Туризм как сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4
Экономические показатели развития туризма………………….5
Влияние развития туризма на экономику……………………….8
Экономическая эффективность туризма………………………11
Глава 2. Экономический анализ деятельности туристских организаций…………………………………………………………………...14
2.1. Цели и виды экономического анализа…………………………………………………………………………14
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………………………..…18
2.3. Методы экономического анализа…………………………………19
Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24
3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24
3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика туризма.doc

— 228.10 Кб (Скачать)

 

International Center of Modern Education

Международный Центр Современного Образования

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

              Специальность « Производственный менеджмент организации »

 

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                        

                             по дисциплине «Єкономика туризма»

                               на тему: Туризм как сектор экономики

 

 

                                                                                       выполнил студент  4 курса

Поп Галина Григорьевна

«20»  декабря  2012 г

проверила: к.э.н., доцент

Сурикова   Наталья Геннадьевна_

«____»___________________2012 г

оценка _______________________

 

                                                         

 

                                                             Прага 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4

    1. Экономические показатели развития туризма………………….5
    2. Влияние развития туризма на экономику……………………….8
    3. Экономическая эффективность туризма………………………11

Глава 2. Экономический анализ деятельности туристских организаций…………………………………………………………………...14

         2.1.  Цели и виды экономического анализа…………………………………………………………………………14

         2.2.  Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………………………..…18

        2.3. Методы экономического анализа…………………………………19

Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24

          3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24

          3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе……………………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………..28

Библиографический список……………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время  туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами  и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам  людей расширить знания по истории  своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. С экономической точки  зрения туризм - это особый вид потребления  туристами материальных благ, услуг  и товаров, который выделяется в  отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными  средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, сегодня  туризм входит в число наиболее перспективных  отраслей национальной экономики во многих странах и является одной  из наиболее перспективных отраслей мировой экономики.

Не случайно в  последней трети 20 века в системе  общественных наук стала складываться особая отрасль научного знания - туристика. Это система наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте и маркетинге туризма, туристском законодательстве. В состав этой отрасли знания входит история туризма.

Актуальность  данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи  со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой  экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях  мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных  экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Данная работа состоит из трех глав в которых описывается экономическое содержание туризма, цели и виды экономического анализа, а также развитие туризма в России.

В работе использованы материалы из книг, энциклопедий и  справочников, а также из интернет ресурсов.

Глава 1. Сущность и экономическое  содержание туризма

Туристская индустрия - это  совокупность гостиниц и иных средств  размещения, средств транспорта, предприятий  общественного питания, средств  развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого  назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков.

Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме  приоритетным становится поиск более  эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической  науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих  в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и  потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского  продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Стоимостная оценка активов  и доходов туристской фирмы характеризует  уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти  оптимальное соотношение между  используемыми ресурсами, количеством  и качеством реализованного туристского  продукта, с одной стороны, и объемом  реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.

Туризм (от фр. Tourisme - Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Точное определение  туризма должно базироваться на следующих  экономических характеристиках:

туризм есть результат  передвижения людей по различным  туристским маршрутам;

туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие  в пункт назначения и остановка  там;

путешествие означает выезд из страны (или региона), где  турист постоянно проживает;

туризм - это временное  передвижение туриста по туристскому  маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;

туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.

Туризм характеризуется  временным перемещением населения  из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано  с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях  отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как  товар реализуется в форме  услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который  удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может  быть оказана либо вещью, т.е. при  помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

 

    1. Экономические показатели развития туризма

Становление и  развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые  отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.

Система показателей  развития туризма для региона (страны) включает:

объем туристского  потока;

среднюю величину туристских расходов в сутки;

состояние и развитие материально-технической базы;

показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы;

показатели развития международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков  характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Для расчета числа  туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:

Д = Ч x tcp, где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в  лучшем случае приблизительные и  должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное  во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:

Рх=ДхРср> где Рс р - средние расходы туриста за сутки.

Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому  были выведены коэффициенты неравномерности  туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:

где Dmax, Dmin -число туродней в месяце  максимального и минимального   туристского   потока  соответственно,чел.-дней; Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Показатели, характеризующие  состояние и развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним  относятся: коечный фонд гостиниц и  других средств размещения; число  мест на предприятиях питания, обслуживающих  туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.

Мощность конечного  фонда определяется по формуле

Мк =Kr x365 + Kc xtc,

где Мк - мощность коечного фонда, ед.;

К г - число койко-мест круглогодичного использования;

Кс-число койко-местсезонного использования;

tc - число дней сезонного использования.

Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает  в настоящее время 142 объекта (включая  курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число  койко-мест круглогодичного использования  составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а  число дней «высокого сезона»  приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.

Показатели финансово-экономической  деятельности турфирмы включают: объем  реализации туристских услуг или  выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей  силы (производительность труда, уровень  расходов на оплату труда и пр.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных  средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость  и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной  границы);

число туродней по иностранным туристам;

суммарные денежные затраты, произведенные туристами  за время зарубежных поездок.

Все вышеперечисленные  показатели имеют определенное влияние  на регион, в котором развивается  туристская отрасль. Развитие туризма  и увеличение объема услуг туризма  требуют взвешенного подхода, так  как очень высоки социальные последствия  принимаемых решений.

    1. Влияние развития туризма на экономику

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих  мест, улучшению инфраструктуры и  т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство  разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов  социально-экономической политики государства.

Туристская политика государства - это совокупность форм, методов  и направлений воздействия государства  на функционирование сферы туризма  для достижения конкретных целей  сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:

защита прав путешествующих;

защита интересов производителей отечественного турпро-дукта;

всемерная поддержка внутреннего  и въездного туризма, которая  может проявляться в форме:прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика государства  базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка  общей концепции развития и целевых  программ, для реализации которых  требуется время и большие  финансовые ресурсы.

Информация о работе Туризм как сектор экономики