Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:49, шпаргалка

Краткое описание

№1.Предмет трудового права.
№2. Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
№3. Система трудового права.
...
99. Отраслевые особенности регулирования труда некоторых категорий работников (транспорта, образования, здравоохранения и др.).
100. Особенности регулирования труда работников религиозныхорганизаций.

Файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 235.51 Кб (Скачать)

Таким образом, выплата среднего заработка  за все время вынужденного прогула  не относится к компенсационным  выплатам, связанным с увольнением  работника, которые освобождаются  от налогообложения.

Денежные требования работников подлежат удовлетворению в полном размере  без применения каких-либо сроков исковой  давности.

В соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о  труде и об охране труда работодателю грозит административный штраф в  размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Тем, кто занимается предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица "светит" от 5 до 50 МРОТ или также  приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Должностные лица, которые уже ранее  были подвергнуты административному  наказанию за аналогичное правонарушение, будут дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет.

 

 

85. Понятие и виды коллективных  трудовых споров, причины их

возникновения.

Понятие коллективного трудового  спора дано в ст. 398 ТК. Это неурегулированные  разногласия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая  заработную плату), заключения, изменения  и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи  с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

коллективный трудовой спор характеризуется  одновременно двумя признаками: коллективным характером (хотя бы одной стороной выступает коллектив) и особым предметом (установление условий труда и  выполнение условий коллективных договоров, соглашений). К коллективным трудовым спорам относятся также споры  в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного  органа работников при принятии локального нормативного акта.

Для формирования четкого представления  о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие "момент начала коллективного  трудового спора". Разногласия  сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур. Началом коллективного трудового  спора считается день сообщения  работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение 3 рабочих дней со дня получения  требований работников не сообщит о  своем решении, по истечении этого  срока спор также считается начавшимся.

Дата составления протокола  разногласий не признается началом  коллективного трудового спора, т.е. само по себе наличие разногласий  не влечет автоматически возникновение  спора. Для его начала работникам необходимо выдвинуть требования работодателю в установленном ст. 399 ТК порядке.

 

87. Участие службы по урегулированию  коллективных трудовых споров  в

разрешении  коллективных трудовых споров.

При рассмотрении коллективного  трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

1) уклонения одной из  сторон коллективного трудового  спора от участия в создании  или работе примирительной комиссии;

2) недостижения сторонами  согласованного решения относительно  кандидатуры посредника в течение  3 рабочих дней;

3) рассмотрения коллективного  трудового спора между работниками  и работодателями организаций,  в которых законодательством  РФ запрещено или ограничено  проведение забастовок;

4) недостижения согласия  при рассмотрении коллективного  трудового спора примирительной  комиссией, если стороны в качестве  следующей примирительной процедуры  выбрали рассмотрение спора в  трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия и трудовой арбитраж рассматривают  и разрешают коллективный трудовой спор, а также Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба) представляет собой систему  государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, предназначенная  для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации  примирительных процедур и участия  в них (ч. 1 ст. 407 ТК РФ).

Данный орган действует  на основании Положения о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным  органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем  организации, участия в примирительных процедурах, а также осуществления  мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 407 ТК РФ, п. 4 указанного Положения Служба по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет уведомительную  регистрацию коллективных трудовых  споров;

2) проверяет в случае  необходимости полномочия представителей  сторон коллективного трудового  спора;

3) формирует список трудовых  арбитров;

4) проводит подготовку  трудовых арбитров, специализирующихся  в разрешении коллективных трудовых  споров;

5) выявляет и обобщает  причины и условия возникновения  коллективных трудовых споров, подготавливает  предложения по их устранению;

6) оказывает методическую  помощь сторонам коллективного  трудового спора на всех этапах  разрешения этих споров;

7) организует в установленном  порядке финансирование примирительных  процедур;

8) организует работу по  урегулированию коллективных трудовых  споров во взаимодействии с  представителями работников и  работодателей, органами государственной  власти и органами местного  самоуправления;

9) подготавливает оперативную  информацию о коллективных трудовых  спорах (забастовках) в регионах  РФ, принимаемых мерах по их  разрешению;

10) организует работу по  подбору и повышению квалификации  работников службы, а также по  подготовке и повышению квалификации  посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении  коллективных трудовых споров;

Работники Службы могут привлекаться в качестве экспертов, посредников  и даже трудовых арбитров при проведении примирительных процедур по урегулированию споров. При этом они обязаны сохранять  государственную, служебную и коммерческую тайну.

Работники также вправе беспрепятственно посещать организации (филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

 

88. Понятие забастовки и порядок  ее проведения. Ограничение права  на

забастовку. Незаконные забастовки. Гарантии и  правовое положение

работников  в связи с проведением забастовки.

 

Забастовкой является временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного  трудового спора (п. 4 ст. 398 ТК РФ). Она  является наименее желаемым институтом защиты трудовых прав, но в то же время  наиболее эффективным.

Право на забастовку принадлежит всем работникам. Право на забастовку как  способ разрешения коллективного трудового  спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции  РФ. Право на забастовку может быть ограничено лишь федеральным законом  и только в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

Элементами права на забастовку являются:

1) право на организацию забастовки;

2) право на участие в забастовке.

Чтобы забастовка являлась законной, ст. 409 ТК РФ предусматривает случаи, когда работники могут реализовать  данное право:

1) если примирительные процедуры  не привели к разрешению коллективного  трудового спора (т.е. ни создание  примирительной комиссии, ни рассмотрение  спора трудовым арбитражем, ни  рассмотрение спора с участием  трудового посредника не дали  результатов и спор остался  неурегулированным);

2) если работодатель уклоняется  от примирительных процедур (не  является в назначенное время  для обсуждения спорных вопросов, не представляет необходимой  документации и иными способами  препятствует разрешению коллективного  трудового спора);

3) если работодатель не выполняет  соглашение, заключенное в ходе  разрешения коллективного трудового  спора.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден  к участию или отказу от участия  в забастовке. В противном случае лица, принуждающие работников к участию  или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную ответственность в порядке, установленном  ТК РФ, КоАП РФ соответственно.

В частности, ст. 417 ТК РФ устанавливает  дисциплинарную ответственность работников за незаконные забастовки. Так, работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий  день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего  в законную силу решения суда о  признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному  взысканию за нарушение трудовой дисциплины. Представительный орган  работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные  работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Административная ответственность  за объявление забастовки устанавливается  ст. 5.34 КоАП РФ и влечет наложение  административного штрафа в размере  от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

 

89. Дифференциация правового регулирования  труда: предпосылки,

критерии, способы осуществления.

Единство правового регулирования  труда проявляется в том, что  в содержании трудового законодательства имеются общие нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования  труда всех без исключения работников и работодателей. К числу названных, прежде всего, относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК РФ. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в  ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Данные нормы носят  общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией  источников трудового права.

С другой стороны, существуют специальные  нормы, которые призваны отразить специфику  труда отдельных работников или  протекающего в особых условиях. Такие  нормы обеспечивают дифференциацию при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Можно  выделить три вида норм, призванных обеспечить дифференциацию в правовом регулировании труда. Можно выделить нормы, предусматривающие дополнительные в сравнении с общим законодательством  о труде льготы. Подобные нормы  могут появиться на различных  уровнях правовой регламентации  труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном. Предоставление дополнительных льгот не вступает в  противоречие с вышестоящим по юридической  силе законодательством, поскольку  права и свободы человека и  гражданина объявлены высшей ценностью, которая составляет смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и должна обеспечиваться правосудием. Среди  норм, обеспечивающих дифференциацию при регулировании труда, выделяют нормы, приспосабливающие общие  предписания к особенностям трудовой деятельности. Данный вид норм призван  обеспечить адаптацию общих норм к особенностям трудовой деятельности. К числу таких норм следует  отнести предписания об установлении суммированного учета рабочего времени, которые призваны обеспечить соблюдение общей продолжительности рабочего времени за учетный период, то есть приспособить общую норму к особенностям трудовой деятельности. Подобные нормы  не имеют в своем содержании ограничений  прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Поэтому они  также могут быть созданы на различных  уровнях правовой регламентации  труда.  К числу норм, обеспечивающих дифференцированное регулирование  труда, необходимо отнести нормы, устанавливающие  изъятия из общих правил. Установление таких изъятий связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина, в том числе и в  сфере труда, могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Следовательно, нормы, предусматривающие изъятия  из общих правил, могут быть включены исключительно в содержание федерального закона. Однако для применения этих норм при регулировании трудовых отношений недостаточно включения  этих норм в содержание федерального закона без внесения соответствующих  изменений в ТК РФ. Как следует  из ч. 8 и ч. 9 ст. 5 ТК РФ, федеральный  закон, противоречащий ТК РФ, может  применяться после внесения в  Кодекс соответствующих изменений. Поэтому дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы  в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в  ТК РФ. Естественно, нормы, которые призваны изъять из применения общие правила, должны быть разработаны для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ целей. Без указания цели, ради которой  разработана и применяется норма, ограничивающая права и свободы  человека и гражданина в сфере  труда, ее реализация противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Реализация норм трудового права поставлена в  зависимость от волеизъявления представителей работодателя. В свою очередь, представители  работодателя имеют непосредственную заинтересованность в ограничении  трудовых прав и свобод. Поэтому  на практике чаще всего появляются и применяются нормы, ограничивающие права и свободы, предусмотренные  в ТК РФ и международно-правовых актах о труде. Нормы, устанавливающие  дополнительные льготы работникам, применяются  гораздо реже. Представителям работодателя бывает выгодно не исполнять нормы, предусматривающие дополнительные льготы для работников. В силу чего эти нормы не проходят путь от формального  к материальному выражению. В  связи с чем приходится констатировать, что государство не выполняет  конституционную обязанность по защите прав и свобод человека и  гражданина в сфере труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"