Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.

Файлы: 1 файл

труд.контрольная.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Снятие безработных граждан  с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.

Согласно российскому  закону о занятости подходящей считается  такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует  профессиональной пригодности работника  с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места  работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Как видим, здесь четко  выделяют четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них.

Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая  определяется уровнем профессионального  образования, подтвержденным соответствующим  документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным  в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, определенные квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, которые  предъявляются работодателями к  работникам. В целях более точного  определения профессиональной пригодности  гражданина к выполнению работы по вакантной должности целесообразно  пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет  несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение при поиске работы той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, а также учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.

Второе условие - учет условий  последнего места работы. Сюда включаются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда.

Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного  заработка на прежнем месте работы. Работодатель выдает высвобождающемуся  работнику справку о среднем  заработке.

Если в редакции закона о занятости от 15 июля 1992 г. период исчисления среднего заработка исчислялся за последние два месяца, то в  его последней редакции (20 апреля 1996 г.) эта особенность устранена  и подсчет ведется за последние  три месяца, как и для других случаев исчисления среднего заработка.

При составлении справки  о среднем заработке работодатель использует Порядок исчисления среднего заработка., утвержденный Минтруда.

Третье условие - состояние  здоровья гражданина. Служба занятости  должна с учетом этого требования вести поиск вакансий. При этом берутся во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся  хронические заболевания, а также  предрасположенность к определенным видам заболеваний.

Некоторые работники, к примеру  имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что некоторые вещества для отдельных  лиц являются аллергенами, провоцируют  кожные заболевания или заболевания  органов дыхания. В таких случаях  работнику нужно иметь заключение врачебно-консультационных комиссий. Для инвалидов подходящей может  считаться только та работа, которая  соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЕК).

Иногда при наличии  инвалидности способность человека к труду может быть ограничена. Если в справке МСЭК (ранее этим занимались ВТЭК) указано о нетрудоспособности, то это не означает, что инвалид  не может быть принят на работу спустя некоторое время. В этом случае можно  порекомендовать инвалиду обратиться в органы здравоохранения или  социальной защиты и получить у них  направление на прохождение медико-социальной экспертизы. В настоящее время  при ее проведении используются новые  критерии оценки трудоспособности человека. После проведения медико-социальной экспертизы выдается не только справка  о подтверждении группы инвалидности, но и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места.

Максимальная удаленность  подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим  органом местного самоуправления с  учетом развития сети общественного  транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности  устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий  граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих  детей, и т.д.

Например, в Москве для  одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей  дошкольного возраста и детей-инвалидов, имеются ограничения: они должны тратить на дорогу от дома до работы не более одного часа, а инвалиды и беременные женщины - до 45 минут. Служба занятости здесь учитывает как  протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так и места пересадок  с одного вида транспорта на другой с тем, чтобы время в пути от дома до работы было минимальным.

Служба занятости должна вносить предложения на рассмотрение местных органов государственного управления об установлении для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей  дошкольного возраста, лиц предпенсионного  возраста меньшей максимальной удаленности  подходящей работы от места жительства граждан, чем это предусмотрено  для других категорий граждан.

Для некоторых категорий  граждан закон предусматривает, что подходящей работой может  быть любая оплачиваемая работа, включая  работу временного характера, требующая  или не требующая предварительной  подготовки.

В соответствии с законом "Об образовании" гражданам, впервые  ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется  на конкурсной основе получение бесплатного  профессионального образования  в государственных муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.

Указанная категория граждан  может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости, как правило, по краткосрочной форме  обучения, при этом обучение не означает их гарантированного трудоустройства, а проводится с целью дать им возможность  на конкурентной основе с помощью  службы занятости найти работу.

В случае отказа данной категории  граждан от получения профессиональной подготовки служба занятости может  предложить:

оплачиваемую работу, включая  работы временного характера;

работу, не требующую предварительной  подготовки;

работу, требующую предварительной  подготовки, как правило, на условиях трудоустройства на ученическое  рабочее место на предприятии.

Такие предложения пригодятся и для тех, кто пришел в службу занятости после трехгодичного  перерыва в работе или у кого окончился  первоначальный (12-месячный) период безработицы, а также для работников-сезонников.

Закон не обязывает службу занятости предлагать впервые ищущим работу сначала только обучение, а  потом неквалифицированную работу, хотя работники службы занятости  поступают именно так.

Тем же, кто имел трехгодичный перерыв в работе или имеет  статус безработного не менее 12 месяцев, обязательно сначала надо предложить повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность.

Предлагать работу, не требующую  предварительной подготовки, можно  только после отказа безработного сделать  это, и лишь при таком условии  работа может считаться подходящей.

В статье 4 настоящего закона обращается внимание на то, что работа должна отвечать требованиям законодательства о труде.

Среди лиц, впервые ищущих работу, встречаются несовершеннолетние, окончившие среднюю школу, а среди  тех, кто имел трехгодичный перерыв  в работе, - женщины, родившие ребенка. В трудовом законодательстве, в Основах  законодательства РФ об охране труда, принятых 6 августа 1993 г., есть специальные  правовые нормы, регулирующие труд подростков и женщин.

При поиске работы для молодежи службы занятости должны учитывать, что КЗоТ РФ (ст. 175) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых  работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может  причинить вред их нравственному  развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными  напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Нужно учитывать требования КЗоТ РФ при подборе работы для  женщин. Статьей 160 запрещается применение труда женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными условиями  труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ  по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается переноска и  передвижение женщинами тяжестей, превышающих  установленные для них предельные нормы.

Статья 161 ограничивает труд женщин на работах в ночное время.

Привлечение женщин к работам  в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного  хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в  качестве временной меры. Статья 162 запрещает ночные сверхурочные работы и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих  детей в возрасте до трех лет. Не допускается привлечение к работам  в ночное время, к сверхурочным работам  и работам в выходные дни и  направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей  в возрасте до трех лет.

Статья 163 КЗоТ РФ ограничивает сверхурочные работы и направления  в командировки женщин, имеющих детей. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до шестнадцати лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.

Предлагаемая службой  занятости работа не может считаться  подходящей, если: она связана с  переменой места жительства без  согласия гражданина; условия труда  не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Для некоторых граждан  именно работа в другом регионе, например в соседнем, покажется подходящей. Служба занятости может по просьбе  обратившегося гражданина подыскать  такую работу.

Специалисты службы обязаны  это сделать. Статья 12 настоящего закона предусматривает компенсацию материальных затрат гражданам в связи с  направлением на работу (обучение) в  другой регион по предложению службы занятости.

Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать  законодательству об охране труда. В  настоящее время это особенно важно для предприятий негосударственного, в том числе частного, сектора  экономики. На вновь создаваемых  предприятиях не всегда заботятся об охране труда работающих.

Каждый работник имеет  право на получение достоверной  информации от работодателя или государственных  и общественных органов о состоянии  условий и охраны труда на рабочем  месте, о существующем риске повреждения  здоровья, а также о принятых мерах  по его защите от воздействия вредных  или опасных производственных факторов.

В соответствии с КЗоТ РФ на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и  безопасные условия труда.

Решение службы занятости  о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с  этим обратившегося гражданина, как  и по другим вопросам, может быть обжаловано в вышестоящий орган  службы занятости или в суд, как  это предусмотрено ст. 11 закона.

В случае согласия гражданина пойти на предложенную ему работу он получает в службе занятости рекомендательное письмо (направление). Гражданин обязан в установленный ему срок известить  службу занятости о поступлении  на работу.

Если заключение трудового  договора не состоялось, работодатель должен дать в письменном виде отказ  в приеме на работу, а гражданин - доставить его лично в службу занятости в определенный срок.

Законодательством республик, входящих в РФ, представительными  органами субъектов РФ могут предусматриваться  иные, не противоречащие настоящему закону определения подходящей работы, усиливающие  социальную защищенность граждан.

В настоящее время обостряется  ситуация на рынке труда, что связано  с уменьшением вакантных мест на предприятиях и в организациях. В такой ситуации службы занятости  не всегда могут подобрать для всех граждан необходимую работу в соответствии с условиями, изложенными в данной статье закона. При отсутствии подходящей работы служба занятости может с согласия граждан подобрать предложения по работе временного или сезонного характера, участию в общественных работах.

Информация о работе Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ