Экономика общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия………….5

1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5

1.2 Расчет бюджетного дефицита………………………………………………..7

1.3 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………8

1.4 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………….9

1.5 Покрытие бюджетного дефицита……………………………………………9

2. Государственный долг………………………………………………………12

2.1 Структура и формы государственного долга………………………………14

2.2 Составляющие государственного долга……………………………………16

2.3 Макроэкономические эффекты государственного долга…………………18

Заключение……………………………………………………………………...20

Список использованной литературы………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике общественного сектора.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

По  дисциплине: «Экономика общественного сектора» 

Тема: «Бюджетный дефицит и государственный долг как инструмент финансовой политики государства» 
 
 

  Проверил:         Выполнил:

  Преподаватель         Студент группы: ЗЭТ - 319

                                              Севрюгин О. Н.

                            Номер зачетной книжки: 086337 
 
 

                                       

Екатеринбург, 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Дефицит государственного  бюджета и методы  его покрытия………….5

1.1 Сущность  бюджетного дефицита и причины  его возникновения…………5

1.2 Расчет  бюджетного дефицита………………………………………………..7

1.3 Виды  бюджетного дефицита…………………………………………………8

1.4 Способы  финансирования бюджетного дефицита………………………….9

1.5 Покрытие  бюджетного дефицита……………………………………………9

2. Государственный  долг………………………………………………………12

2.1 Структура  и формы государственного долга………………………………14

2.2 Составляющие  государственного долга……………………………………16

2.3 Макроэкономические  эффекты государственного долга…………………18

Заключение……………………………………………………………………...20

Список  использованной литературы………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.      Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.   

     Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

     Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

     Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).

     Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

     Управление внешним долгом заключалось в реструктуризации задолженности, то есть проблема управления госдолгом перекладывалась на будущие периоды. Таким образом, чрезмерный рост государственных заимствований привел к уязвимости финансовой системы.

     В работе рассмотрены вопросы о сущности бюджетного дефицита и причинах его возникновения; видах бюджетного дефицита; способах финансирования бюджетного дефицита; покрытии бюджетного дефицита; государственном долге; структуре и формах государственного долга; макроэкономических эффектах государственного долга.

     Материалом для данной работы служили различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов, экономические журналы и учебные пособия по экономической теории. 

                                                                              4

1.  ДЕФИЦИТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА  И МЕТОДЫ  ЕГО  ПОКРЫТИЯ 

     В данном разделе будет проанализирована проблема дефицита государственного бюджета и методов его финансирования. Практика показывает, что государство может применять различные инструменты для решения этой проблемы. Выбор конкретного инструмента зависит от краткосрочных и долгосрочных целей государственной политики. 

1.1  СУЩНОСТЬ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА  И  ПРИЧИНЫ  ЕГО  ВОЗНИКНОВЕНИЯ 

     Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов органов государственной власти и местного самоуправления над его доходами.

     Профицит бюджета – это сумма превышения доходов органов государственной власти и местного самоуправления над его расходами.

     Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

  • рост общественных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
  • циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений;
  • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
  • усиление влияния политического бизнес-цикла, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
  • повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения общественных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения общественных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
 

Спад  экономики 

Падение доходов корпораций и граждан 

Уменьшение  налоговых поступлений в бюджет 

Нарушение равновесия госбюджета: доходы < расходов 

Рис. 1

     Из рис.1 и 2 ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит является одним из факторов экономического роста. При этом количество, конечно, не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных органами государственной власти и местного самоуправления в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.                    6

1.2  РАСЧЕТ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА 

     Бюджетный дефицит представляет собой разницу между общественными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами. Первичный дефицит бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

     При долговом финансировании первичного дефицита увеличиваются и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.

Правительственное выравнивание бюджета 

Повышение доходов  бюджета                       Сокращение расходов бюджета 

Повышение налогов 

Понижение спроса населения и корпораций   

                                                                          Понижение спроса государства 

Понижение совокупного спроса 

Усиление  спада экономики

Рис. 2

     Поэтому одним из факторов, характеризующим бюджетный дефицит, является соотношение долг / ВНП. Динамика этого соотношения зависит от:

  1. величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
  2. темпов роста реального ВНП;
  3. величины первичного дефицита бюджета.   7

     Бюджетный кодекс РФ не только регулирует способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. 

1.3  ВИДЫ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА 

     Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):

     1. Фактический бюджетный дефицит (профицит) – фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета.

     2. Структурный бюджетный дефицит, или бюджетный дефицит полной занятости. Дефицит при полной занятости – это дефицит, рассчитанный при предложении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня).

     Структурный дефицит представляет собой разницу между бюджетными расходами и теми доходами, которые поступили бы в бюджет при полной занятости ресурсов.

     3. Циклический бюджетный дефицит (профицит) – автоматически возникающие благодаря действию встроенных стабилизаторов в процессе циклического спада дефицит, а в процессе циклического подъема – профицит бюджета. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицитов (излишков).

     При постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение – к их уменьшению. Общественные расходы возрастают во время спадов из-за роста выплат пособий по безработице.

     Во время экономического спада комбинированная фискальная политика (одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов) будет давать тем больший эффект, чем большим фактическим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться. Наоборот, во время экономического подъема комбинированная политика будет давать тем больший эффект, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровождаться. Несбалансированность государственного бюджета является принципом кейнсианской фискальной политики. 

1.4  СПОСОБЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА 

     Обычно выделяют ряд основных способов финансирования бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может финансироваться правительством через заем денег у Центрального банка. Это денежное или эмиссионное финансирование может повлечь за собой ускорение инфляционных процессов за счет увеличения денежной массы в экономике. В РФ до 1995 г. главным источником финансирования бюджетного дефицита были кредиты ЦБ, т.е. денежная эмиссия, сопровождавшаяся сверхвысокими темпами инфляции. Поэтому такой способ финансирования называется еще инфляционным. Его позитивным моментом является то, что он не приводит к сокращению экономической активности частного сектора и его применение может быть очень эффективным в рамках экономического цикла на горизонтальном участке кривой совокупного предложения. 

Информация о работе Экономика общественного сектора