Общественный сектор в условиях трансформации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

В ходе радикальных преобразований экономической системы Украины, связанных с переходом к рыночному типу хозяйствования, все более актуализируется проблема роли и места государства в их осуществлении.
Целью данного индивидуального задания является всесторонний анализ общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Файлы: 1 файл

инд задание.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

     Наиболее  представительны показатели удельного веса доходов и расходов общественного сектора в валовом внутреннем продукте, валовом национальном продукте и национальном доходе. В самом деле, они демонстрируют долю рассматриваемого сектора в совокупной экономической активности.

     В таблице 2.1. приведены данные об удельном весе государственных доходов в валовом внутреннем продукте двадцати стран, расположенных в порядке убывания рассматриваемой характеристики общественного сектора (табл. 2.1.).

     Таблица 2.1.

     Доля совокупных доходов государства в валовом внутреннем

     продукте в 1980 и 1993 г., %

     Страна      1980      1993
     Швеция      58,6      60,4
     Дания      53,9      60,4
     Нидерланды      52,6      55,2
     Чехия      -      53,7
     Норвегия      52,1      52,2
     Австрия      47,7      51,0
     Финляндия      43,0      50,5
     Польша      -      50,2
     Франция      46,0      49,0
     Бельгия      46,9      48,1
     Германия      44,0      46,5
     Италия      32,7      44,8
     Канада      38,0      40,5
     Испания      26,9      39,6
     Великобритания      42,9      39,0
     Австралия      33,1      36,4
     США      31,8      33,5
     Япония      26,0      32,5
     Турция      21,9      27,3
     Мексика      18,5      21,4
 

     Как видно из таблицы, в развитых странах в общественный сектор вовлекается, как правило, от 30 до 60 % ВВП. При этом примерно одинаковый уровень производства валового внутреннего продукта на душу населения нередко сочетается со значительными различиями в удельном весе общественного сектора в экономике [1].

     Удельный  вес государственного сектора в  экономике Украины по итогам 2009 г. составляет 9,5% по данным Министерства экономики. Удельный вес государственных предприятий в государственном секторе экономики составляет 71,4%.

     В том числе удельный вес государственного сектора в сельском хозяйстве, охоте  и лесном хозяйстве составляет 7,8% (удельный вес государственных предприятий  в государственном секторе - 97,1%); в промышленности - 11,6% (81,1%); в строительстве - 1% (57,8%); в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного потребления - 0,8% (72,9%); в деятельности гостиниц и ресторанов - 4,8% (80,1%); в деятельности транспорта и связи - 25% (87,4%); в финансовой деятельности - 0,8% (17%); в операциях с недвижимым имуществом, аренде, инжиниринге и предоставлении услуг предпринимателям - 16,3% (55,7%); в образовании - 4,7% (100%); в здравоохранении и социальной помощи - 9,2% (90,5%); в предоставлении коммунальных и индивидуальных услуг, в деятельности в сфере культуры и спорта - 3,2% (97,8%) [3].

     Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики.

 

     2.2. Тенденции развития  общественного сектора.

     Рассматривая  долговременные тенденции развития общественного сектора, следует заметить, что на заре промышленного капитализма его удельный вес в экономике был относительно высок, затем он существенно снизился, но в зрелом индустриальном обществе вновь начал расти и достиг беспрецедентных масштабов. Так, в Великобритании на рубеже XVIII—XIX вв. доля общественного сектора в национальном доходе составляла приблизительно одну четверть, к концу XIX в. она снизилась примерно до одной десятой, а в течение XX в. возросла вчетверо.

     За  это время принципиально изменился  характер общественного (государственного) сектора экономики. В начале рассматриваемого периода он обслуживал в основном нужды узкого привилегированного слоя, на первом плане находились такие  направления расходов, как содержание армии, двора и государственного аппарата. С развитием индустрии  и сопровождавшим его быстрым  ростом экономического потенциала общества увеличение национального дохода значительно  опережало повышение подобных расходов, что обусловило уменьшение доли ресурсов общества, непосредственно контролируемой государством. В XX в. удельный вес общественного  сектора стал вновь увеличиваться  главным образом в связи с  тем, что этот сектор стал обслуживать  широкие массы населения. Значительно  больше средств стало затрачиваться на производство общественных благ и особенно на перераспределительные (так называемые социальные) программы. В развитых странах этот процесс шел интенсивно.

     В целом для развитых стран в  последние два десятилетия характерно вытеснение тенденции к постоянному  повышению доли общественного сектора  в экономике тенденцией к стабилизации этой доли. В ряде государств наблюдалось снижение удельного веса общественного сектора. Вместе с тем оно было, как правило, умеренным, и в некоторых случаях за ним следовал новый положительный прирост, однако не столь значительный, как в период 1960-х — начало 1970-х гг. Это позволяет говорить о стабилизации как общей тенденции, проявляющейся на фоне колебаний.

     В таблице 2.2. представлена доля конечного  государственного потребления  в  ВВП (табл.2.2.). Как видно из таблицы, для рассматриваемых показателей в большинстве стран была характерна отчетливая тенденция к росту в 1960-е и 1970-е гг. и к относительной стабилизации — в 1980-е и 1990-е гг.

     Таблица 2.2.

     Удельный  вес расходов на конечное потребление  государства

     в валовом внутреннем продукте, %

Страна 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1996
Швеция 16,0 17,9 21,6 24,0 29,1 27,6 27,2 26,2
Дания 13,3 16,3 20,0 24,6 26,7 25,3 25,1 25,2
Нидерланды 11,2 14,0 14,9 16,8 17,3 15,6 14,5 14,0
Норвегия 12,8 15,0 16,9 19,3 18,8 18,5 21,0 20,5
Австрия 13,0 13,4 14,7 17,2 18,0 18,9 17,8 19,7
Финляндия 11,9 13,6 14,5 17,1 18,1 20,4 21,0 21,9
Франция 14,2 14,4 14,7 16,6 18,1 19,4 17,9 19,3
Бельгия 12,4 12,8 13,4 16,4 17,8 18,6 14,5 14,5
Германия 13,4 15,2 15,8 20,5 20,2 20,1 18,4 19,8
Италия 12 14,2 13,0 14,1 14,7 16,4 17,4 16,3
Канада 13,4 14,4 18,5 19,5 19,2 21,1 20,2 18,7
Испания 8,3 8,4 9,6 10,6 13,3 14,7 15,2 16,2
Великобритания 16,4 16,7 17,5 21,9 21,2 20,7 20,0 21,0
Австралия 11,5 13,1 14,0 17,2 17,8 18,6 17,8 16,8
США 16,8 16,7 18,7 18,6 17,6 18,1 17,8 15,6
Япония 8,0 8,2 7,4 10,0 9,8 9,6 9,1 9,7
 

     Как видно из таблицы, для рассматриваемых  показателей в большинстве стран была характерна отчетливая тенденция к росту в 1960-е и 1970-е гг. и к относительной стабилизации — в 1980-е и 1990-е гг. [1].

     В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных  расходов можно выделить несколько  важных тенденций, наблюдаемых в 20 в.:

     1) На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.

     2)  Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

     3) Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.

     4) В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

     5) Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

     6) Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

     7) Расходы на социальное обеспечение составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП [2].

     Таким образом, государственный сектор сохраняет значительную долю в экономике, особенно в оборонных отраслях, на транспорте, в науке, образовании и культуре, в инфраструктуре. Сокращение госаппарата уменьшит долю государственного сектора, повысится его роль в реализации стратегических направлений и в пополнении бюджетных доходов. Для этого потребуется значительно повысить эффективность управления госпредприятиями и государственными пакетами акций в смешанных предприятиях.  

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данном индивидуальном задании проведен всесторонний анализ общественного сектора в условиях трансформации экономики, определены основные черты общественного сектора и факторы влияющие на общественных сектор в условиях трансформации экономики, удельный вес и масштабы общественного сектора в экономике разных стран, рассмотрены тенденции развития общественного сектора.

     В целом для развитых стран в  последние два десятилетия характерно вытеснение тенденции к постоянному  повышению доли общественного сектора  в экономике тенденцией к стабилизации этой доли. В ряде государств наблюдалось снижение удельного веса общественного сектора. Это позволяет говорить о стабилизации как общей тенденции, проявляющейся на фоне колебаний.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и практика. – М.: ВШЭ - ГУ, 2000.

     2. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства).- М.: ИНФРА-М, 2010. – 427с.

     3. РБК – Украина Информационное агентство [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/udelnyy-ves-gosudarstvennogo-sektora-v-ekonomike-ukrainy-30072010164200.

     4. Государственное регулирование экономики Украины (тезисы лекций для студентов экономических факультетов высших учебных заведений) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krelib.com/ikroekonomika__akroekonomika/6276. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общественный сектор в условиях трансформации экономики