Туризм как сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4
Экономические показатели развития туризма………………….5
Влияние развития туризма на экономику……………………….8
Экономическая эффективность туризма………………………11
Глава 2. Экономический анализ деятельности туристских организаций…………………………………………………………………...14
2.1. Цели и виды экономического анализа…………………………………………………………………………14
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………………………..…18
2.3. Методы экономического анализа…………………………………19
Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24
3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24
3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика туризма.doc

— 228.10 Кб (Скачать)

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать  невидимым экспортом, вносящим соответствующий  вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается  тот факт, когда сумма ввоза  туристами валюты превышает сумму  вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике.

Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП  России, величина которого определяется по формуле:

 

BHП = C + I + G + (x-m), где С - расходы потребителей;

 

I - инвестиции;

 

G - расходы правительства;

 

х-экспорт;

 

m - импорт.

 

Прямое влияние туризма  на экономику страны или региона - это результат доходов туриста  на покупку услуг и товаров  туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами  в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма  и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход  туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы - доходы - расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с  ним связаны последующие циклы  туристских расходов.

 

Кроме прямого влияния  туристских расходов на развитие региона  существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора»1, который  вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма  можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику  региона, когда туристская фирма  покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.

Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику  в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть  его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем  больше доля дохода, потраченная в  пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит  от экономической замкнутости района и самостоятельности местной  экономики. Если местная экономика  способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у  туристов, то эффект мультипликатора  будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом  занятости. По мере расширения туристского  региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно  рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим эти коэффициенты более подробно.

Утечка денежных средств. Утечка - это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются  в заем) и импорта (деньги, которые  тратятся на туристские потребности  за пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то очевидно, что  это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют  экономику. Таким образом, для получения  максимальной экономической прибыли  от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем  покупки национальных товаров и  услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.

 

    1. Экономическая эффективность туризма

Эффективность в общем  понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность  результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат  которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность  туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

организации туризма в  масштабах государства;

туристского обслуживания населения  региона;

производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность  туризма является составным элементом  общей эффективности общественного  труда и выражается определенными  критериями и показателями.

Под критерием следует  понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает  потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить  к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего  общества, поэтому его эффективность  следует оценивать исходя из степени  достижения целей общества.

В соответствии с теорией  оптимального функционирования экономики  эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций  общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать  глобальному критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности  общественного производства заключается  в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности  туризма целесообразно рассматривать  с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и  показателей для разных уровней  управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев  эффективности.

Организационная структура  управления туризмом состоит из ряда звеньев:

системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой  инфраструктуры;

отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах  региона;

туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения  народнохозяйственного критерия эффективности  туризма следует рассматривать  в трех аспектах:

на уровне общества (народного  хозяйства в целом),

отрасли,

отдельной туристской фирмы.

Положительное влияние туризма  на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма  предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно  с другими отраслями народнохозяйственного  комплекса.

Туризм непосредственно  участвует в создании национального  дохода страны.  Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется  прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении  регионов.

Развитие туристской индустрии  в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Єкономический анализ деятельности туристских организации

2.1. Цели и виды экономического анализа

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристских организаций - это комплексное изучение их работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, определение путей повышения эффективности производства туристского продукта и качества обслуживания клиентов.

Необходимость возникновения экономического анализа продиктована желанием субъектов предпринимательской деятельности иметь подтвержденные объективными расчетами данные, отражающие реальное финансовое, имущественное и иное положение дел на конкретной фирме, а также ближайшие и дальние перспективы ее развития. Немаловажную роль играет также желание знать, каким образом можно усовершенствовать процесс работы для получения максимально возможной прибыли при наличии определенного потенциала материальных, денежных и других средств.

Предметом экономического анализа хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций являются хозяйственные процессы, связанные с производственной и коммерческой деятельностью отдельных фирм и с развитием туристской отрасли в целом.

Основная цель экономического анализа - получение небольшого числа параметров (экономических показателей), дающих объективную и точную картину хозяйственного состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре основных и оборотных фондов, нематериальных активов, в объемах продаж и их динамике, а также в структуре управления предприятием, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. При этом пользователя может интересовать как текущее состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу. Вид анализа зависит и от целей конкретных пользователей экономической информации.

Виды экономического анализа хозяйственной деятельности туристских предприятий можно классифицировать по следующим показателям:

• объект анализа (что анализируется);

• субъект анализа (кто анализирует);

• задачи анализа;

• широта сравнений;

• периодичность анализа (повторяемость);

• время проведения;

• степень охвата анализируемого объект • содержание анализа.

По объектам анализа выделяются: отрасль или подотрасль туристской индустрии; регион;

предприятие (фирма);

отдельные подразделения предприятия,

отдельные работники.

По субъектам анализа выделяются: органы государственного управления; экономические службы всех уровней (включая туристские организации, финансовые и статистические организации, налоговые инспекции и отделения Госкомстата). Главным звеном в цепи субъектов анализа является руководитель предприятия.

3адачами экономического анализа являются:

• оценка обоснованности и напряженности бизнес-плана;

• определение базовых показателей для прогноза на предстоящий период;

• оценка результатов хозяйственной деятельности, проверка выполнения плана организации с

выделением причин невыполнения (объективных и субъективных);

• подведение итогов деятельности организаций на основе определения влияния отдельных

подразделений и работников на общие результаты;

• выявление резервов повышения конкурентоспособности организации;

• прогнозирование ожидаемых результатов, в том числе и от инновационной деятельности;

• подготовка вариантов для выбора оптимальных управленческих решений.

Кроме того, экономический анализ подразделяют:

• по широте сравнения - на внутрихозяйственный и межхозяйственный;

• по периодичности - на периодический (раз в три года, в год, в квартал, в месяц) и разовый

(основные периоды -год и квартал);

• по времени проведения относительно бизнес-плана - на предварительный (для составления плана), оперативный (при составления плана), последующий (при подведении итогов выполнения бизнес-плана);

• по степени охвата анализируемого объекта - на сплошной и выборочный;

• по содержанию - на полный (комплексный) и тематический (локальный).

Внутрихозяйственный анализ - это анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского и управленческого учета. Особенностями его являются:

Информация о работе Туризм как сектор экономики