Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:49, шпаргалка

Краткое описание

№1.Предмет трудового права.
№2. Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
№3. Система трудового права.
...
99. Отраслевые особенности регулирования труда некоторых категорий работников (транспорта, образования, здравоохранения и др.).
100. Особенности регулирования труда работников религиозныхорганизаций.

Файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 235.51 Кб (Скачать)

 

Лица, препятствующие осуществлению  государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия  или насильственные действия по отношению  к государственным инспекторам  труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную  федеральными законами.

 

76.Полномочия органов и должностных  лиц Федеральной инспекции труда.

 

1. Для реализации возложенных  на них задач органы федеральной  инспекции труда наделяются широким  кругом полномочий.

Задача обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина реализуется  посредством осуществления органами федеральной инспекции труда  следующих полномочий: проведение надзорно-контрольной  деятельности; принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, устранению причин нарушений законодательства о труде; рассмотрение дел об административных правонарушениях; координация деятельности ведомственных органов надзора  и контроля и федеральных органов  исполнительной власти (федеральных  надзоров); проведение предупредительного надзора за строительством новых  и реконструкцией действующих объектов производственного назначения; участие  в расследовании несчастных случаев  на производстве; выработка заключений по проектам нормативных документов; согласование проектов отраслевых и  межотраслевых правил по охране труда; участие в разработке государственных  стандартов по безопасности труда; безвозмездное  получение необходимой информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и иных организаций; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.

При реализации задачи распространения  информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства органы федеральной инспекции труда  анализируют обстоятельства и причины  выявленных нарушений законодательства о труде; осуществляют информирование и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; ведут  разъяснительную работу о трудовых правах работников; информируют общественность о выявленных нарушениях.

Анализ законодательства осуществляется посредством обобщения практики его применения и подготовки предложений  по его совершенствованию. Ежегодные  доклады о соблюдении трудового  законодательства представляются Президенту РФ, в Правительство РФ и подлежат опубликованию.

2. Информация, необходимая для выполнения  задач органов федеральной инспекции  труда, представляется по их  запросам всеми органами исполнительной  власти, органами местного самоуправления, судами, органами прокуратуры, работодателями  на безвозмездной основе.

3. Для выполнения возложенных  на них задач органы федеральной  инспекции труда вправе привлекать  квалифицированных экспертов (прежде  всего в области медицины, механики, электричества и химии). Условия  привлечения экспертов определяются  соглашением между органами федеральной  инспекции труда, с одной стороны,  и экспертом либо соответствующим  органом исполнительной власти, организацией, с которой эксперт  состоит в трудовых отношениях, - с другой.

4. Органы федеральной инспекции  труда рассматривают дела об  административных правонарушениях,  предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.29 - 5.34, 5.44 КоАП.

 

77. Общественный контроль за  соблюдением законодательства о  труде.

Защита трудовых прав работников профессиональными  союзами.

Профессиональные союзы при  осуществлении контроля за соблюдением  трудового законодательства не реализуют  властных полномочий. Они им просто не предоставлены. В соответствии со ст. 370 ТК они могут предъявить работодателю требование об устранении выявленных нарушений. Работодатель обязан в недельный  срок рассмотреть требование и сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения. Надо обратить внимание на то, что требование (и представление - ч. 6 ст. 370 ТК) обязательно  для рассмотрения, а не для исполнения.

Права профсоюзного инспектора труда  и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессиональных союзов перечислены в ч. 6 ст. 370 ТК:

осуществлять контроль за соблюдением  работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни и  здоровью работников;

направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств  производства в качестве независимых  экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями, а также  с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда, а  также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных случаев  на производстве;

вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Если попытаться обобщить указанные  полномочия, можно свести их к трем основным:

осуществление контроля за соблюдением  трудового законодательства;

предъявление работодателю обязательных для рассмотрения требований;

взаимодействие с работодателем  и органами государственной власти по вопросам разработки проектов законов  и иных нормативных актов, расследования  несчастных случаев на производстве и т.п.

Указанные права прямо указаны  в ст. 11 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

В соответствии с этой нормой профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные  профсоюзные организации и их органы прежде всего представляют и  защищают права и интересы членов профсоюзов. Однако в коллективных трудовых отношениях, т.е. при заключении коллективного договора, соглашения, рассмотрении коллективных трудовых споров, участии в управлении организацией, они осуществляют представительство  интересов работников независимо от членства в профсоюзах. В этом случае работники, не являющиеся членами профсоюза, должны наделить их полномочиями на представительство  в установленном порядке.

Представляя интересы работников, общероссийские профсоюзы и их объединения (ассоциации) участвуют в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников, путем представления предложений, которые учитываются федеральными органами государственной власти.

Проекты иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются  и принимаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих  профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями  о принятии соответствующими органами государственной власти законов  и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Они защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право  на вознаграждение за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  МРОТ.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников проявляется  и в их участии в установлении систем оплаты труда, форм материального  поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда.

Профсоюзы вправе участвовать в  рассмотрении органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными  объединениями своих предложений.

 

78. Ответственность должностных лиц  за нарушение трудового

законодательства.

 

За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные  лица несут ответственность в  соответствии со ст. 5.27 КоАП. Кроме того, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК).

Помимо этого ответственность  должностных лиц работодателя (организации) наступает за правонарушения, предусмотренные  ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.38, 5.40, 5.42, 5.44, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 КоАП и ст. ст. 136, 143, 145, 145.1 УК. Это  уклонение от участия в переговорах  о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  договора, соглашения; необоснованный отказ от заключения коллективного  договора, соглашения; нарушение или  невыполнение обязательств по коллективному  договору, соглашению; уклонение от получения требований работников и  от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного  трудового спора; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; воспрепятствование организации или  проведению собрания, митинга или  пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию  в них; принуждение к отказу от участия в забастовке; отказ в  приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Во всех указанных случаях допускается  кумуляция ответственности, т.е. должностные  лица могут быть одновременно привлечены к административной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК).

Предусмотрена административная ответственность  и за неповиновение законному  распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный  надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного  правонарушения (ст. 19.6 КоАП); непредставление  или несвоевременное представление  в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление  которых предусмотрено законом  и необходимо для осуществления  этим органом (должностным лицом) его  законной деятельности (ст. 19.7 КоАП).

Отсылочная норма ст. 363 ТК содержит и такой состав, как применение угрозы насилия или насильственных действий по отношению к государственному инспектору труда или членам его  семьи. Однако таких составов административное законодательство не содержит. Очевидно, в этом случае применяются нормы  КоАП, предусматривающие правонарушения, посягающие на права граждан.

Уголовная ответственность предусмотрена  за нарушение равенства прав и  свобод человека и гражданина (дискриминацию) (ст. 136 УК); нарушение правил техники  безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором  лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК); необоснованный отказ  в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или  женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК); невыплату свыше 2 месяцев заработной платы, совершенную  руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы  собственности из корыстной или  иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК).

 

79. Самозащита работниками трудовых  прав.

 

Право работника отказаться от выполнения работы, которая непосредственно  угрожает его жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда, прямо предусмотрено законодательством (ст. ст. 219, 379 ТК).

В этом случае работник может отказаться от выполнения работы до устранения опасности. На время приостановления работ  в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним  сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время  работник с его согласия может  быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда  по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"