Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:22, реферат
В ходе радикальных преобразований экономической системы Украины, связанных с переходом к рыночному типу хозяйствования, все более актуализируется проблема роли и места государства в их осуществлении.
Целью данного индивидуального задания является всесторонний анализ общественного сектора в условиях трансформации экономики.
Наиболее представительны показатели удельного веса доходов и расходов общественного сектора в валовом внутреннем продукте, валовом национальном продукте и национальном доходе. В самом деле, они демонстрируют долю рассматриваемого сектора в совокупной экономической активности.
В таблице 2.1. приведены данные об удельном весе государственных доходов в валовом внутреннем продукте двадцати стран, расположенных в порядке убывания рассматриваемой характеристики общественного сектора (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Доля совокупных доходов государства в валовом внутреннем
продукте в 1980 и 1993 г., %
Страна | 1980 | 1993 |
Швеция | 58,6 | 60,4 |
Дания | 53,9 | 60,4 |
Нидерланды | 52,6 | 55,2 |
Чехия | - | 53,7 |
Норвегия | 52,1 | 52,2 |
Австрия | 47,7 | 51,0 |
Финляндия | 43,0 | 50,5 |
Польша | - | 50,2 |
Франция | 46,0 | 49,0 |
Бельгия | 46,9 | 48,1 |
Германия | 44,0 | 46,5 |
Италия | 32,7 | 44,8 |
Канада | 38,0 | 40,5 |
Испания | 26,9 | 39,6 |
Великобритания | 42,9 | 39,0 |
Австралия | 33,1 | 36,4 |
США | 31,8 | 33,5 |
Япония | 26,0 | 32,5 |
Турция | 21,9 | 27,3 |
Мексика | 18,5 | 21,4 |
Как видно из таблицы, в развитых странах в общественный сектор вовлекается, как правило, от 30 до 60 % ВВП. При этом примерно одинаковый уровень производства валового внутреннего продукта на душу населения нередко сочетается со значительными различиями в удельном весе общественного сектора в экономике [1].
Удельный вес государственного сектора в экономике Украины по итогам 2009 г. составляет 9,5% по данным Министерства экономики. Удельный вес государственных предприятий в государственном секторе экономики составляет 71,4%.
В
том числе удельный вес государственного
сектора в сельском хозяйстве, охоте
и лесном хозяйстве составляет 7,8%
(удельный вес государственных
Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики.
2.2. Тенденции развития общественного сектора.
Рассматривая долговременные тенденции развития общественного сектора, следует заметить, что на заре промышленного капитализма его удельный вес в экономике был относительно высок, затем он существенно снизился, но в зрелом индустриальном обществе вновь начал расти и достиг беспрецедентных масштабов. Так, в Великобритании на рубеже XVIII—XIX вв. доля общественного сектора в национальном доходе составляла приблизительно одну четверть, к концу XIX в. она снизилась примерно до одной десятой, а в течение XX в. возросла вчетверо.
За
это время принципиально
В
целом для развитых стран в
последние два десятилетия
В таблице 2.2. представлена доля конечного государственного потребления в ВВП (табл.2.2.). Как видно из таблицы, для рассматриваемых показателей в большинстве стран была характерна отчетливая тенденция к росту в 1960-е и 1970-е гг. и к относительной стабилизации — в 1980-е и 1990-е гг.
Таблица 2.2.
Удельный вес расходов на конечное потребление государства
в валовом внутреннем продукте, %
Страна | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1996 |
Швеция | 16,0 | 17,9 | 21,6 | 24,0 | 29,1 | 27,6 | 27,2 | 26,2 |
Дания | 13,3 | 16,3 | 20,0 | 24,6 | 26,7 | 25,3 | 25,1 | 25,2 |
Нидерланды | 11,2 | 14,0 | 14,9 | 16,8 | 17,3 | 15,6 | 14,5 | 14,0 |
Норвегия | 12,8 | 15,0 | 16,9 | 19,3 | 18,8 | 18,5 | 21,0 | 20,5 |
Австрия | 13,0 | 13,4 | 14,7 | 17,2 | 18,0 | 18,9 | 17,8 | 19,7 |
Финляндия | 11,9 | 13,6 | 14,5 | 17,1 | 18,1 | 20,4 | 21,0 | 21,9 |
Франция | 14,2 | 14,4 | 14,7 | 16,6 | 18,1 | 19,4 | 17,9 | 19,3 |
Бельгия | 12,4 | 12,8 | 13,4 | 16,4 | 17,8 | 18,6 | 14,5 | 14,5 |
Германия | 13,4 | 15,2 | 15,8 | 20,5 | 20,2 | 20,1 | 18,4 | 19,8 |
Италия | 12 | 14,2 | 13,0 | 14,1 | 14,7 | 16,4 | 17,4 | 16,3 |
Канада | 13,4 | 14,4 | 18,5 | 19,5 | 19,2 | 21,1 | 20,2 | 18,7 |
Испания | 8,3 | 8,4 | 9,6 | 10,6 | 13,3 | 14,7 | 15,2 | 16,2 |
Великобритания | 16,4 | 16,7 | 17,5 | 21,9 | 21,2 | 20,7 | 20,0 | 21,0 |
Австралия | 11,5 | 13,1 | 14,0 | 17,2 | 17,8 | 18,6 | 17,8 | 16,8 |
США | 16,8 | 16,7 | 18,7 | 18,6 | 17,6 | 18,1 | 17,8 | 15,6 |
Япония | 8,0 | 8,2 | 7,4 | 10,0 | 9,8 | 9,6 | 9,1 | 9,7 |
Как
видно из таблицы, для рассматриваемых
показателей в большинстве
В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в 20 в.:
1) На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.
2) Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.
3) Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.
4) В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.
5) Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
6) Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.
7) Расходы на социальное обеспечение составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП [2].
Таким образом, государственный сектор сохраняет значительную долю в экономике, особенно в оборонных отраслях, на транспорте, в науке, образовании и культуре, в инфраструктуре. Сокращение госаппарата уменьшит долю государственного сектора, повысится его роль в реализации стратегических направлений и в пополнении бюджетных доходов. Для этого потребуется значительно повысить эффективность управления госпредприятиями и государственными пакетами акций в смешанных предприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном индивидуальном задании проведен всесторонний анализ общественного сектора в условиях трансформации экономики, определены основные черты общественного сектора и факторы влияющие на общественных сектор в условиях трансформации экономики, удельный вес и масштабы общественного сектора в экономике разных стран, рассмотрены тенденции развития общественного сектора.
В
целом для развитых стран в
последние два десятилетия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и практика. – М.: ВШЭ - ГУ, 2000.
2. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства).- М.: ИНФРА-М, 2010. – 427с.
3.
РБК – Украина Информационное агентство
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/
4.
Государственное регулирование экономики
Украины (тезисы лекций для студентов
экономических факультетов высших учебных
заведений) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.krelib.com/
Информация о работе Общественный сектор в условиях трансформации экономики