Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4
Экономические показатели развития туризма………………….5
Влияние развития туризма на экономику……………………….8
Экономическая эффективность туризма………………………11
Глава 2. Экономический анализ деятельности туристских организаций…………………………………………………………………...14
2.1. Цели и виды экономического анализа…………………………………………………………………………14
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………………………..…18
2.3. Методы экономического анализа…………………………………19
Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24
3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24
3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………...32
International Center of Modern Education
Международный Центр Современного Образования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ
Экономический факультет
Специальность « Производственный менеджмент организации »
по дисциплине «Єкономика туризма»
на тему: Туризм как сектор экономики
Поп Галина Григорьевна
«20» декабря 2012 г
проверила: к.э.н., доцент
Сурикова Наталья Геннадьевна_
«____»___________________2012 г
оценка _______________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4
Глава 2. Экономический анализ
деятельности туристских организаций…………………………………………………
2.1. Цели и виды экономического анализа……………………………………………………………
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………
2.3. Методы экономического анализа…………………………………19
Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24
3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24
3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………...32
Введение
В последнее время
туризм получил значительное развитие
и стал массовым социально-экономическим
явлением международного масштаба. Быстрому
его развитию способствует расширение
политических, экономических, научных
и культурных связей между государствами
и народами мира. Массовое развитие
туризма позволяет миллионам
людей расширить знания по истории
своего Отечества и других стран,
познакомиться с
Не случайно в последней трети 20 века в системе общественных наук стала складываться особая отрасль научного знания - туристика. Это система наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте и маркетинге туризма, туристском законодательстве. В состав этой отрасли знания входит история туризма.
Актуальность
данной работы заключается в том,
что на сегодняшний день в связи
со стремительным развитием, туризм
и его международная
Данная работа состоит из трех глав в которых описывается экономическое содержание туризма, цели и виды экономического анализа, а также развитие туризма в России.
В работе использованы материалы из книг, энциклопедий и справочников, а также из интернет ресурсов.
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма
Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Экономика туризма представляет
собой систему отношений, возникающих
в сфере туризма в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления результатов
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.
Туризм (от фр. Tourisme - Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризм как товар реализуется в форме услуг.
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:
объем туристского потока;
среднюю величину туристских расходов в сутки;
состояние и развитие материально-технической базы;
показатели финансово-
показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:
Д = Ч x tcp, где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:
Рх=ДхРср> где Рс р - средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:
где Dmax, Dmin -число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно,чел.-дней; Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.
Мощность конечного фонда определяется по формуле
Мк =Kr x365 + Kc xtc,
где Мк - мощность коечного фонда, ед.;
К г - число койко-мест круглогодичного использования;
Кс-число койко-местсезонного использования;
tc - число дней сезонного использования.
Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а число дней «высокого сезона» приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.
Показатели финансово-
число туристов,
посетивших зарубежные страны (определяется
по числу пересечений
число туродней по иностранным туристам;
суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
Туризм оказывает существенное
влияние на экономику и развитие
региона, способствуя притоку валюты
в страну, созданию новых рабочих
мест, улучшению инфраструктуры и
т. д. Для получения максимальной
выгоды от туризма каждое государство
разрабатывает туристскую политику,
которая является одним из видов
социально-экономической
Туристская политика государства
- это совокупность форм, методов
и направлений воздействия
защита прав путешествующих;
защита интересов
всемерная поддержка внутреннего
и въездного туризма, которая
может проявляться в форме:
Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.
Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.