Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.

Файлы: 1 файл

труд.контрольная.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

3. Социально-правовые  гарантии и компенсации временно  не занятым безработным гражданам.  Пособие по безработице.

За безработным сохраняются  все общепризнанные права. Но государство  установило и дополнительные права  и гарантии для этой категории  граждан. Их можно разделить на две  группы.

1. Права в области защиты  от безработицы:

- на получение содействия  государства в трудоустройстве;

- на получение помощи  в организации своего дела;

- на временную, но гарантированную  государством занятость.

2. Права на получение  материальной поддержки в период  безработицы:

- на пособие по безработице;

- на материальную поддержку  на период временной нетрудоспособности;

- на досрочное оформление  пенсии по старости;

- на материальную помощь.

Помимо общих для граждан  гарантий трудоустройства, государство  установило ряд дополнительных гарантий и принимает некоторые дополнительные меры для трудоустройства безработных.

Безработные граждане имеют  право на бесплатную профессиональную ориентацию. Служба занятости может  направить безработного гражданина на обучение. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются за счет средств государственного фонда  занятости населения (в дальнейшем "фонд занятости") в учебных  центрах службы занятости или  иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости  договорами. У безработного гражданина возникает право требовать направление  на обучение в случаях:

- невозможности подобрать  подходящую работу из-за отсутствия  у гражданина необходимой профессиональной  квалификации;

- необходимости изменения  профессии (квалификации) в связи  с отсутствием работы, отвечающей  имеющимся у гражданина профессиональным  навыкам;

- когда гражданином утрачены  способности к выполнению работы  по прежней профессии (специальности).

Приоритетным правом пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные  граждане по истечении срока выплаты  пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных рабочих  мест, жены (мужья) военнослужащих и  граждан, уволенных с военной  службы. На период обучения направленному  гражданину назначается стипендия  за счет средств фонда занятости.

При направлении службой  занятости безработного с его  согласия на работу в другую местность  ему компенсируются материальные затраты: стоимость проезда (в т.ч. членов семьи, переезжающих совместно с  безработным), провоз имущества по устанавливаемым  нормам, выплачиваются суточные за время нахождения в пути, единовременное денежное пособие.

За счет средств фонда  занятости, выделяемых службой занятости  работодателям, последние создают  дополнительные рабочие места для  трудоустройства безработных. При  этом особое внимание уделяется слабозащищенным  категориям безработных: молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим  несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим  детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, инвалидам, лицам, продолжительное  время не имеющим работу, освобожденным  из учреждений, исполняющих наказание, беженцам, вынужденным переселенцам, гражданам, уволенным с военной  службы и членам их семей. Местные  представительные органы за счет собственных  средств, предоставления налоговых  льгот, других источников устанавливают  предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных  рабочих мест (квоту) для приема указанных  категорий граждан.

Перспективным направлением повышения уровня занятости населения  является развитие мелкого предпринимательства  и индивидуально-трудовой деятельности. Безработным, желающим заняться предпринимательством, индивидуально-трудовой деятельностью  оказывается службой занятости  целый комплекс услуг, материальная поддержка за счет средств фонда  занятости в соответствии с договорами, заключаемыми между ними.

Особо следует отметить гарантированную  государством возможность участия  безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, а по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях. Организуются общественные работы по предложению  и при участии службы занятости.

Это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие  предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие  социально полезную направленность. Поскольку организуются они за счет общественных, муниципальных, государственных  средств, можно утверждать, что это  единственный вид занятости (хотя бы и временный), который может быть гарантирован государством в условиях рыночных отношений, одна из наиболее эффективных мер обеспечения  конституционного права граждан  на защиту от безработицы. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, как при любом наемном  труде, заключается трудовой договор. Он является срочным, но подлежит расторжению сразу после предложения гражданину постоянной работы. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице.

Оплата труда на общественных работах производится за фактически выполненные работы, но не может  быть ниже уровня, установленного законодательством. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение  пособия по безработице. Период участия  в общественных работах включается в общий трудовой стаж гражданина.

При планировании общественных работ необходимо особенное внимание обращать на то, что это общественно-полезные работы, то есть работы, проводимые в  интересах общества, а не работодателя, даже если таковым выступает государство. Недопустимо использовать на общественных работах вакантные непрестижные рабочие места на предприятиях, которые  непрестижность самой работы должны были бы компенсировать повышенной оплатой.

Не обеспечивая возможность  каждому иметь заработанные своим  трудом средства для существования, государство берет на себя часть  расходов, связанных с содержанием  безработных и членов их семей. Все  виды материальной поддержки безработного осуществляются за счет средств фонда  занятости.

Основным видом материальной поддержки в период безработицы  является пособие по безработице. Назначается  оно одновременно с признанием гражданина безработным и выплачивается  по общему правилу с первого дня  безработицы. Лицам, уволенным в  связи с сокращением штатов (численности) предприятия, организации, учреждения или его ликвидацией и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начинают выплачивать с первого дня  после завершения выплаты ему  сохраняемой средней заработной платы.

В зависимости от порядка  определения размера пособия  всех безработных можно разделить  на две основные группы.

Первую группу составляют безработные, уволенные по любым  основаниям и имевшие в течение 12-ти месяцев, предшествующих началу их безработицы, оплачиваемую работу (доход) не менее 12 недель на условиях полного  рабочего дня (недели) или с соответствующим  перерасчетом при работе с неполным рабочим днем (неделей), а также  уволенные с военной службы и  из органов внутренних дел. Пособие  для этой группы безработных исчисляется  в процентном отношении к их средней  заработной плате в последние  два месяца по последнему месту работы: первые 3 месяца - 75% среднемесячной зарплаты, следующие 4 месяца - 60% ив дальнейшем - 45%, но не ниже минимального размера  месячной оплаты труда и не выше средней заработной платы по субъекту Федерации.

Вторую группу составляют все остальные безработные: ищущие работу впервые, стремящиеся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также  не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы. Пособие для этой группы выплачивается в размере минимальной месячной оплаты труда.

Особую группу составляют безработные, завершившие обучение по направлению службы занятости  и признанные в установленном  порядке вновь безработными. Первоначальный размер их пособия (первые 3 месяца) не может быть ниже выплачиваемой им во время учебы стипендии.

Размер пособия увеличивается  на 10% на каждого иждивенца безработного, но месячный размер его не может  превышать размера среднего заработка  по последнему месту работы.

Гражданам, проживающим в  районах Крайнего Севера, приравненных к ним, а также в других местностях, где действуют районные коэффициенты, пособие выплачивается с учетом этого коэффициента. В повышенном размере выплачивается пособие  безработным из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Период выплаты пособия  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для лиц, имеющих  стаж работы, дающий право на пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), срок выплаты пособия  увеличивается на две календарные  недели за каждый год, превышающий требуемый  стаж. Причем, одновременно в такой  же пропорции должен ; увеличиваться  и период, в течение которого учитывается  срок получения пособия, но в любом  случае период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Указом Президента № 723 от 2 июля 1992 г. "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" предусматривается поддержка безработных  в период их временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

Лицам, потерявшим работу и  заработок и признанным безработными, оплачивается период нетрудоспособности в размере установленного пособия  по безработице. Оплата производится из фонда занятости за фактическое  количество дней нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней. Безработным  женщинам оплачивается отпуск по беременности и родам. Но только тем, кто потерял  работу и заработок в связи  с ликвидацией предприятия, учреждения, организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания  безработными. Оплата отпуска по беременности и родам производится в размере  минимального уровня оплаты труда за счет средств фонда социального  страхования Российской Федерации.

В связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда лиц предпенсионного  возраста законодательство о занятости  предусматривает возможность досрочного оформления пенсии по старости. Требуемыми для этого условиями являются наличие у гражданина необходимого для назначения пенсии стажа (в том  числе для пенсии на льготных условиях) и возраста, не более чем на два  года меньше необходимого для назначения пенсии в обычном порядке. Лишь при  наличии этих условий органу занятости  дано право решать: предложить безработному досрочное оформление пенсии или  нет. При этом на практике органы занятости учитывают состояние на рынке труда, в т.ч. возможность появления вакантных рабочих мест, являющихся подходящими для безработного. Безработному дается право дать согласие или отказаться от досрочного оформления пенсии. Требовать досрочного его оформления он не может.

Наконец, законодательством  предусматривается возможность  оказания материальной помощи безработным  и членам его семьи. Материальная помощь безработному может оказываться  только после завершения выплаты  ему пособия по безработице, а  членам семьи безработного оказание материальной помощи никакими периодами  не ограничено.

Материальная помощь может  оказываться не только в виде денежных выплат, но и в виде оплаты за пользование  жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами учреждений здравоохранения  и общественного питания. Порядок  и условия оказания материальной помощи определяются законодательством  субъектов Федерации.

Наряду с обладанием специальными правами безработный несет и  дополнительные обязанности. Безработный  обязан являться в органы занятости  для получения предложений о  работе и для перерегистрации  в сроки, устанавливаемые органом  занятости, но не реже 2 раз в месяц:

являться на переговоры с  работодателем в течение 3 дней после  получения направления от органа занятости; не отказываться от подходящей работы; добросовестно учиться по направлению службы занятости; сообщать органу занятости изменения, с которыми связан размер получаемого им пособия  по безработице, о наличии ограничений  в работе, установленных компетентными  органами, о трудоустройстве, в том  числе временном и с неполным рабочим днем (неделей), о назначении пенсий, о предполагаемом отсутствии в месте регистрации.

Для обеспечения соблюдения установленных прав безработного государством предусматривается их защита в суде, установлена ответственность за нарушение законодательства о занятости  как работодателей, так и работников службы занятости. Существенными гарантиями обеспечения соблюдения прав безработных  являются создание специальных государственных  органов и определение источников и порядка финансирования мероприятий, обеспечивающих проводимую государством политику в вопросах занятости.

Предусматривая гарантии соблюдения прав безработного, государство  устанавливает и его ответственность  за нарушение обязанностей. Специальная  юридическая ответственность безработного предусмотрена в виде отложения, приостановки выплаты пособия по безработице на срок до 3-х месяцев  или уменьшения размера выплачиваемого пособия на 25 % на срок до одного месяца. Указанные санкции применяются  по решению органов занятости, о  чем безработный должен быть письменно  уведомлен. Решение органа занятости  об отложении, приостановлении выплаты  пособия или уменьшении его размера  может быть обжаловано безработным  в вышестоящий орган занятости  или суд.

Информация о работе Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ