Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.

Файлы: 1 файл

труд.контрольная.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Областной Центр не является структурным подразделением какого-либо из органов государственной исполнительной власти субъектов РФ и подчиняется  в своей деятельности Минтруда РФ и соответствующему органу исполнительной власти в лице администрации в  пределах ее компетенции.

Областной Центр взаимодействует  со структурными подразделениями органов  государственного управления области, органами местного самоуправления и  в рамках координационного комитета содействия занятости населения  области с профессиональными  союзами, союзами работодателей, другими  общественными организациями.

Областной Центр занятости  является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление и распоряжение средствами Фонда занятости по региону  в пределах утвержденного бюджета, имеет самостоятельный баланс, расчетный  и валютный счета в учреждениях  банка РФ, гербовую печать.

В состав областной службы занятости входят: областной центр  занятости населения; центры занятости  населения в районах и городах  области.

 

Основными задачами областного центра являются:

  • осуществление мер по реализации государственной политики занятости населения с учетом национальных, экономических и культурных особенностей области;
  • разработка и финансирование областных программ занятости на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, координации разработки и контроль за исполнением районных и городских программ занятости;
  • организация работы по содействию занятости населения на подведомственной территории, обеспечение руководства, контроля и оценки деятельности находящихся в его ведении местных органов службы занятости;
  • обеспечение социальной защиты населения в области занятости, проведение специальных мероприятий, содействующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • участие в определении минимальных и обязательных для всех местных органов службы занятости нормативов социальной поддержки граждан;
  • разработка в пределах своей компетенции дополнительных мер по реализации политики занятости.

Городской, районный центр  занятости населения входит в  состав организационно самостоятельной  федеральной государственной службы занятости РФ, создается и ликвидируется  приказами Минтруда РФ и социального  развития по согласованию с соответствующим  органом исполнительной государственной  власти.

Центр занятости обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции  политики занятости населения и  оказание гражданам и работодателям  услуг в области содействия занятости.

Центр занятости (кроме городов  Москвы и Санкт-Петербурга, а также  закрытых городов) относится к местным  органам федеральной государственной  службы занятости и входит в структуру  вышестоящего органа службы занятости.

В своей деятельности центр  занятости подчиняется вышестоящему органу службы занятости и местной  администрации в пределах ее компетенции, взаимодействует с профессиональными  союзами, союзами работодателей  и другими общественными организациями.

2. Понятие занятых  и безработных граждан. Подходящая  и неподходящая работа.

Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Она означает, что гражданин фактически реализует свободу выбора вида занятости и свое право на труд.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):

работающие по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ ";

занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по договорам;

"выполняющие работы  по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых  являются выполнение работ и  оказание услуг, в том числе  по договорам, заключенным с  индивидуальными предпринимателями,  авторским договорам, а также  являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей)";

избранные, назначенные или  утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы";

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, исполнением  других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

Как видно из указанного, существуют различные виды занятости, и понятие "занятые граждане" значительно шире понятия "работники", поскольку последние лишь один из видов занятости, хотя и самый  многочисленный.

Статья 2 закона относит к  занятым гражданам временно отсутствующих  на рабочем месте в связи с  отпуском. При этом подразумевается  не только очередной, но и учебный  отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, отпуск без сохранения заработной платы (как вынужденный, так и предоставленный по желанию  работника).

Российским законом о  занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Право на получение статуса  безработного гражданин может получить только при соблюдении следующих  четырех критериев.

Первый критерий - гражданин  должен быть трудоспособен.

Юридически нижний уровень  трудоспособности определен в ст. 173 КЗоТ РФ - это 16 лет независимо от пола, а верхний уровень установлен там же в ст. 242 и связан с пенсией  по старости: для мужчин - 60 лет, а  для женщин - 55 лет.

Отметим, что трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет, а в порядке исключения могут привлекаться к труду 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное  от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Однако законом о занятости не снижена  возрастная планка для признания  безработными и подростков.

Граждане, достигшие пенсионного  возраста, но не имеющие необходимого общего трудового стажа для получения  полной пенсии по старости, не вправе претендовать на признание их безработными.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере  и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий  работы, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к  ней. Для принятия решения о признании  инвалида безработным он представляет в службу занятости, наряду с документами, указанными в Законе о занятости  населения, индивидуальную программу  реабилитации инвалида.

Второй критерий - гражданин  должен не иметь работы и заработка. В соответствии с законодательством  к занятым гражданам относятся  лица, работающие по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях независимо от форм собственности, а также в  международных организациях как  на территории России, так и за границей.

Если гражданин потерял  основную работу (например, был уволен по сокращению штатов), но продолжает трудиться  как совместитель на другом предприятии, то он относится к числу занятых  граждан.

Ранее совмещаемая работа становится тогда основной, а он считается занятым гражданином  на условиях неполного рабочего времени.

Отметим, что пенсии, стипендии, семейное пособие, алименты, процентные начисления на вклады в банках, дивиденды  по ценным бумагам в понятие "трудовой доход" не входят. Однако, несмотря на это, получение гражданином стипендии  или пенсии отрицательно сказывается  на решении вопроса о признании  его безработным. Дело здесь в  том, что стипендия выплачивается  учащимся, а они согласно ст. 2 закона относятся к числу занятых; в  отношении пенсии есть специальная  оговорка в ч. 3 ст. 3, в соответствии с которой безработным не может  быть признан гражданин, имеющий  пенсию по старости (по возрасту), за выслугу  лет.

Третий критерий - готовность приступить к работе. В законодательстве, мы не находим подтверждения готовности приступить к работе, в эту готовность работникам службы занятости приходится верить со слов ищущего работу.

Подтверждается она тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ. Однако в ряде случаев можно увидеть, что, несмотря на уверения, готовность приступить к подходящей работе явно отсутствует.

Если гражданин временно нетрудоспособен, находится на медицинском  исследовании в стационарном медицинском  учреждении, в протезно-ортопедическом предприятии, а значит, приступить к  работе, которую ему могут подобрать, не в состоянии, регистрировать его  в этот период в качестве ищущего  работу не следует. Нельзя также считать  готовыми приступить к работе мать или другого члена семьи, осуществляющих уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, за требующим постоянного ухода  взрослым членом семьи (если, конечно, в семье нет других лиц, которым  можно перепоручить этот уход).

Беременные женщины до 30 недель беременности считаются трудоспособными. В связи с этим в такой период нет оснований отказывать им в  признании безработными.

Четвертый критерий - регистрация  гражданина в службе занятости в  целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных  граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации  безработных граждан", который  регламентирует порядок регистрации  в службе занятости безработных  граждан.

При этом работа с обратившимися  в службу занятости безработными гражданами делится на четыре этапа.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые к ней  приступить и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях  поиска подходящей работы, регистрируются в следующей последовательности:

- первичная регистрация  безработных граждан;

- регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей  работы;

- регистрация граждан  в качестве безработных;

- перерегистрация безработных  граждан.

По каждому этапу регистрации  органами по вопросам занятости ведется  регистрационный учет безработных  граждан. Формы документов по ведению  регистрационного учета безработных  граждан устанавливается Министерством  труда и социального развития Российской Федерации.

Безработные граждане снимаются  органами по вопросу занятости с  регистрационного учета в следующих  случаях:

- признания их в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о занятости населения  занятыми гражданами;

- прохождения профессиональной  подготовки, повышения квалификации  или переподготовки по направлению  органов по вопросам занятости  с выплатой стипендии;

- неявки без уважительных  причин в течение 10 дней со  дня их регистрации в целях  поиска подходящей работы в  органы по вопросам занятости  для предложениям им подходящей  работы, а также неявки в срок, установленный органами по вопросам  занятости для регистрации их  в качестве безработных;

- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам  занятости без уважительных причин;

- переезда в другую  местность;

- установления злоупотреблений  со стороны граждан (сокрытие  заработка (дохода), предоставление  документов, содержащих заведомо  ложные сведения, а также предоставление  других недостоверных данных  для признания безработными и  т.п.);

- осуждение к исправительным  работам без лишения свободы,  а также к наказанию в виде  лишения свободы;

- назначения в соответствии  с пенсионным законодательством  Российской Федерации пенсии  по старости (по возрасту), за выслугу  лет.

Информация о работе Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ