Государственный сектор экономики и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации.
Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Оглавление

Ввение…………………………………………………………………….3
1 Государственный сектор экономики……………………………………4
2 Приватизация………………………………………………………….....7
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Государственный сектор экономики и приватизация.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….

3

1 Государственный сектор экономики……………………………………

4

2 Приватизация………………………………………………………….....

7

Заключение………………………………………………………………...

14

Список литературы………………………………………………………..

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации.

Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда  решающую роль играет  собственность. Отношения собственности  составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого  общества  известны  самые  разнообразные  формы собственности,  из  которых  наибольшее  значение  имеют  государственная  и частная собственность.

В современном  мире  нет  ни  одной  страны,  где  бы  государство  не занималось активно хозяйственной  деятельностью.  Преобладание государственной   формы   собственности   в   экономике   страны   ведет   к возникновению  государственной  монополии,  которая  пагубна  для   развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна  выгодна  производителю.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство  занимает монопольное  положение,  а  сама  система  общественной  жизни  выступает  в качестве авторитарно-бюрократического государства.

 

1 Государственный сектор экономики

 

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор - комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

-несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

-самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

-юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство - инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

   В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают там же. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями.

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен . Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность.

Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост.

Одно из перспективных направлений развития госсектора - создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля.

Определить объем госсобственности чрезвычайно трудно. Действительно, как ее измерить, если рынок не в состоянии правильно оценить капитализацию предприятий? Вопросов подобного рода множество, а ответов на них практически нет. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится к измерению величины доходов, которые фактически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора.

Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы, от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно, что масштабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.

 

2 Приватизация

 

В   экономической    теории    и    практике    современный    процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений  разгосударствления  собственности, заключающееся в передаче ее в  частную  собственность  отдельных  граждан  и юридических лиц.

Цели приватизации в странах рыночной экономики:

- сокращение задолженности государственного сектора;

- развитие рынка;

- стимулирование предпринимательства;

- расширение индивидуальных свобод;

- развитие народного капитализма;

- ослабление профсоюзов.

Цели приватизации в России:

-формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

- повышение эффективности деятельности предприятий;

- создание конкурентной среды;

- содействие демонополизации экономики;

-привлечение иностранных инвестиций;

-социальная  защита  населения  и  развитие   объектов   социальной         инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

-бесплатной передачи собственности;

- выкупа предприятий на льготных условиях;

- продажи акций;

- сдачи предприятий в аренду;

- продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

В законе о приватизации Российской Федерации  продажа  госимущества  с незначительными оговорками (льготная продажа  части  акций  членам  трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества  трудовым коллективам безвозмездно) признается преобладающей.

Формы приватизации в развитых странах:

- продажа предприятий непосредственно в частные руки;

-выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

- продажа акций работникам предприятий;

- распространения акций предприятия среди населения;

- сдача государственных предприятий в аренду;

- заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных  предприятий  в  частные  руки  осуществляется путем организации аукционов и конкурсных  торгов.  Аукцион  позволяет  стать владельцем предприятия  физическому  или  юридическому  лицу,  предложившему наибольшую   цену.   С   помощью   аукциона   государственные    предприятия  приватизируются в относительно короткие сроки и  с  существенной  финансовой прибылью для государства. В то же  время  аукционная  торговля  ограничивает число вероятных собственников, так как  только  действительно  богатые  лица могут  позволить  себе  участвовать  в  аукционах.   Владелец   предприятия, купленного  на  аукционе,  не  ограничен  никакими  условиями   со   стороны государства, поэтому  волен  поступать  со  своей  собственностью,  как  ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать),  не  согласуясь  с  интересами общества.

Преодолеть  этот  недостаток  аукционных  торгов   можно   с   помощью конкурсных  торгов.  Конкурсные  торги   –   это   продажа   государственной собственности частным лицам  в  соответствии  с  требованиями  и  условиями, выдвинутыми  государством.  Но  проведение  конкурсов  увеличивает   текущие расходы (содержание специальных  комиссий),  снижает  доходы  (более  низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Информация о работе Государственный сектор экономики и приватизация