Государственный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………....……2
2. Общие понятия……………………………………………………………………………....……3
3. Управление государственным сектором экономики в зарубежных странах……..………12
4. Экономика США, Западной Европы и Японии………………………………………...……..18
5. Приватизация как основа формирования частного сектора, роль государства в рыночной экономике………………………………………………………………………….……27
6. Заключение……………………………………………………………………………………….30
7. Список используемых источников ……………………………………………………...…….34

Файлы: 1 файл

экономика реферат.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

Проблему для экономики представляет увеличение масштабов обслуживания долга, что поглощает до 11% ВВП. Повышение деловой активности сопровождалось инфляционными тенденциями.

Существующая модель экономики с активным участием государства в предпринимательской сфере обеспечила Италии наиболее высокие темпы экономического роста в ЕЭС за последние два десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, так как не способствует целям интеграционных процессов, направленных на создание экономического и валютного союза в Западной Европе.

Великобритания занимает девятое место в мире по объему ВВП и четвертое в Западной Европе. На ее долю приходится 4,2% совокупного ВВП и 1% населения мира. По уровню экономического развития она уступает многим западноевропейским странам, находясь на 12 месте.

Характерной чертой крупнейших британских компаний является высокая степень интернационализации их деятельности. У 30 крупнейших фирм зарубежное производство почти равняется внутреннему. ТНК выступают основной силой британского капитала.

Высокий уровень монополизации отмечается в кредитной сфере. Среди банков господствующие позиции занимает большая пятерка в составе: "Барклайз бэнк", "Нешнл Вестминстер", "Аби нешнл", "ХШБК Холдинг" и "Ллойдс бэнк".

Изменилась роль государства в воспроизводственном процессе страны. Значительная часть денационализированного сектора превращена в смешанные компании, где государству принадлежит меньшая часть капитала.

В центр экономической политики были поставлены концепции монетаризма, основным средством выполнения которых выступает валютно-денежное регулирование. Вопросы поддержания занятости были отодвинуты на второстепенные позиции. В рамках среднесрочной финансовой стратегии особое место отводилось сокращению государственных расходов для уменьшения бюджетного дефицита, включая распродажу национализированных отраслей.

На содействие структурной перестройки направлена научно-техническая политика. Возросла доля средств, выделяемых на косвенное стимулирование нововведенческой деятельности. Повышение роли косвенных форм стимулирования сопровождается концентрацией прямых ассигнований государства на поддержание перспективных направлений научно-технический прогресс.

Концентрация аграрного капитала и усиление проникновения в эту отрасль промышленного и банковского привели к созданию агропромышленного комплекса, в котором само сельское хозяйство не занимает ведущего положения (1/5 продукции). Перевод отдельных отраслей на промышленную основу привел к появлению крупных компаний, занимающих ведущее положение на рынках отдельных видов продукции. Такое положение сложилось прежде всего в птицеводстве. Стимулирующее влияние на развитие производства оказывает сельскохозяйственная кооперация.

Быстрыми темпами увеличивались иностранные прямые капиталовложения на Британских островах. Их общий объем почти сравнялся с британскими зарубежными инвестициями, что привело к сокращению чистых поступлений в страну в этой сфере.

Внешнеторговый оборот сводится с крупным дефицитом, основная часть которого приходится на ФРГ и Японию. Наиболее крупное отрицательное сальдо образуется по группам продовольствия, минерального сырья, автомобилей, одежды и обуви. Великобритания также стала нетто-импортером высокотехнологических товаров, патентов и лицензий.

Превращение Великобритании в нефтеэкспортирующую страну привело к появлению в первой половине 80-х гг. положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса. Резкое снижение цен на нефть и другие неблагоприятные изменения в платежном балансе вызвали появление крупного дефицита, что ослабило валютное положение страны. Крупные и устойчивые чистые поступления обеспечивает сфера международных услуг. На долю Великобритании приходится 10% мирового экспорта услуг.

Кратких обзор состояния экономики ведущих промышленно-развитых стран мира завершает Япония - где после восстановления довоенного уровня в начале 50-х годов, темпы экономики были самыми высокими среди развитых государств.

По объемам промышленного производства Япония занимает 2 место в мире, а по объемам внешнеторгового оборота - третье, экспортируя пятую часть обрабатывающей промышленности, в т.ч. около 40% продукции машиностроения. Главными объектами импорта в Японию является различное сырье, которым страна не располагает. При этом, внешнеторговый баланс Японии неизменно положителен.

Основные контрагенты Японии во внешнеторговых операциях - это США, на долю которых приходится почти 35% экспорта и более 20% импорта; страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, доли которых составляют примерно по 25%; а также Западноевропейские государства, на которых приходится около 20% экспортных поступлений и 15% импорта.

В структурном отношении японская экономика может быть охарактеризована как разносторонняя: около 40% составляет продукция общего машиностроения; 15% приходится на производство высокотехнологичной электроники и электротехники; столько же составляет продукция транспортного машиностроения, включая автомобили и различные суда. При этом, по судостроению и экспорту судов Япония занимает первое место в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приватизация как основа формирования частного сектора, роль государства в рыночной экономике

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры госсектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов - центральный. Приватизация - это только один из способов изменения масштабов госсектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения госсектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) госпредприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами госсектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе госсектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.

К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования российской экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий.

Удельный вес государственной собственности в стоимости основных фондов уменьшился с 91% в 1990 г. до 42% в 1995 г., а доля негосударственной собственности (частной и смешанной) повысилась соответственно с 9 до 58%, или в 6,4 раза. За этот же период удельный вес работающих на государственных и муниципальных предприятиях и в организациях снизился с 82,6 до 37,6%, тогда как доля частного сектора возросла с 12,5 до 37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.

Либерализации экономики предшествовала ликвидация Госплана и плановых органов на местах. Министерства были лишены права оперативного руководства работой предприятий. Ограниченный перечень прежних функций Госплана, относящихся главным образом к разработке текущих прогнозов и предложений по макроэкономической политике, был передан вновь созданному Министерству экономики. Замысел состоял в том, чтобы создать условия эффективного саморегулирования экономики на основе рыночных принципов организации работы предприятий.

Деятельность отраслевых министерств предполагалось сосредоточить на проведении государственной политики в развитии наиболее важных отраслей. Однако компетенция и организационные формы государственного управления отраслями во многом еще не определены, состав министерств и государственных комитетов практически ежегодно пересматривается. Нестабильным остается и общий состав экономического и отраслевого блока правительства.

На смену преобладавшему в дореформенный период отраслевому подходу пришел территориальный как более отвечающий федеральному типу государственного устройства и условиям работы предприятий в рыночной среде. Решение значительной части задач по руководству экономикой и социальной сферой передано 89 субъектам федерации. Вместе с тем экономическое и правовое положение республик, краев и областей в их взаимоотношениях с федеральными органами существенно различается - первые обладают, как правило, большими правами и возможностями. Несовершенство действующих конституционных норм обусловило практику заключения соглашений (их более 20) федеральных органов власти и субъектов федерации о разграничении полномочий. Через такие соглашения субъекты федерации добиваются еще большего расширения прав в управлении и увеличения обязательств федерального правительства по финансовой поддержке территорий.

Приходится признать, что механизм рыночного саморегулирования создать не удалось. Причины не только в трудностях самой задачи, но и в недоработанности исходной концепции реформ, в том числе и в оценке целесообразных границ свертывания государственного управления экономикой и его замены рыночными инструментами.

Недоработанность и низкую эффективность внедрявшейся модели перехода к рынку, включая принятую в ней схему макрорегулирования преимущественно путем ограничения денежной массы и проведения жесткой бюджетно-кредитной политики, направленной на сокращение конечного спроса, подтверждает следующее:

* большая, чем прогнозировалось, глубина и продолжительность кризиса - объем ВВП в 1996 г. сократился по отношению к 1990 г. почти в 2 раза (предполагалось снижение не более чем на 10-15%, причем возобновление роста ожидалось в конце первого года реформ);

* превышение исходных оценок падения жизненного уровня основной части населения; за чертой официального критерия бедности к 1995 г. оказалось более трети всего населения, а в настоящее время доходы почти пятой его части ниже прожиточного минимума;

* продолжение инвестиционного кризиса, причем снижение капиталовложений более чем в 2 раза превысило сокращение производства;

* высокая инфляция, приостановить которую удалось лишь на пятом году реформ и то ценой непредвиденного роста задолженности предприятий и неплатежей;

* повторяющиеся провалы макроэкономических прогнозов о начале стабилизации экономики.

Все это привело к отказу от крайних проявлений либерализма и монетаризма. В практическом плане предпринимался ряд мер государственного регулирования, в том числе и административного, по ограничению негативных последствий стихийного развития рыночных отношений, прежде всего там, где оно сопровождалось усилением нестабильности и кризисных тенденций. Возможности осуществления подобных мер зависели не столько от концептуальных соображений, сколько от размеров средств, имевшихся у правительства, и способности органов

государственного управления выполнять принимаемые решения. Эти меры касались усиления контроля за сбором налогов, денежными расчетами и платежами, ценообразованием на продукцию естественных монополий (энерго- и топливоснабжение, транспортные тарифы на перевозки грузов), внешнеэкономической деятельностью (уменьшение льгот, возврат в страну выручки от экспорта), обеспечением устойчивости курса рубля и др.

Уточнение программы реформ в части системы государственного управления экономикой шло в двух направлениях: развитие механизма и инструментов текущего регулирования и увязка этих инструментов с системой перспективного управления, создание которой после отказа от директивного государственного планирования особенно задержалось.

Изменился подход к такому ведущему инструменту перспективного регулирования рынка, как разработка прогнозов на период, выходящий за рамки одного года. В 1995 г. принят закон о прогнозировании, предусматривающий разработку системы прогнозов социально-экономического развития - текущих, среднесрочных и долгосрочных. Министерство экономики возобновило разработку прогнозов на среднесрочный период. На их основе в 1996 г. подготовлена программа деятельности правительства на 1997-2000 гг. и более длительный период до середины следующего десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, кредитно-денежную эмиссию, международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в различных странах регулируются по-разному.

В компетенцию местных территориальных органов власти традиционно входят вопросы охраны порядка, образования, уровня жизни. В США, например, на местном уровне действует несколько государственных структур, каждая из которых имеет право взимать налоги и ответственна за руководство отдельными программами.

Наибольшее распространение государственный сектор экономики получил в Австрии. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает 75%. Далее по удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция.

Относительно невелика видимая роль государства в экономике Японии и США. Тем не менее даже в этих странах со второй половины XX в. заметно увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе, собственности корпораций. В США к концу 1990-х гг. они давали 30% налоговых поступлений от совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1, 5 трлн. долл., или 35% совокупного производства, тогда как до первой мировой войны - менее 10%.

Информация о работе Государственный сектор экономики