Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.

Файлы: 1 файл

труд.контрольная.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Введение

 

Осуществляемый в России в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических  проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с  людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует  совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы  использования трудовых ресурсов, возникают  новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит  серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом  политических дискуссий.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая  дополнительное количество рабочих  мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем  самым в большей степени удовлетворить  материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица  наносит и жизненным интересам  людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая  их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения  общего состояния экономики, для  оценки ее эффективности. Интенсивность  высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий  и производств, предстоящая структурная  перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная  политика в сфере занятости и  трудовых отношений.

 

Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

 

1. Регулирование  и организация занятости населения  в РФ. Система и компетенция  органов содействия занятости  населения в РФ.

Правовую основу для законодательных  и нормативных актов о занятости  составляет Конституция РФ, которая  наделена высшей юридической силой  и имеет прямое действие на всей территории страны.

Федеральные законы РФ по занятости, включая Закон Российской Федерации "О занятости населения в  Российской Федерации":

  1. разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации по занятости;
  2. регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений по занятости, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации. В этой части федеральные законы РФ по занятости являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
  3. вводят общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование по занятости.

Субъекты Федерации в  соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области  занятости законы, законодательные  и (или) иные правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" от 16 декабря 1993 г. N 2171 в отдельный блок российского  права выделено законодательство о  трудоустройстве и занятости  населения, состоящее из следующих  составных частей:

  • трудоустройство;
  • занятость населения;
  • службы занятости (биржи труда);
  • безработные (статус, пособия, стаж работы);
  • Государственный фонд занятости населения РФ;
  • другие фонды содействия занятости.

Важнейшие положения законодательства о занятости содержат КЗоТ РФ, постановление  Верховного Совета РФ "Об утверждении  Положения о федеральной государственной  службе занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г. и постановление  Верховного Совета РФ "Об утверждении  Положения о Государственном  фонде занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г.

Дополнительные гарантии граждан по занятости отражены в  ряде указов Президента РФ: "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий  работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" от 5 июня 1992 г.; "О мерах по социальной поддержке  граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном  порядке безработными" от 2 июля 1992 г.; "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" от 21 апреля 1993 г.; "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" от 23 мая 1996 г.

Правительство РФ приняло  ряд постановлений и распоряжений, обеспечивающих исполнение положений  Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ по вопросам занятости. Сюда относятся, например, такие нормативные  акты Правительства РФ:

"Об утверждении Положения  "О порядке регистрации безработных  граждан и условиях выплаты  пособия по безработице"" от 21 октября 1992 г.; "Об организации  работы по содействию занятости  в условиях массового высвобождения"  от 5 февраля 1993 г.; "О мерах по  обеспечению занятости населения  в случае возникновения критических  ситуаций на рынках труда в  отдельных регионах Российской  Федерации" от 20 мая 1994 г.; "Об  организации обучения незанятого  населения основам предпринимательской  деятельности" от 7 марта 1995 г.; "О  реализации Комплексной программы  мер по созданию и сохранению  рабочих мест на 1996 - 2000 годы" от 3 августа 1996 г.

Министерство труда и  социального развития РФ принимает  нормативные документы, требующие  правового регулирования, дает разъяснение  по применению указов Президента РФ и  постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений. Например, Минтруда РФ постановлениями  от 11 июня 1992 г. утвердил: Положение  об организации общественных работ, Временное положение о порядке  квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и в организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, Временную инструкцию о порядке  начисления пособий по безработице.

ФСЗ за годы действия закона "О занятости населения в  Российской Федерации" издала более 400 постановлений, приказов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений  в пределах своей компетенции. Многие ее нормативно-методические документы  определяют организацию работы служб  занятости и порядок расходования средств фонда занятости в  соответствии со статьями его расхода, установленными законодательными актами. Например, этой службой утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, Положение  о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное  дело в условиях выдачи им безвозмездной  субсидии, Положение о временном  трудоустройстве несовершеннолетних граждан, Технология взаимодействия с  гражданами, ищущими работу, и безработными, Положение о порядке и условиях предоставления выплат работникам, находящимся  в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным  временным прекращением работы организаций, Положение о порядке выделения  финансовых средств из Государственного фонда занятости населения РФ на организацию отдыха и лечения  детей безработных граждан.

Закон РФ о занятости в  разделе II закрепил право граждан  на обеспечение занятости и трудоустройство.

Содержание этого права  очень емкое и весь указанный  Закон направлен на реализацию этого  права

Учитывая, что вопросы  занятости носят ярко выраженный региональный характер, ставится задача развивать потенциал местного самоуправления, в том числе за счет подключения  активных общественных сил, способных  повлиять на стабилизацию местных рынков труда. Согласованное решение вопросов регионального экономического развития и создания новых рабочих мест, повышения качества рабочей силы будет более успешным при активном участии государственных и негосударственных  структур, работодателей, как основных "потребителей" рабочей силы, профсоюзов, которые представляют интересы работников.

Федеральной программой предусмотрено  сформировать надежный механизм защиты внутреннего рынка труда России при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников. С этой целью намечено установить квоты приема мигрантов, разработать  иммиграционные нормы и правила, определяющие порядок въезда, выезда и пребывания иностранцев в России.

Закон о занятости, а также  подзаконные и ведомственные  правовые акты, принятые в его развитие, в первую очередь, направлены на реализацию правовыми средствами республиканских  и территориальных программ содействия занятости населения.

Органы службы занятости  разрабатывают республиканские  и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие  меры содействия занятости населения. В них отражается проводимая политика в области регулирования занятости, предотвращения безработицы и обеспечения  социальной защиты от ее последствий, осуществляемая на общегосударственном  и местном уровнях.

Региональные (местные) программы, являющиеся органическими частями  государственной программы, строятся на анализе данных учета численности, структуры населения определенного  региона, потребности в рабочих  местах. В них намечаются конкретные мероприятия в области занятости  и средства их обеспечения.

В последние годы в стране принимаются нормативные акты по стабилизации занятости в тех  регионах, где имеется тяжелое  экономическое положение и высокий  уровень безработицы. В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 3 мая 1994 г. N 432 образована правительственная  комиссия по предотвращению критических  ситуаций на рынке труда в отдельных  регионах РФ.

При правительственной комиссии действуют две межведомственные рабочие группы: по содействию занятости  женщин и по содействию занятости  молодежи.

Правительственной комиссией  утверждены рекомендации по механизму  действий органов власти различных  уровней на территориях с критической  ситуацией на рынке труда, оперативному перераспределению средств Государственного фонда занятости населения РФ для создания федерального резерва, обеспечивающего финансирование мероприятий  по социальной поддержке граждан  при возникновении критических  ситуаций на рынке труда в различных  регионах России.

Постановлением Правительства  от 3 мая 1994 г. органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано  определить порядок действий в критических  ситуациях на рынке труда, предусмотрев такие меры: проведение экспертизы финансового состояния предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников; приостановка высвобождения работников или поэтапное его проведение; сокращение рабочего времени без  уменьшения численности работников и установление соответствующих  компенсационных выплат; установление видов, объемов и административных процедур проведения массовых общественных работ; контроль за своевременным предоставлением  работодателями сведений о планируемых  масштабах массового высвобождения  и предполагаемых действиях по его  сдерживанию.

Наряду с правительственной  комиссией в различных субъектах  РФ созданы региональные комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда.

В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан, испытывающих наибольшие трудности  в поисках работы, приказом ФСЗ  от 25 июля 1994 г. N 107 утвержден "Порядок  оказания финансовой помощи работодателям  на организацию дополнительных рабочих  мест для обеспечения трудоустройства  и занятости безработных граждан", который определяет условия и  формы предоставления органами службы занятости финансовой помощи за счет средств Государственного фонда  занятости населения РФ работодателям, организующим дополнительные рабочие  места. Дополнительное рабочее место - это создание работодателем возможностей для дополнительного трудоустройства  безработных граждан для обеспечения  на постоянной или временной основе их занятости в соответствии с  заключенным договором между  службой занятости и работодателем.

Центр занятости может  оказывать финансовую помощь на организацию  дополнительных рабочих мест предприятиям, организациям и учреждениям (работодателям) независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

Информация о работе Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ