Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:22, реферат
В ходе радикальных преобразований экономической системы Украины, связанных с переходом к рыночному типу хозяйствования, все более актуализируется проблема роли и места государства в их осуществлении.
Целью данного индивидуального задания является всесторонний анализ общественного сектора в условиях трансформации экономики.
ВВЕДЕНИЕ
В ходе радикальных преобразований экономической системы Украины, связанных с переходом к рыночному типу хозяйствования, все более актуализируется проблема роли и места государства в их осуществлении.
Целью
данного индивидуального
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определить основные черты общественного сектора и факторы влияющие на общественных сектор в условиях трансформации экономики, определить удельный вес и масштабы общественного сектора в экономике разных стран, рассмотреть тенденции развития общественного сектора.
Проблематика
общественного сектора
Объектом исследования является общественный сектор в условиях трансформации экономики.
Предметом
исследования является совокупность отношений,
отражающих тенденции, особенности
и механизмы становления
Индивидуальное задание состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
РАЗДЕЛ 1. Общественный сектор в условиях трансформации экономики.
1.1. Общественный сектор в условиях перехода к рыночной экономике.
Становление развитой рыночной экономики в странах, хозяйство которых ранее было плановым, предполагает формирование современного общественного сектора. В рамках прежней системы разграничение частного и общественного секторов было неактуальным. В большинстве случаев почти весь национальный доход создавался под непосредственным контролем государства (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Доля государственного сектора в национальном доходе социалистических стран, %
Страна | Год | Удельный вес государственного сектора |
Болгария | 1970 | 99,7 |
Куба | 1988 | 95,9 |
Чехословакия | 1988 | 99,3 |
ГДР | 1988 | 96,4 |
Венгрия | 1988 | 92,9 |
Польша | 1988 | 81,2 |
Румыния | 1980 | 95,5 |
Вьетнам | 1987 | 71,4 |
Югославия | 1987 | 86,5 |
Лишь подлинное разделение общественного и частного секторов, которое происходит на основе приватизации, дает основание рассматривать каждый из них в качестве самостоятельных объектов изучения и практического воздействия. He менее важное значение имеет другое обстоятельство. По способу функционирования социалистическое государственное хозяйство принципиально отличалось от общественного сектора рыночной экономики. Первое в определенном смысле самодостаточно; теоретически оно способно существовать в отсутствие частного сектора. Второй мыслим только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий и опосредующий его развитие. Первое оперирует прежде всего директивными планами, главное место и которых занимают натуральные, а не финансовые характеристики; что касается цен, то они фигурируют в роли элементов плана и непосредственно устанавливаются государством. Второй проявляет себя главным образом через финансовое взаимодействие с частными предприятиями и организациями; его инструменты — это в первую очередь налоги и государственные расходы, а влияние на темпы и пропорции развития экономики обеспечивается преимущественно через корректировку рыночных цен.
Механизмы функционирования общественного сектора рыночной экономики не могут быть унаследованы от планового хозяйства. Поэтому в переходный период они формируются заново. Наследуются ресурсы, но не институциональное устройство общественного сектора, Предприятия и организации, сохраняющиеся в собственности государства, постепенно адаптируются к рыночным условиям. Создается новая налоговая система. Меняются структура и механизмы расходования общественных средств [1].
Для экономики общественного сектора в условиях трансформации характерны следующие основные черты:
1)
кризисное состояние экономики,
2)
усиление неустойчивости
3) резкие изменения в положении стран в мировой экономике, их доле на мировой рынке, в мировом промышленном производстве. Ускоряются темпы международной миграции капитала и труда. Распадаются одни интеграционные группировки, возникают новые, меняются лидеры экономического прогресса, центры притяжения капитала.
Эти черты переходной экономики неодинаковы по группам стран. В развитых странах трансформация экономики происходит сравнительно плавно, менее болезненно, хотя и здесь наблюдается углубление периодических экономических кризисов, небывалый ранее уровень безработицы. В большинстве развивающихся стран волны переходного периода обрушаются на отсталую экономику, что усиливает кризисные явления и нищету большинства населения [4].
Таким
образом, в переходный период государственное
хозяйство сокращается в связи с передачей
многих объектов в частную собственность.
Оно коренным образом преобразуется. Рационально
осуществить эти преобразования можно,
лишь располагая знаниями о характере
процессов, протекающих в общественном
секторе рыночной экономики и специфическим
инструментарием анализа и прогнозирования
этих процессов.
1.2. Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.
Для Украины и других стран СНГ общие трудности трансформации экономики усугубляются дополнительными факторами:
Итак, существует множество различных факторов которые оказывают влияние на общественный сектор в условиях трансформации экономики. На начальном этапе трансформации эти факторы носят отрицательный характер, затем экономика государства постепенно начинает стабилизироваться и нормально функционировать.
РАЗДЕЛ 2. Анализ общественного сектора.
2.1. Удельный вес общественного сектора в экономике разных стран.
Масштабы
общественного сектора могут
характеризоваться как
Запас и поток ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта, позволяют судить также о потенциале отраслей и предприятий, относящихся к частному сектору. Прибегая к показателям запаса и потока для характеристики удельного веса отрасли или предприятия в экономике, мы получаем обычно показатели, тесно корреспондирующие между собой. Это закономерно, поскольку на доходы и расходы частного предприятия определяющим образом влияют размеры накопленного им капитала.
Для общественного сектора такого рода тесная взаимосвязь не обязательна. Ведь государство способно финансировать свои расходы не только за счет доходов с принадлежащего ему капитала, но и за счет налоговых поступлений. Причем основная часть собираемых налогов направляется не на приумножение капитала, находящегося в собственности государства, а на решение текущих задач перераспределения и финансирования производства общественных благ. Вследствие этого показатели удельного веса общественного сектора, полученные, с одной стороны, на базе масштабов государственной собственности, а с другой —
на основе доходов и расходов государственного бюджета, могут весьма существенно расходиться между собой. Первые показатели обычно заметно уступают вторым.
Вместе
с тем необходимо иметь в виду,
что государству часто
Общественный сектор, как правило, занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Принадлежащие государству предприятия и организации обычно доминируют в сфере предоставления почтовых услуг и нередко также в железнодорожных и авиаперевозках.
В ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах государственные предприятия производят основную часть электроэнергии. Имеются страны, в которых общественный сектор проявляет значительную активность и в сфере обрабатывающей промышленности. Можно упомянуть, например, сталелитейную промышленность Австрии, Италии, Франции, Швеции, автомобильную промышленность Великобритании, Нидерландов и Франции, судостроение Италии, Испании, Швеции.
Информация о работе Общественный сектор в условиях трансформации экономики