Экономика туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть:

I. Роль экономики туризма в экономике страны

1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4

1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14

1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21

II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.

Факторы.

2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26

2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29

Заключение …………………………………………………………….....35

Список использованной литературы………………………………….37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

                                            Содержание 

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть:

I.  Роль экономики туризма в экономике страны

            1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4

            1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14

            1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21 

      II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.    

                        Факторы.

                   2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26

                   2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29 

      Заключение  …………………………………………………………….....35

      Список  использованной литературы………………………………….37 
       
       
       
       
       
       

                                              Введение 

Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и  за быстрые темпы он признан экономическим  феноменом столетия.

Туризм  в России  –  это  развивающийся  комплекс.  Поэтому  постоянно

ведется поиск новых форм работы  на  рынке,  путей  решения,  возникающих  в данной индустрии проблем.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.

В настоящее  время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов Россия в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.

По прогнозам  в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. 

ГЛАВА I. Роль экономики туризма в экономике страны. 
 

    1. Туристический потенциал в экономике страны.
 
 

        Туризм как отдельная отрасль возникает в XIX веке в связи с ростом потребности в туристских услугах. Социальная база туризма существенно расширилась в XX веке в связи с ростом доходов, развитием системы социального (в том числе и пенсионного) обеспечения, перераспределением доходов. 
   В туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.

    Туризм  сегодня  –  это  сфера  социально-экономического   комплекса,

которая  во многих странах превратилась в  бурно  развивающуюся  индустрию.  В настоящее время каждое 7-е рабочее место в  мире  приходится  на  туристский бизнес.

    Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

    Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.

    По данным Госкомстата России, в 2007 году нашу страну посетили 21,6 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями, в которую включены деловые и частные поездки, поездки с целью отдыха из стран дальнего зарубежья, а также поездки с целью отдыха из стран СНГ, составила лишь 7,4 млн. человек.

Страны  дальнего зарубежья составляют 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в Российскую Федерацию, на них приходится 80% всего рынка. Анализ состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2007 г. прибыло на 37% больше туристов, чем в 2006 г. Сведения Госкомстата по туристским прибытиям и экспертные оценки показывают, что за среднюю продолжительность пребывания туристов в России (6,5суток), их

расходы составляют около 1300 долл. США, без учета  расходов на авиатранспорт.

 Туристские рынки России характеризуются, с одной стороны, высокой

покупательской  способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.

    В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен.  Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.

     Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

- экологический  туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2008 г. годом экотуризма;

- культурно-познавательный  туризм, охватывающий 10% мирового потока  туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий   научный, учебный,   спортивный,   событийный,   лечебно-оздоровительный   туризм   и др.   и   обеспечивающий продажу всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг.

    Россия благодаря своему   уникальному   природному   и   культурному

потенциалу,   а   также интересу зарубежных туристов как к новому

неохваченному направлению, имеет все основания  для развития всех

перечисленных видов туризма.

Приграничное  месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран.

   В России свыше 100 курортов: курорты на Черноморском побережье Кавказа (Сочи и др.), группа курортов Кавказских Минеральных Вод и др.

Популярными объектами международного и внутреннего  туризма являются:

  • Санкт-Петербург и окрестности
  • Москва
  • Казань
  • города Золотого Кольца России
  • река Волга — традиционный объект внутренних круизных маршрутов
  • озеро Байкал.

   Внутренний туризм в России широко представлен также в виде спортивного туризма (пешего, водного, горного). Спортивный туризм имеет широкую сеть спортивных обществ, во многом организованную на базе образовательных учреждений (школ и вузов), по стране проложено огромное количество спортивных туристических маршрутов различных категорий сложности.

   Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Хабаровский и Приморский края.

     Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2008 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

     На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 – как объекты культурного наследия.

     Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

    Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

    В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

    Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.

    Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты. 

   Оценка состояния внутреннего туризма страны показывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. В 2007 г. в гостиницах России было обслужено 16,6 млн.

граждан страны, в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха - 8,5 млн. чел.

   Всего в Российской Федерации насчитывается 9,1 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс. мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42 %. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области. Значительная часть материальной базы указанных средств размещения нуждается в капитальном ремонте, модернизации или

функциональной  реконструкции. Следует особо отметить, что большая часть

гостиниц  страны не обеспечена удобствами в  соответствии с минимальными

требованиями  к комфорту проживания.

   В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный, экологический и исторический туризм. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Информация о работе Экономика туризма