Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия………….5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
1.2 Расчет бюджетного дефицита………………………………………………..7
1.3 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………8
1.4 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………….9
1.5 Покрытие бюджетного дефицита……………………………………………9
2. Государственный долг………………………………………………………12
2.1 Структура и формы государственного долга………………………………14
2.2 Составляющие государственного долга……………………………………16
2.3 Макроэкономические эффекты государственного долга…………………18
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
16
- основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.
В экономической теории существует ряд концепций касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.
Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.
Анализ эффектов государственного долга был бы неполным без учета и изучения «теории нейтральности государственного долга», которую называют «Эквивалентность Риккардо». Ее сущность состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.
Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез:
- на объем правительственных расходов долговая политика не влияет, релевантными являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга для покрытия дефицита бюджета;
- временное уменьшение налогов в текущем периоде предусматривает увеличение налогов в будущем, так как государственный долг постоянно расти не может;
- настоящая стоимость повышения налогов равняется стоимости текущего прироста государственного долга.
В соответствии с классической экономической
теорией в долгосрочном периоде государственный
долг снижает уровень национальных сбережений
и, следовательно, величину внутренних
и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению
основного денежного капитала в экономике
и уменьшению объемов национального производства
и национального дохода.
2.3
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ЭФФЕКТЫ ГОСУДАСРТВЕННОГО
ДОЛГА
1) эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;
2) эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания;
3) эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;
4) эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;
5) эффект политической зависимости страны:
в условиях большого объема государственного
долга, кризиса ликвидности внутреннего
финансового рынка и низкого уровня сбережений
единственным выходом касательно избежания
дефолта при сохранении надлежащего уровня
правительственных расходов является
привлечение внешнего финансирования.
Однако в таких условиях кредиторы могут
выдвигать ряд дополнительных условий
и мероприятий касательно изменения экономического
курса и международного политического
позиционирования страны.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.
В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.
В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.
Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть горький опыт ГКО.
Таким образом, преодоление тяжелой существующей
ситуации требует понимания проблем, путей
их решения и тяжелого кропотливого труда.
21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин В.А. Финансы: учебник / В.А.Алешин, А.И.Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 с., [1] с. – (Высшее образование).
2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 345 с. – (Высшее образование).
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
4. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. – 193 с.
5. Экономическая теория: Пособие для преподават.,
аспирантов и стажеров / Н.И.Базылев, С.П.Гурко,
М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылева,
С.П.Гурко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный
дом; Эко перспектива, 2004. – 637 с.
22