Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:09, реферат
Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
1. Введение……………………………………………………………………………………....……2
2. Общие понятия……………………………………………………………………………....……3
3. Управление государственным сектором экономики в зарубежных странах……..………12
4. Экономика США, Западной Европы и Японии………………………………………...……..18
5. Приватизация как основа формирования частного сектора, роль государства в рыночной экономике………………………………………………………………………….……27
6. Заключение……………………………………………………………………………………….30
7. Список используемых источников ……………………………………………………...…….34
Во все времена важнейшей государственной функцией было формирование и соблюдение юридических норм. В прошедшем веке главными направлениями деятельности государства были также производство товаров и услуг, субсидирование частного производства (т. е. смежное с частным владельцем финансирование), закупки товаров и услуг, перераспределение доходов, включающее государственные и социальные пособия (трансфертные платежи).
Наиболее распространена концентрация производства товаров и услуг на государственных предприятиях Франции. Несколько раз после прихода к власти правительств Народного фронта и социалистов национализировались крупные отрасли промышленности. Так, в 1930-е гг. были национализированы французский банк, военная промышленность, железные дороги, в 1940-е гг. -многие шахты, заводы "Рено", производство газа и электричества, крупные страховые компании, все предприятия по добыче минерального топлива. Преобразованы в государственные предприятия компании по морским перевозкам и создана национальная компания "Эйр-Франс". Национальные предприятия возглавляли трехсторонние административные советы из представителей государства, персонала (иногда и потребителей), а также лиц, выбранных с учетом их компетенции.
В Великобритании активная национализация началась с 1946 г., когда под контроль государства перешли английский банк, предприятия по добыче угля, производству газа и электричества, транспорт, гражданская авиация, черная металлургия. Во главе английских национальных предприятий стояли правления из небольшого числа лиц с большим опытом и авторитетом.
В отдельные годы в указанных европейских странах объем государственного промышленного производства составлял до 50% общенационального.
В США доля прямого государственного производства находится в пределах 12% национального выпуска - это один из минимальных среди аналогичных показателей развитых стран мира.
Во многих индустриальных странах государство усиливает в определенных сферах влияние на решение проблем частных производителей с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при регламентировании деятельности производства, финансировании различных федеральных и правительственных программ.
Государство предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, а также гражданам в социальной сфере. Кроме того, в последние десятилетия большое распространение получили скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какого-то товара или облагает его пошлинами.
Таким образом, американские, французские, канадские и другие производители конкурирующих товаров получают поддержку при достижении своих стратегических целей. Однако такое эффективное субсидирование производителей оплачивается не государством, а непосредственно потребителями. Скрытое субсидирование также происходит путем кредитования государством по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации производства.
Кроме того, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и проекты развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды. Государство играет активную роль в перераспределении доходов, изымая деньги у одних лиц и передавая их другим.
Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на суммы от 20 до 52% их ВВП, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования и здравоохранения, соблюдения порядка и т. д. В США расходуемые на это средства равны четверти национального производства, в европейских странах они могут достигать 40%. Неслучайно в бюджетах большинства государств расходы на социальные программы и силовые структуры занимают ведущее положение. Так, в суммарных государственных расходах США наибольший удельный вес занимают социальное страхование (28%), оборона и программа помощи ветеранам (22%), образование (15%), помощь бедным (8%). Субсидии производству достигают 3%. Плюс к тому почти половина всех затрат на транспорте в государственном секторе финансируется федеральным правительством, а в ведении штатов и местных органов власти находится 86% этих расходов.
Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. По всей видимости, на развитие государственного сектора большое влияние оказывают конкретные условия функционирования топливно-энергетического комплекса каждой страны. В европейских странах, где собственных энергетических ресурсов немного, правительства вынуждены брать на себя заботу об электроэнергетике.
Государственный сектор в индустриальных странах все больше охватывает работу отраслей социальной сферы и услуг. Одной из тенденций технического прогресса является введение всеобщего высшего образования. Эта идея уже апробируется в Японии и Швеции. И так как государство много расходует на предоставление всеобщего среднего образования, то все больше вузов будет контролироваться государством и финансироваться за счет бюджетов. Сходная ситуация и в здравоохранении.Значительная часть медицинских организаций, находящихся в ведении муниципалитетов, может конкурировать по объему и уровню предоставляемых услуг с частными медицинскими структурами.
Все большее влияние на мировую экономику оказывают развивающиеся страны, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, в Китае доля государственного сектора относительно понижается (сейчас он дает примерно 40% национального дохода), с другой - в динамично развивающихся странах, таких как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, она расширяется. Хотя менталитеты народов этих государств и различаются, а опыт Японии показывает, что прямое копирование экономического пути других стран не вовсе обязательно, все же прослеживается линия на расширение государственных закупок, создание государственных медицинских программ (например для борьбы с ВИЧ-инфекцией), прямое государственное финансирование фундаментальной науки и опытно-конструкторских работ.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что унифицированных подходов применительно к государственному сектору экономики нет. В одних странах он очень большой (Греция, Италия, Франция), в других - почти отсутствует (Япония, Люксембург); где-то сконцентрирован на небольшом числе хозяйственных участков и отраслей (Нидерланды), а где-то "размазан" по всей экономике (Франция, Португалия). В некоторых странах он высокоэффективен (Швеция, Франция), в других - менее эффективен (Бельгия, США); в ряде стран принята унифицированная система управления предприятиями государственного сектора (Швеция), а где-то работает система "точечного" (пообъектного) управления (США).
Таким образом, повсюду действует конкретная "национальная модель", и основной вопрос заключается в успешности ее практической реализации. Однако определенные общие принципы и схемы построения национальных моделей все же существуют.
Главный принцип состоит в том, что ни одно правительство не может мириться с большим, но неэффективным и обременительным в финансовом отношении государственным сектором. Либо он неэффективен, и тогда его размеры и объем финансирования объективно должны быть минимальными, либо эффективен, и тогда его доля в национальной экономике может быть весьма велика.
В настоящее время выделяются три модели государственного сектора: западноевропейская (Португалия, Франция и ряд других стран), североамериканская (США и Канада) и азиатская (Япония и Южная Корея) [1]. Для западноевропейской модели в основном характерен довольно большой по объему высокоэффективный и щедро финансируемый государственный сектор, имеющий весьма разнообразную отраслевую структуру; для североамериканской - специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования.
Обеим моделям присуща четкая грань между частным бизнесом и государством. Для азиатской же модели эта грань размыта, переплетение интересов государства и бизнеса идет через своих представителей во властных и корпоративных структурах. Существует формально небольшой государственный сектор, которому государство оказывает достаточно ощутимую финансовую и организационную поддержку.
Особым примером в реализации европейской модели является Швеция, которая при построении так называемого шведского социализма, опирается на мощный государственный сектор (32% занятых в стране) и государственные расходы (52% ВВП).
Но и в ЕС национальные модели весьма несхожи, особенно у вновь вступивших стран. Так, в Латвии заметно стремление довести до логического завершения идею всеобщей приватизации. В соответствии с латвийским законодательством приватизировано может быть все, за исключением производства оружия. Предполагается, что в недалеком будущем на приватизацию будут переданы железные дороги, почта и международные аэропорты [2]. А вот Польша идет по пути скандинавской модели. Она поддерживает долю государственных расходов в ВВП на уровне 47%, что в 1, 5 раза больше аналогичного показателя в США [3].
Анализ показывает, что отраслевые позиции государственного сектора в тех или иных государствах хотя и различаются, но не так значительно, как его суммарные относительные размеры. Например, в Италии крупнейшие государственные компании контролируют черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании постепенно расширяется государственный сектор в производстве электроэнергии, и в этой сфере устанавливается строгий государственный контроль. В Великобритании он доминирует в угольной промышленности и ядерной энергетике, во Франции - в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении.
Если же говорить об общих закономерностях, то можно констатировать, что государственный сектор охватывает в основном почтовые услуги, железнодорожные перевозки, телекоммуникации и электроэнергетику. Даже в США он полностью доминирует в почтовых услугах и составляет примерно четвертую часть в сфере железнодорожного транспорта и электроэнергетики.
Таким образом, энергетика, транспорт и связь являются теми отраслевыми приоритетами, на которых госсектор повсюду концентрирует свое самое пристальное внимание.
Список литературы.
1. Исаев.В.А., Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора
2. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
3. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
4. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
5. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.
6. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
7. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.
8. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
9. Инновации в экономике О.А. Романова, А.В. Гребенкин, В.В. Акбердина, 2007.