Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и экономическое содержание туризма………………….4
Экономические показатели развития туризма………………….5
Влияние развития туризма на экономику……………………….8
Экономическая эффективность туризма………………………11
Глава 2. Экономический анализ деятельности туристских организаций…………………………………………………………………...14
2.1. Цели и виды экономического анализа…………………………………………………………………………14
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций…………………………………………………………………..…18
2.3. Методы экономического анализа…………………………………19
Глава 3. Развитие международного и особенности российского туризма на современном этапе …………………………………………………………….24
3.1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны……………………………………………………24
3.2. Особенности российского туристского рынка на современном этапе……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………...32
• ориентация результатов анализа на руководство предприятием;
• использование всех возможных источников учетной информации;
• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия.
Анализ общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прерогативой высшего звена его управленческих структур.
Основными задачами внутреннего анализа являются:
• оценка хозяйственной ситуации;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния;
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.
Исходя из определенных выше особенностей и целей внутрихозяйственного анализа, в данной системе представлены следующие его направления:
• анализ финансовых показателей. Целью этого анализа является более подробная характеристика
имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в истекшем периоде, а также возможностей на ближайшую перспективу;
• аудит-анализ. Предназначен для выработки конкретных рекомендаций управленческому персоналу по повышению эффективности экономики предприятия;
• анализ движения товаров. Производится с целью оценки эффективности частных управленческих решений, связанных с закупками товаров, маркетинговой политикой и пр. Он позволяет оперативно
проводить необходимые изменения, которые увеличивают объем продаж и прибыль;
• анализ издержек обращения. Направлен на выявление возможностей повышения эффективности
работы предприятия за счет более рационального использования ресурсов.
В практике экономического и финансового анализа, как правило, используются следующие основные
методики:
• горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим
периодом или рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции в динамике показателя;
• вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с
выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
• анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Полный (комплексный) анализ предполагает изучение всех видов деятельности туристского предприятия и их взаимосвязей, общую методику расчета основных показателей финансово-
хозяйственной деятельности предприятия для оценки общего положения дел путем сравнения расчетных показателей с некоторыми экспертными значениями; определение динамики его развития.
Результаты комплексного анализа оформляются в виде пояснительной записки к годовому отчету.
Тематический (локальный) анализ ограничивается изучением отдельных направлений
деятельности туристского предприятия, т. е. является лишь частью комплексного анализа. Локальный анализ - это перечень специализированных методик по особо подобранному кругу показателей, позволяющих проанализировать некоторое направление деятельности предприятия с целью вступления с ним в конкретную форму партнерских отношений.
выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
• анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Полный (комплексный) анализ предполагает изучение всех видов деятельности туристского предприятия и их взаимосвязей, общую методику расчета основных показателей финансово-
хозяйственной деятельности предприятия для оценки общего положения дел путем сравнения расчетных показателей с некоторыми экспертными значениями; определение динамики его развития.
Результаты комплексного анализа оформляются в виде пояснительной записки к годовому отчету.
Тематический (локальный) анализ ограничивается изучением отдельных направлений
деятельности туристского предприятия, т. е. является лишь частью комплексного анализа. Локальный анализ - это перечень специализированных методик по особо подобранному кругу показателей, позволяющих проанализировать некоторое направление деятельности предприятия с целью вступления с ним в конкретную форму партнерских отношений.
2.2. Показатели функционирования и развития туристских организаций
Хозяйственно-финансовая деятельность туристских баз и гостиниц характеризуется следующими основными показателями:
а) количество мест - всего, в том числе круглогодичных, сезонных, собственных, арендованных;
б) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);
в) доходы;
г) себестоимость обслуживания,
д) план по труду и заработной плате;
е) прибыль.
Деятельность туристских баз и гостиниц, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, оценивается показателями ввода в эксплуатацию основных фондов, количеством вводимых койко-мест, объемными показателями по капитальному строительству и строительно-монтажным работам, капитальному ремонту и благоустройству, а также показателями использования труда основного и вспомогательного персонала.
Предварительный обзор туристского обслуживания осуществляется по важнейшим показателям, характеризующим общие результаты и эффективность хозяйственной деятельности туристских баз и гостиниц. Это дает возможность, не раскрывая внутреннего содержания обобщающих показателей и факторов, влияющих на них, в общих чертах охарактеризовать работу туристского предприятия, связанную с выполнением заданий и обязательств, заложенных в бизнес-плане, определить динамику показателей по сравнению с предыдущими периодами и т. д.
Показатели организационного и материально-технического уровня деятельности туристских баз, гостиниц определяют использование овеществленных и трудовых ресурсов и органически сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Задачи анализа материально-технического уровня туристских баз, гостиниц:
• изучение состава и динамики основных фондов и их технического состояния;
• определение влияния использования фонда размещения на объем предоставляемых услуг и другие показатели.
Экономическая эффективность использования основных фондов характеризуется их долей в стоимости предоставляемых услуг. Но, анализируя этот показатель, надо иметь в виду особенности его формирования. По мере ввода в эксплуатацию более комфортабельного фонда размещения, внедрения в работу туристских баз (гостиниц, особенно) средств автоматизации и компьютеризации сумма ежегодной амортизации также возрастает. Когда доля амортизации в себестоимости предоставляемых услуг растет, то для обеспечения рентабельности работы туристского предприятия необходимо увеличить стоимость обслуживания.
Данные о наличии, движении, использовании основных фондов включаются в годовой отчет туристского предприятия. При изучении технического состояния основных фондов применяют следующие коэффициенты:
• обновления (отношение стоимости вновь поступивших основных фондов к общей стоимости
основных фондов на конец года) • выбытия (отношение стоимости выбывших основных фондов к общей стоимости основных фондов на конец года);
• изношенности (отношение суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных
фондов);
• годности (отношение остаточной стоимости основных фондов к первоначальной стоимости).
Целесообразен подсчет длительности оборота основных фондов, который рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к сумме амортизационных фондов, предназначенных для полного восстановления.
Показателем, характеризующим уровень организации работы туристской базы и гостиницы, является ритмичность работы.
Хозяйственно-финансовую деятельность туристских фирм характеризуют следующие основные
показатели:
а) количество арендованных баз и мест;
б) объем предоставляемых услуг (доходы);
в) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);
г) объем обслуживания экскурсантов (число участников экскурсий);
д) план по труду и заработной плате;
е) норматив оборотных средств;
ж) прибыль.
Особое внимание уделяется показателям рентабельности каждого вида обслуживания, соотношению сметы административно-управленческих расходов и себестоимости (в процентах).
Объем предоставляемых услуг (доходы) - важнейший стоимостной показатель в сфере туристско- экскурсионного обслуживания. Совместно с натуральными количественными показателями он характеризует усилия туристского предприятия по туристско-экскурсионному обслуживанию при нормальной рентабельности в работе.
Предварительный обзор результатов хозяйственной и организационной деятельности турфирм выполняет те же функции, что и предварительный обзор деятельности турбаз и гостиниц.
Показатели организационного и материально-технического уровня деятельности туристских организаций определяют использование овеществленных и трудовых ресурсов и органически сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Экономический анализ организационного и материально-технического уровня деятельности турфирм необходимо начинать с анализа состояния его материально-технической базы, под которой надо понимать:
а) количество и качество арендованного фонда размещения для обслуживания туристов (в гостиницах, на турбазах, в частном секторе);
б) количество мест на теплоходах (если аренда теплоходов производится свыше двух месяцев в году);
в) количество выделяемых туристских поездов;
г) количество автобусов, которое согласно договору с предприятием автомобильного транспорта
выделяется для обеспече<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14p