Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа
По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть:
I. Роль экономики туризма в экономике страны
1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4
1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14
1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21
II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.
Факторы.
2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26
2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29
Заключение …………………………………………………………….....35
Список использованной литературы………………………………….37
Введение…………………………………………………………
Основная часть:
I. Роль экономики туризма в экономике страны
1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4
1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14
1.3. Стимулирование
развития туризма в
России………....21
II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.
Факторы.
2.1.
Содержание и виды
потребностей людей
в туристических услугах……………………………………………………….
2.2. Социально-экономические
факторы, порождающие
потребности людей в
туристских услугах……………..29
Заключение …………………………………………………………….....35
Список
использованной литературы………………………………….37
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно
ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии проблем.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов Россия в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.
По прогнозам
в ближайшее время туризм мог бы
оказать значительное позитивное влияние
на экономику страны и ее крупных городов.
Таким образом, туризм, являясь выгодной
отраслью экономики, может стать при соответствующих
условиях важнейшей статьей валового
национального дохода России.
ГЛАВА
I. Роль экономики туризма
в экономике страны.
Туризм как отдельная
отрасль возникает в XIX веке в связи с ростом
потребности в туристских услугах. Социальная
база туризма существенно расширилась
в XX веке в связи с ростом доходов, развитием
системы социального (в том числе и пенсионного)
обеспечения, перераспределением доходов.
В туризме существуют две тенденции:
подверженность влиянию внешних экономических
и политических факторов и способность
к быстрому восстановлению своих объемов
в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность
на мировых финансовых рынках привела
к некоторым изменениям в отпускных привычках
туристов (увеличилось число поздних бронирований,
а расходы во время отдыха уменьшились),
правомерно сделать вывод о том, что туризм
стал глубоко укоренившейся частью культуры
конца XX века.
Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса,
которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.
По данным Госкомстата России, в 2007 году нашу страну посетили 21,6 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями, в которую включены деловые и частные поездки, поездки с целью отдыха из стран дальнего зарубежья, а также поездки с целью отдыха из стран СНГ, составила лишь 7,4 млн. человек.
Страны дальнего зарубежья составляют 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в Российскую Федерацию, на них приходится 80% всего рынка. Анализ состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2007 г. прибыло на 37% больше туристов, чем в 2006 г. Сведения Госкомстата по туристским прибытиям и экспертные оценки показывают, что за среднюю продолжительность пребывания туристов в России (6,5суток), их
расходы составляют около 1300 долл. США, без учета расходов на авиатранспорт.
Туристские рынки России характеризуются, с одной стороны, высокой
покупательской способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.
В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.
Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
- экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2008 г. годом экотуризма;
- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий продажу всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг.
Россия благодаря своему уникальному природному и культурному
потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому
неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех
перечисленных видов туризма.
Приграничное месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран.
В России свыше 100 курортов: курорты на Черноморском побережье Кавказа (Сочи и др.), группа курортов Кавказских Минеральных Вод и др.
Популярными объектами международного и внутреннего туризма являются:
Внутренний туризм в России широко представлен также в виде спортивного туризма (пешего, водного, горного). Спортивный туризм имеет широкую сеть спортивных обществ, во многом организованную на базе образовательных учреждений (школ и вузов), по стране проложено огромное количество спортивных туристических маршрутов различных категорий сложности.
Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Хабаровский и Приморский края.
Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2008 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 – как объекты культурного наследия.
Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.
Особое значение в организации интересных
туристских маршрутов играют исторические
города и поселения. В России 539 поселений
относятся к историческим объектам. В
них сохраняются не только отдельные памятники
истории и культуры, но и памятники градостроительства,
архитектурные ансамбли, образцы исторической
застройки и исторические ландшафты.
Оценка состояния внутреннего туризма страны показывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. В 2007 г. в гостиницах России было обслужено 16,6 млн.
граждан страны, в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха - 8,5 млн. чел.
Всего в Российской Федерации насчитывается 9,1 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс. мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42 %. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области. Значительная часть материальной базы указанных средств размещения нуждается в капитальном ремонте, модернизации или
функциональной реконструкции. Следует особо отметить, что большая часть
гостиниц страны не обеспечена удобствами в соответствии с минимальными
требованиями к комфорту проживания.
В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный, экологический и исторический туризм. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.