Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.

Файлы: 1 файл

труд.контрольная.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Оказание финансовой помощи осуществляется только на конкурсной основе и при наличии средств  бюджета центра занятости по статье "Создание и сохранение рабочих  мест и оплата переезда безработных  в другую местность", утвержденного  вышестоящим органом службы занятости  на соответствующий период.

Основные результаты оказания финансовой помощи работодателям, организующим дополнительные рабочие места, должны выражаться в увеличении численности  трудоустроенных безработных граждан  по направлениям центра занятости, в  смягчении социальной напряженности  на местном рынке труда, повышении  экономической активности региональных предприятий.

Органы службы занятости  могут оказывать финансовую помощь работодателям для организации  дополнительных рабочих мест в форме  прямого или возвратного финансирования из средств фонда занятости по заключенным договорам.

Финансовая помощь на организацию  одного дополнительного рабочего места  не должна превышать 12-месячного размера  среднего уровня заработка, сложившегося в республике, входящей в состав РФ, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге на дату заключения договора. Суммарный размер оказываемой финансовой помощи по всем заключенным договорам не может превышать предельного размера средств, имеющихся по данной статье бюджета фонда занятости, утвержденного на соответствующий период.

Финансовая помощь из фонда  занятости не предоставляется неплатежеспособным предприятиям, если в течение трех лет до момента обращения предприятия  в конкурсную комиссию ему предоставлялась  государственная финансовая помощь (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498).

Контроль за расходованием  средств на оказание финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест по договорам с органами службы занятости проводят вышестоящие  органы службы занятости.

Контроль за целевым использованием работодателем финансовой помощи осуществляется службой занятости в соответствии с условиями договора, а при  необходимости для этих целей  на договорной основе привлекаются финансовые и налоговые органы.

В целях создания условий  для безработных граждан в  самостоятельном обеспечении себя работой и активного участия  их в предпринимательской деятельности приказом ФСЗ от 30 марта 1993 г. N 37 утверждено Положение о порядке работы органов  службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им безвозмездной субсидии. Этим Положением предусмотрено, что гражданам, признанным в установленном порядке безработными и желающим организовать собственное  дело, центры занятости могут оказывать  следующие виды услуг:

а) ознакомление с нормативными документами, пособиями, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в  центре занятости литературой о  порядке создания малых предприятий, организаций индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности.

Такая информация, как правило, может размещаться на информационных стендах службы занятости;

б) предоставление информации:

о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства (союзы малых предприятий, ассоциации фермеров, центры или агентства поддержки  предпринимательства и др.), видах  и условиях оказываемых ими услуг;

о возможностях и условиях обучения основам рыночной экономики  и профессиям, необходимым для  организации собственного дела;

в) ознакомление с порядком и условиями:

предоставления компенсации  для возмещения части расходов по созданию собственного дела (затраты  на приобретение пакета примерных учредительных  документов, оплаты госпошлины за регистрацию  малого предприятия, за получение свидетельства  на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью  и др.);

предоставления безвозмездной  субсидии на организацию собственного дела.

Безвозмездная субсидия предоставляется  в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия  по безработице и предназначена  для частичной компенсации расходов граждан, связанных с организацией собственного дела.

При регистрации гражданина в качестве безработного специалист центра занятости, проводящий прием, обращает его внимание на возможность организации  собственного дела (самостоятельной  занятости). В первую очередь содействие со стороны центра занятости оказывается  тем гражданам, которые уже выбрали  вид деятельности, продумали организацию  собственного дела и уверены в  эффективности этой деятельности.

С гражданами, желающими  организовать собственное дело, в  центре занятости проводится работа по выявлению их возможностей и способностей к предпринимательской деятельности и оказанию им соответствующей помощи. Эта работа проводится специалистом по вопросам самостоятельной занятости, а при отсутствии в штатах центра занятости специалиста - другим работником центра в соответствии с распределением обязанностей.

Финансовая помощь, консультационные и другие услуги центра занятости  и других организаций по договорам  с центрами занятости оказываются  предпринимателями, с которыми заключены  договора.

Гражданину, создающему собственное  дело, безвозмездная субсидия выдается в размере 12-месячного пособия  по безработице, причитающегося данному  гражданину.

Доля граждан, ищущих работу впервые, стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также  граждан, уволенных по любым основаниям, но не имеющих 12-недельного периода  оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, субсидия выдается в размере 12-месячной минимальной  заработной платы, установленной законодательством  на день выплаты субсидии.

Для граждан, организующих малые  предприятия и создающих рабочие  места не только для себя, но и  для лиц, направляемых центрами занятости, может предоставляться дотация  за каждого трудоустроенного по направлению  службы занятости, но не более, чем для 10 нанимаемых работников. Дотация выдается в размере 75 процентов 12-месячного  пособия по безработице, причитающегося безработному, направленному службой  занятости. Выделение дотаций производится при условии заключения с безработным  трудового соглашения на срок не менее  чем 12 месяцев и с полным рабочим  днем.

Для группы граждан, создающих  малое предприятие (являющихся его  соучредителями), размер субсидии определяется путем суммирования субсидий, установленных  для каждого гражданина.

Из субсидий и дотаций  не удерживаются полученные гражданином  ранее (до заключения договора с центром  занятости) сумма пособия по безработице, а также сумма расходов на его  обучение.

Виды и размеры финансовой поддержки определяются центром  занятости в зависимости от наличия  соответствующих финансовых ресурсов. Безвозмездные субсидии выдаются в  первую очередь по тем видам деятельности, которые являются приоритетными  для данной территории, и тем гражданам, которые испытывают наибольшие трудности  в поиске работы обычным путем.

Центр занятости вправе осуществлять контроль за ходом предпринимательской  деятельности гражданина, с которым  заключен договор, для чего работники  центра занятости могут проводить  проверку представленной гражданином  декларации о доходах в государственную  налоговую инспекцию и наличия  учетных документов осуществления  видов предпринимательской деятельности, предусмотренных договором.

Система государственных  органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, представляет собой общие и специальные  органы. Общими органами являются органы труда, обеспечивающие разработку и  реализацию единой государственной  политики в области труда, трудовых и других тесно связанных с  ним отношений. Они состоят из Министерства труда РФ и министерств, главных управлений, управлений труда  субъектов федерации. Специальными государственными органами являются органы службы занятости.

Трудоустройством граждан  занимаются и негосударственные  коммерческие организации. Лицензии на их деятельность выдаются в установленном  порядке органами исполнительной власти при наличии заключения службы занятости. Их деятельность осуществляется в соответствии с учредительными документами. В  отличие от государственных органов  службы занятости, оказывающих все  услуги бесплатно, негосударственные  организации содействия занятости  существуют за счет оплаты своих услуг  клиентами: работодателями и гражданами. Так, действующая в Москве фирма "Триза" существует за счет оплаты работодателями услуг по подбору  для них заявленных работников. Обращение  гражданина по поводу трудоустройства  в негосударственную организацию  и отсутствие у нее возможности  для трудоустройства данного  гражданина не вызывает каких-либо обязательств государства перед ним. Граждане самостоятельно и добровольно решают, обращаться ли за помощью в трудоустройстве  в негосударственные организации  или в орган государственной  службы занятости.

Федеральная государственная  служба занятости населения РФ сформирована в 1991 г. Ее деятельность регулирует комплекс законодательных и нормативных  актов, в том числе закон "О  занятости населения в Российской Федерации", "Положение о федеральной  государственной службе занятости  населения", указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минтруда РФ и др.

Функции, права и обязанности  службы занятости определены в Законе "О занятости населения в  Российской Федерации", являющимся нормативным актом прямого действия, и не могут быть переданы общественным организациям и структурным подразделениям исполнительных органов власти.

Органы службы занятости  на безвозмездной основе предоставляют  органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них отчетную документацию и сведения, необходимые каждой из сторон для  выполнения своих функций, имеют  право запрашивать на безвозмездной  основе у соответствующих исполнительных органов власти, у предприятий, организаций  и учреждений, включая учебные  заведения, сведения, необходимые для  разработки программ занятости.

Органы службы занятости  на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей работодателей и  представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  обсуждения в региональных координационных  комитетах содействия занятости  населения представляют на рассмотрение исполнительных органов власти и  вышестоящих органов службы занятости. После согласования программы занятости  подлежат утверждению соответствующими представительными органами власти.

Контроль за реализацией  программ занятости осуществляется органами представительной и исполнительной власти соответствующих территорий, вышестоящими органами службы занятости  и координационными комитетами содействия занятости населения.

Взаимодействие органов  службы занятости с организациями  предпринимателей (работодателей) и  трудящихся осуществляется на принципах  социального партнерства в рамках координационных комитетов содействия занятости населения.

Органы службы занятости  могут учреждать организации  и учреждения (быть их соучредителями), непосредственно способствующие функционированию службы занятости, кроме негосударственных  организаций, оказывающих платные  услуги в содействии занятости населения.

В области международного сотрудничества в решении проблем  занятости населения, включая вопросы  трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан  РФ, органы службы занятости осуществляют свою деятельность во взаимодействии с соответствующими исполнительными  органами власти и вышестоящими органами службы занятости.

В области финансово-кредитной  деятельности органы службы занятости  могут осуществлять:

инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах при гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест - после  обсуждения в координационных комитетах  содействия занятости населения  и по согласованию с соответствующими исполнительными органами власти;

инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан  с последующим их обязательным трудоустройством;

финансирование и кредитование безработных граждан, изъявивших желание  осуществлять предпринимательскую  деятельность;

хранение средств Государственного фонда занятости населения РФ на депозитных счетах в учреждениях  Центрального банка РФ, приобретение краткосрочных государственных  ценных бумаг.

Доходы, получаемые органами службы занятости от указанной деятельности, поступают в Фонд занятости и  направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы.

Указанные доходы налогообложению  не подлежат.

В областях, краях, республиках  РФ создаются центры занятости, которые  входят в состав федеральной государственной  службы занятости населения РФ.

Областной Центр осуществляет разработку и обеспечивает реализацию в пределах установленной компетенции  государственной политики занятости  населения на территории области.

Информация о работе Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ