Роль туризма в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги, он является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Туризм охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
Роль туризма в мировой экономике…………………………………
Классификация международного туризма………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по МТиГХ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на темы «Роль туризма  в мировой экономике»

«Классификация международного туризма»

по дисциплине «Менеджмент  в туризме и гостиничном хозяйстве»

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

         Иванова А.И.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………..

 

1

Роль туризма в мировой  экономике…………………………………

 

2

Классификация международного туризма………………………….

 

Заключение……………………………………………………………….

 

Библиографический список……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги, он является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Туризм охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг.

Оценка потенциального роста мирового рынка туризма и основных его составляющих ведет к пониманию и прогнозированию дальнейших тенденций развития внутреннего и международного туризма, а это всегда является важным и актуальным для любого сектора экономики.

ВТО  прогнозирует бурное развитие туризма. По мнению экспертов, ежегодно объем туристов будет увеличиваться, достигнув к 2020 г. 1,6 млрд. международных туристических посещений.

В 2011 году въездной туризм в мире вырос на 5% и достиг 980 миллионов человек, прирост за 2010 год составил 6,7% по сравнению с 2009 годом и составил 935 миллионов человек. Такие данные обнародовала Всемирная туристская организация ООН (UNWTO).

Таким образом, поток туристов в 2010 году увеличился на 58 миллионов по сравнению с годом предыдущим и на 22 миллиона - по сравнению с 2008-м.

Тенденция к росту  потока туристов затронула все без  исключения регионы, но больше всего - развивающиеся страны (на 8% больше, чем в 2009 году). В Европе, серьезно пострадавшей весной 2010 года от извержения исландского вулкана, этот показатель составил 471 миллион человек - на 3% больше, чем в предыдущем году.

По словам генерального секретаря UNWTO Талеба Рифая (Taleb Rifai), "перед международным туризмом стоит задача закрепления достигнутых в последнее время положительных результатов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль туризма в  мировой экономике

Туризм уже давно рассматривается как одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около  
10 процентов мирового валового национального продукта. 
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.

Давайте рассмотрим подробное  преимущество этой сферы.

1. Создание элитного отдыха.

Количество людей, которые  могут себе позволить отдых за границей постоянно растет. Страны, предоставляющие эти услуги, развиваются  в ногу со временем. Они предоставляют:

    • эксклюзивные гостиницы и места отдыха;
    • безопасную транспортировку;
    • интересные и захватывающие экскурсии;

Все это создает эффект элитного отдыха для определенной категории лиц, готовых платить большие суммы за времяпровождение со вкусом. Подобные ситуации благоприятно сказываются на экономике страны турагента – количество денежных средств оставленных такими «богачами» впечатляет.

В достатке остаются и  страны отбытия. Популяризация элитного отдыха позволяет расти компаниям  контрагентами, а это создает  новые рабочие места и возможности  заработка.

2. Развитие структуры контрагентов.

Успешная туристическая  фирма должна взаимодействовать  с большим количеством организаций  в международном масштабе. Проживание, питание, заказ билетов, авиаперелеты – все эти операции могут осуществлять различные компании в разных странах. Тем самым создается  развитая структура контрагентов, действующая по всему миру. Это создает глобальный макроэкономический эффект, благоприятно влияющий как на экономику отдельной страны, так и всех членов туристической цепочки.

3. Благоприятная политическая ситуация.

Развитая туристическая  инфраструктура создает все предпосылки  для проведения Олимпийских Игр, финалов чемпионатов, встреч глав государств в соответствующей духу туризма  атмосфере. Все эти события благоприятно сказываются на политической обстановке в стране и за ее пределами.  

Таким образом, туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм развивается в настоящее время и будет развиваться дальше.

Эта способность к  развитию является одной из отличительных особенностей туризма как отрасли, выделяющей его из числа других отраслей. Главной причиной этого является социальная направленность туризма, его тесная и глубокая связь с процессами демократических преобразований в обществе и, в частности, с основным из них - либерализацией процедур въезда и выезда из страны, снявшей барьеры, препятствовавшие динамичному развитию туризма как важнейшей отрасли экономики.

Основу туриндустрии образуют фирмы по организации туристских поездок. Но на туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом  деятельности. Это предприятия культуры, торговли и другие. Считается, что помимо затрат туриста на проезд в страну и из страны на питание приходится 40% его расходов, 8% – на проезд внутри страны, 30% – на проживание, а остальное – на прочие расходы.

Основная масса туристских поездок в мире осуществляется между про-мышленно развитыми странами с рыночной экономикой. В первую очередь это относится к западноевропейским странам. У Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг составляют около одной трети доходов от экспорта товаров. Эти страны, а также Италия, Франция, Швейцария сводят баланс по статье «туризм» с большим положительным сальдо. В то же время, ряд западных стран с развитой туриндустрией сводят балансы по статье «туризм» с отрицательным сальдо. В первую очередь это относится к Германии и Японии.

Из восточноевропейских  стран наибольшие доходы от иностранного туризма имели Югославия и  Советский Союз. С распадом этих стран изменились рынки туристских услуг. В настоящее время наиболее перспективными странами в плане туристских обменов являются Чехия и Болгария. Значительные туристские ресурсы сосредоточены у бывших союзных республик, хотя эти ресурсы используются недостаточно, особенно в Средней Азии, Казахстане, Сибири, Дальнем Востоке и на Кавказе. Сказываются отсутствие и нехватка туристских товаров, высокие цены на туруслуги и низкое качество этих услуг.

Говоря о роли туризма  в мировой экономике и о  странах, которые делают упор на туристическую инфраструктуру, стоит отметить следующие риски:

  1. Зависимость внутренних факторов:  Государство, которые делает чрезмерный упор на создание туристической инфраструктуры, рискует попасть в зависимость от обстановки в стране. Дело в том, что у большинства туристических стран, туристическая инфраструктура создает более 30% ВВП. При негативных условиях для туризма (стихийные бедствия, войны и политические конфликты), привлекательность данных регионов резко падает. Вслед за ними, происходит рецессия экономики данной страны.
  2. Обособление экономики отдельных стран и зависимость от внешних факторов: Не секрет, что международные роли давно поделены между отдельными государствами и регионами. Кто-то занимается добычей сырья, другие – переработкой, третье – накапливают денежные средства. Туристические страны делают упор именно на отдых, продукта, как такового, они не производят. При наличии сложных макроэкономических ситуаций (мировые войны или катаклизмы), данные страны останутся невостребованными, так как, людям будет не до отдыха.
  3. Интеграция стран и национальностей: Так как страны, выступающие – как райские уголки, являются мечтой большинства жителей Земли, вероятно появление категорий людей, стремящихся уехать из своей страны именно в ту, где можно хорошо отдыхать. В международном масштабе это будет проявляться, как миграция целых народов и наций, что может повлечь за собой резкие межнациональные конфликты.

Здесь необходимо подчеркнуть, что это наиболее сложные ситуации, которые могут возникнуть в странах, делающих упор на международный туризм.

Прогноз  развития международных  обменов зависит от целого спектра  факторов (социодемографических, экономических, политических).

В туристическом секторе  отмечают следующие тенденции:

  • Постоянный рост (темп может меняться, но рост есть всегда);
  • Большая конкуренция  в целевой направленности регионов;
  • Рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды;
  • Повышение требовательности к туристическому продукту и избранному типу обслуживания.

Совокупность этих факторов приводит к заключению: чтобы достичь успеха в туризме, надо обеспечить полный профессионализм, составной частью которого выступает разумное регулирование туристической деятельности в сфере защиты прав и интересов потребителя, сочетающее элементы государственного регулирования и саморегулирования.

Вопросами туризма занимается в той или иной мере около 70 международных  организаций. Создана мощная исследовательская  база и система профессиональной подготовки в области экономики  и туризма. Например, в Швейцарии (г. Санкт-Галлен) вопросами индустрии туризма занимается институт экономики туризма и транспорта при Высшей школе по экономике, праву и социальным наукам. При Бернском университете создан исследовательский институт по проблемам свободного времени и туризма. В Германии этими проблема занимается Европейский институт туризма, созданный при университете г. Трира. Институт по проблемам туризма находится также в г. Штарнберге. В России на государственном уровне проблема туризма занимается Госкомитет по физкультуре и туризму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация международного туризма       

Различают три основных вида международного туризма:

  • рекреационный,
  • научный
  • деловой.

На долю рекреационного туризма приходится более 70% всех туристских поездок. На научный туризм – не более 15%, и, соответственно, на деловой туризм приходится столько же.

Более подробная классификация туризма выглядит следующим образом:

  1. по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
  2. по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
  3. по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
  4. по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
  5. по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
  6. по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
  7. по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;
  8. по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
  9. по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

Информация о работе Роль туризма в мировой экономике