. В-третьих, население России недостаточно информировано о рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса и т.д.

  Практики российской туристской индустрии возлагают  большие  надежды

на развитие внутреннего и въездного туризма  в  нашей  стране.  В  последнее

время туристские фирмы частично направляют свою деятельность  на  российские регионы и страны ближнего зарубежья. По прогнозам ВТО, к 2020 году  количество  международных  туристских  прибытий составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит  показатели  2006  года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до  5  млрд. долларов в день. 

   Развитие внутреннего туризма, как и въездного, невозможно без инвестирования материально-технической базы туризма и прежде всего средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма  задействована на 10-15%. В итоге  в сфере внутреннего туризма  отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой само инвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится  в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при  их низкой комфортности. В-третьих, население  России недостаточно информировано  о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.

     Наблюдения  последнего времени показывают, что  некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.

  Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

   Во-первых, не дифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия  предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.

   Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный  период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

   Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; не проработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

   Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма.

  Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

1.3. Стимулирование развития туризма в России.

 

      Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д.. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально – экономической политики государства.

  Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша ( экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно – обслуживающей деятельности туристской фирмы.

 Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны.

 Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты.

   В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристический экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта ( ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса.

  Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле:

                     

                                 ВНП = С + I +G + (x – m), 

где С – расходы потребителей;

       I – инвестиции;

      G – расходы правительства;

       x – экспорт;

       m – импорт.

  Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгодно привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу.

  Прямое влияние туризма на экономику страны – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристические предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.

   Хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей  от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развития. Возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии.

   Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относится:

- увеличение  денежного потока в стране, в  том числе приток иностранной  валюты;

- рост  валового национального продукта;

- создание  новых рабочих мест;

- реформирование  структуры отдыха, которая может  быть использована как туристами,  так и местным населением;

- привлечения  капитала, в том числе и иностранного;

- увеличение  налоговых сборов принимающей  страны.

Недостатки  развития туризма проявляются в том, что туризм:

- влияет  на рост цен на местные товары  и услуги, на земельные и другие  природные ресурсы и недвижимость;

- способствует  оттоку денег за границу при  туристском импорте;

- вызывает  экологические и социальные проблемы;

- может  наносить ущерб развитию других  отраслей.

      Развитие туризма в России сдерживается рядом проблем, которые требуют первоначального решения и без воплощения в жизнь которых не возможно дальнейшее формирование туризма в нашем государстве:

   - в российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры, поэтому необходимо увеличить количество объектов размещения, развлечения и питания, построенных по европейским стандартам со строгой системой классификации;

 -  для большинства регионов существует проблема, связанная с транспортной доступностью туристических центров, что означает необходимость развития транспортной инфраструктуры (авиасообщения, железнодорожного транспорта и т.п.);

 -  довольно низкий уровень бюджетных расходов на туристическую отрасль ограничивает продвижение как и возможностей России в целом, так и ее регионов по отдельности на мировом рынке; правительству необходимо увеличить уровень бюджетных расходов на туризм в целом по стране, а не концентрироваться на отдельных регионах, а также передать функцию создания имиджа того или иного региона органам местного самоуправления;

- не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; государству необходимо мотивировать частных инвесторов на создание крупных вложения в развитие туристической инфраструктуры, рекламы России на международном рынке, продвижению российских туроператоров за рубежом;

Информация о работе Экономика туризма