Лекции по "Экономика общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:24, курс лекций

Краткое описание

Экономика общественного сектора – новая и развивающаяся отрасль экономических знаний. Она синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора. В отличии от кейнсианской макроэкономики ей присущ микроэкономический подход к анализу политико-экономических процессов. В центре ее внимания – не кейнсианское «государство-благодетель» (benevolent state), а экономический человек, который является эгоистическим максимизатором полезности не только на рынке, но и в политике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
4
1. Общественный сектор экономики…………………………..
5
1.1. Общественный сектор………………………………………...
5
1.2. Государство и рынок…………………………………………..
6
1.3. Изъяны рынка и перераспределение………………………….
8
2. Общественные блага…………………………………………...
9
2.1. Свойства общественных благ…………………………………
9
2.2. Спрос на общественные блага………………………………...
12
2.3. Государство как поставщик экономических благ…………...
16
3. Общественный выбор………………………………………………
18
3.1. Общественный сектор: потребители и поставщики……………..
18
3.2. Механизм голосования……………………………………………..
20
3.3. Рациональный коллективный выбор………………………………
20
4. Доходы общественного сектора………………………………
26
4.1. Источники доходов…………………………………………………
26
4.2. Виды налогов…………………………………………………..
29
4.3. Критерии оценки налоговых систем………………………………
30
5. Налоги и налогообложение …………………………………
33
5.1. Налоговые обязательства и перемещения налогов………….
33
5.2. Налогообложение и излишек потребителя…………………..
35
5.3. Искажающее действие налогов на доходы и капитал……….
36
5.4. Оптимальное налогообложение и распределение доходов…
46
Библиографический список…………………………………….
52

Файлы: 1 файл

Ekonomika_obschestvennogo_sektora.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Грозненский государственный нефтяной технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Х.Б. Ежиев

 

 

Экономика общественного  сектора

Конспект лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грозный 2011

 

 Оглавление
Введение…………………………………………………………
4
1. Общественный сектор  экономики…………………………..
5
1.1. Общественный  сектор………………………………………...
5
1.2. Государство  и рынок…………………………………………..
6
1.3. Изъяны  рынка и перераспределение………………………….
8
2. Общественные блага…………………………………………...
9
2.1. Свойства  общественных благ…………………………………
9
2.2. Спрос на  общественные блага………………………………...
12
2.3. Государство  как поставщик экономических  благ…………...
16

3. Общественный выбор………………………………………………

18

3.1. Общественный сектор: потребители и поставщики……………..

18

3.2. Механизм голосования……………………………………………..

20

3.3. Рациональный коллективный выбор………………………………

20

4. Доходы общественного  сектора………………………………

26

4.1. Источники доходов…………………………………………………

26
4.2. Виды налогов…………………………………………………..
29

4.3. Критерии оценки налоговых  систем………………………………

30

5. Налоги и налогообложение  …………………………………

33

5.1. Налоговые обязательства и  перемещения налогов………….

33

5.2. Налогообложение и излишек  потребителя…………………..

35

5.3. Искажающее действие налогов на доходы и капитал……….

36

5.4. Оптимальное налогообложение  и распределение доходов…

46
Библиографический список…………………………………….
52

 

 

Введение

В ХХ веке появилась и  росла смешанная экономика. Само это определение предполагает, что она есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный институт как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.

Экономика общественного  сектора – одна из наиболее быстро развивающихся областей теоретической  и прикладной микроэкономики. Многие из наиболее трудных теоретических проблем в экономической теории лежат именно в этой области. Подобно другим разделам экономической теории, например, таким как теория международной торговли, развитие экономики общественного сектора было ограничено познаниями в микроэкономике. Развитие микроэкономической теории в 50-х годах, особенно теории общего равновесия, обеспечило значительное продвижение вперед и экономики общественного сектора. В настоящее время развитие последней вносит свой весомый вклад в прогресс микроэкономики.

Экономика общественного  сектора носит более общий характер и включает теорию общественного выбора, которая охватывает обе стороны бюджета – как доходы, так и расходы.

Экономика общественного  сектора – новая и развивающаяся  отрасль экономических знаний. Она  синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора. В отличии от кейнсианской макроэкономики ей присущ микроэкономический подход к анализу политико-экономических процессов. В центре ее внимания – не кейнсианское «государство-благодетель» (benevolent state), а экономический человек, который является эгоистическим максимизатором полезности не только на рынке, но и в политике.

Поэтому экономику общественного  сектора можно охарактеризовать и как микроэкономическую теорию государства, политических решений. Этот сравнительно новый взгляд экономистов на мир необходимо воплотить в практику преподавания.

 

1. Общественный сектор  экономики

1.1. Общественный сектор

1.2. Государство и рынок

1.3. Изъяны рынка и перераспределение

 

1.1. Общественный сектор

 

Экономика общественного сектора изучает закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов.

При этом, базируясь на общетеоретических представлениях о рыночной системе, эта дисциплина рассматривает участие государства в экономической деятельности сквозь призму рынка. Предполагается:

  • государство, подобно предприятиям и некоммерческим организациям, функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает в тех и только тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;
  • цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;
  • государство использует прежде всего финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство, – это не только организации, находящиеся  в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождественен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.

Экономисты, столкнувшись с проблемой  внешних эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора экономики, в котором ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики  или ту часть экономического пространства, где:

  • рынок не действует или только частично действует, а, следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;
  • производятся и потребляются не частные, а общественные блага;
  • экономическое равновесие между потребителями общественных благ осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций  частного и общественного сектора  в том, что в общественном секторе  организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), а также доминирующую роль в общественном секторе играет государство.

 

1.2. Государство и рынок

 

Понимание роли государства  становится необходимым, когда в  поле зрения попадают макроэкономические процессы. Возникают вопросы, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики и т.д. Однако на этом уровне государство предстает в качестве регулирующей «надэкономической» структуры, а не в качестве одного из производителей, предлагающих свои услуги потребителям. В стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных средств.

Особенность экономики  общественного сектора состоит  в том, что она рассматривает  государство в общем ряду субъектов  экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и концентрирует внимание на тех конкретных экономических благах, поставку которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана объяснить, каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

При этом необходимо учитывать  принципиальное отличие государства  от других субъектов рыночного хозяйства. Рыночная система строится на базе добровольно заключаемых сделок. Однако из этого правила есть исключение.

Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Данная особенность  государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.

Экономика общественного  сектора исходит из понятия того, что всякое принуждение и в  особенности принудительное перераспределение  ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Особенности экономики общественного сектора  – государство есть один из субъектов  экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Государство должно создавать  нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей  задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное  развитие личности и гарантии равенства  всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых, государство  делает все возможное для поддержания  и развития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство  устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

 

 

 

1.3. Изъяны рынка и  перераспределение

 

В смешанной экономике  общественный сектор призван участвовать  в решении задач, которые условно  делятся на два типа. К первому  относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму – перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических  процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников. При анализе конкретных ситуаций экономика общественного сектора стремится выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

Парето-оптимальное состояние  наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Когда речь идет о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигается повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограничений при принятии экономически эффективных решений.

Информация о работе Лекции по "Экономика общественного сектора"