Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия………….5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
1.2 Расчет бюджетного дефицита………………………………………………..7
1.3 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………8
1.4 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………….9
1.5 Покрытие бюджетного дефицита……………………………………………9
2. Государственный долг………………………………………………………12
2.1 Структура и формы государственного долга………………………………14
2.2 Составляющие государственного долга……………………………………16
2.3 Макроэкономические эффекты государственного долга…………………18
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
1.5
ПОКРЫТИЕ БЮДЖЕТНОГО
ДЕФИЦИТА
Для покрытия дефицита бюджета используют в основном два способа: денежную эмиссию, внутренние и внешние заимствования. Первый способ приводит к существенному развитию инфляционных процессов. Для разрешения проблемы финансового дефицита государство обычно использует второй способ, т.е. прибегает к внутренним и внешним заимствованиям.
9
Государственные внешние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
* разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ кредитами кредитных организаций:
* разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
* изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
* разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
* разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
В 1993 г. впервые для покрытия дефицита государственного бюджета начал использоваться механизм внутренних займов у населения и коммерческих банков путем продажи государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций и казначейских обязательств, а также облигаций внутреннего валютного займа. Были начаты операции и по продаже золотых слитков с выдачей соответствующих сертификатов с целью мобилизации денежных ресурсов у физических и юридических лиц для покрытия бюджетного дефицита.
Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (процесс приватизации) и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае, в конце концов, будут проданы все имеющиеся активы. Происходившие в России с 1992 г. приватизация государственной собственности и продажа части золотого запаса могут служить примерами такого рода финансирования бюджетного дефицита.
При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных муниципальных займов или использовании кредитных ресурсов. В отдельных случаях правительство может объявить дефолт. 11
Дефолт означает отказ правительства от своих долговых обязательств или нарушение графика по ним в одностороннем порядке, без согласия с держателями этих обязательств. Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся на бюджет. Это явление схоже с банкротством фирм, но отличается от него отсутствием формализованных правил и процедур наложения взысканий, в том числе через судебную систему.
Дефолт имеет множество отрицательных последствий, в первую очередь социальных и политических.
Чтобы предотвратить дефолт, правительство может использовать более мягкие решения проблемы задолженности – реструктуризацию долга.
На основании всего отмеченного выше можно
сделать вывод, что во время спада экономики
правительство должно осуществлять антициклическую
политику, направленную на снижение налогов
и увеличение расходов, т.е. сознательно
вызывая дефицит бюджета, а в ходе последующего
инфляционного подъема оно должно повышать
налоги и сокращать правительственные
расходы. При этом долг, образовавшийся
в период спада, будет покрываться положительным
сальдо бюджета, возникающим в период
подъема.
2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет).
Соглашение о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств, называется реструктуризацией долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться и урезаются иные статьи расходов.
Другим способом является долговое финансирование.
Правительство, обычно через посредство
ЦБ, осуществляет продажу долговых обязательств
(облигаций) населению и коммерческим
банкам. Иногда долговое финансирование
осуществляется посредством внешних займов,
получаемых, как правило, в виде кредитов
иностранных государств или международных
валютных организаций. Полученные при
этом средства расходуются так же, как
налоговые поступления. Этот способ не
требует дополнительной эмиссии денег
и поэтому является неинфляционным. Однако
долговое финансирование дефицита государственного
бюджета имеет негативным следствием
сокращение деловой активности частного
сектора, поскольку правительство занимает
средства из того же источника, что и фирмы,
- из сбережений домашних хозяйств. В результате
все дополнительные сбережения, возникшие
в результате роста совокупного дохода
при проведении стимулирующей фискальной
политики, пойдут на оплату возникающего
при этом бюджетного дефицита, вместо
того, чтобы быть направленными на расширение
инвестиционной активности частного сектора.
Долговое финансирование дефицита бюджета
увеличивает ставки процента и, следовательно,
сокращает инвестиционные расходы. Поэтому
его применение может быть эффективным
лишь на краткосрочном временном отрезке
и на промежуточном и / или вертикальном
отрезке кривой совокупного предложения.
2.1
СТРУКТУРА И ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
Государственный долг выступает в двух формах – как внешний и внутренний долг.
Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны.
К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на национальном финансовом рынке.
Помимо государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
Как показывает международная практика, внутренний государственный долг является основным источником покрытия бюджетного дефицита, государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке получили широкое развитие в большинстве зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Основные национальные различия внутреннего государственного долга в развитых странах заключаются в институциональных формах управления государственным долгом, степени подчиненности управления госдолгом текущим целям исполнения бюджета и кредитно-денежной политике национального (центрального) банка. Различия свойственны в части состава держателей государственных ценных бумаг, что характеризует особенности институциональной структуры национального финансового рынка. Также может существенно различаться структура рынка государственных ценных бумаг по срочности, по соотношению различных способов размещения и обращения государственных ценных бумаг.
Внешний долг - задолженность государства гражданам и организациям других стран.
Внешний долг государства имеет такие составные:
- долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;
- долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования - заемщиками.
В России
государственный долг может существовать
в следующих формах:
15
* кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
* государственные ценные бумаги;
* договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
* переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
* соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг РФ обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта Федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
Структуру государственного долга можно
изучать исходя из различных критериев:
по видам валют, в которых выражены долговые
обязательства; по срочности исполнения
обязательств; по соотношению явных (безусловных)
и неявных (условных) обязательств, а также
по видам держателей.
2.2
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
Государственный долг можно разделить на две составляющие:
- капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам;