Государственный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………....……2
2. Общие понятия……………………………………………………………………………....……3
3. Управление государственным сектором экономики в зарубежных странах……..………12
4. Экономика США, Западной Европы и Японии………………………………………...……..18
5. Приватизация как основа формирования частного сектора, роль государства в рыночной экономике………………………………………………………………………….……27
6. Заключение……………………………………………………………………………………….30
7. Список используемых источников ……………………………………………………...…….34

Файлы: 1 файл

экономика реферат.doc

— 503.00 Кб (Скачать)


1. Введение……………………………………………………………………………………....……2

2. Общие понятия……………………………………………………………………………....……3

3. Управление государственным сектором экономики в зарубежных странах……..………12

4. Экономика США, Западной Европы и Японии………………………………………...……..18

5. Приватизация как основа формирования частного сектора, роль государства в             рыночной экономике………………………………………………………………………….……27

6. Заключение……………………………………………………………………………………….30

7. Список используемых источников ……………………………………………………...…….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие понятия

Этапы в развитии государственного сектора в развитых странах (с середины XX до начала XXI в.).

I. После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).

II. Середина 1970-х– конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).

III. Начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного сектора, рост производства социальных и общеэкономических услуг).

Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важнейшие идеи:

 

Рис. 1.2. Государство и экономика в экономической истории и истории экономической мысли

 

• Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

• В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

Двуступенчатая стратегия «эффективного государства» предполагает:

I. Соизмерение и приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, концентрацию усилий на основной деятельности, обеспечивающей развитие.

1. Утверждение основ законности.

2. Поддержание сбалансированной экономической обстановки.

3. Поддержание макроэкономической стабильности.

4. Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.

5. Поддержка незащищенных групп населения.

6. Защита окружающей среды.

II. Укрепление потенциала государства путем активизации государственных институтов, создания эффективных институтов.

1. Эффективные нормы и ограничения.

2. Усиление конкуренции в деятельности государства.

3. Приближение государства к людям, учет мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития

В истории рыночной экономики XIX – ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Государственные расходы в развитой рыночной экономике

 

В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в XX в. выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80—90-е годы XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы XX в. доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20 %, то в 2000 г. в США она выросла до 29 %, а в Великобритании – до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % ВВП.

По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере – это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, т. е. представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50—70-е годы ХХ в. В 80—90-е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро– и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации.

Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 1970-х годов. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5 % ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14 % общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн человек, что составляло 7,3 % всех занятых.

С 1979 г. и на протяжении 1980—90-х годов в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз; в частности, в середине 1990-х годов доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и в занятости составляла около 3 %.

В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в Хх в.

1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.

2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

3. Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.

4. В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

6. Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

Первая из отмеченных тенденций получила название закона Вагнера (по имени известного немецкого экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).

Закон Вагнера – это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.

Другое объяснение закона Вагнера опирается на действие так называемой фискальной иллюзии.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Правительства, пользуясь сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки, связанные с увеличением государственных расходов.

Теория групповых интересов объясняет увеличение государственных расходов ростом влияния и внутренними интересами таких влиятельных социальных групп, как производители вооружений, профсоюзы, объединения учителей, врачей и т. д.

Некоторые исследователи в качестве важнейших причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

Наконец, необходимо отметить действие так называемого эффекта Баумоля.

Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Производство услуг является более трудоемким. В то же самое время в производстве товаров более интенсивным является технический прогресс, который ведет к снижению затрат рабочей силы на производство продукции. Доля услуг в ВВП растет, увеличиваются затраты государства на такие услуги, как здравоохранение и образование, и вместе с тем повышается доля государственных расходов в ВВП.

Экономическая роль государства значительно различается по группам стран в зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце ХХ в.

• В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49 % ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

• Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25 % ВВП.

• Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30 %, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора (2002):

• государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2 % общего числа предприятий;

• на государственных предприятиях работают 38 % всех занятых в народном хозяйстве;

• государственный сектор производит около 35 % всей продукции;

• количество государственных учреждений – 34 868;

• число федеральных государственных предприятий – 9885;

• государственные пакеты акций – 4308;

• размеры пакетов акций в собственности государства:

• 100 % уставного капитала – 84 предприятия;

• более 50 % уставного капитала – 615 предприятий;

• от 25 до 50 % уставного капитала – 1348 предприятий;

• менее 25 % уставного капитала – 1719 предприятий.

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990-х годов, когда в государственном секторе производилось более 90 % ВВП страны.

Вместе с выделением различных групп стран по уровню государственных расходов можно выделить также модели государственного сектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения – этих двух важнейших характеристик государственного сектора экономики. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (табл. 1.1):

• социалистическую;

• скандинавскую;

• латиноамериканскую;

• либеральную.

 

Таблица 1.1

Модели государственного сектора экономики

 

Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточное положение.

Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под влиянием различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.

Во второй половине ХХ в. отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 1950—70-е годы господствовали концепции «доминирующего государства» (кейнсианство), то в 1980-е – первой половине 1990-х годов наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства» (неоклассическая теория, монетаризм). Начиная с середины 1990-х годов все большее распространение получает идея «эффективного государства».

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

• во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

Информация о работе Государственный сектор экономики