Организация деятельности Правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическую страну, следовательно, организация органов власти, их деятельность должны отвечать нормам демократического государства. Именно поэтому в нашей стране разделена Конституционно на исполнительную, законодательную и судебную. Ни одна из них не имеет превосходства над другой властью. Разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам их деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией и независимы в реализации своих полномочий.

Файлы: 1 файл

Курсавая по правительству РФ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Конституция Российской Федерации определяет Россию как  демократическую страну, следовательно, организация органов власти, их деятельность должны отвечать нормам демократического государства. Именно поэтому в нашей  стране разделена Конституционно на исполнительную, законодательную и судебную. Ни одна из них не имеет превосходства над другой властью. Разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам их деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью контролировать и взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и изолированно действовать ни одна из них тоже не может. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм.

Центральным органом  федеральной исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. Это коллегиальный орган  общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Понятие и состав Правительства РФ

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство  РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

В состав Правительства  РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства  и федеральные министры.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства  Российской Федерации Председатель Правительства выполняет следующие  функции:

-определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства;

-представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

-представляет правительство внутри государства и за его пределами;

организует  работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;

-систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам;

-подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);

-распределяет обязанности между членами Правительства;

-систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

Так же в соответствии с тем же законом Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке его постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение.

Министр руководит  деятельностью соответствующего министерства на основе единоначалия, распределяет обязанности между своими заместителями, вносит на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию своего министерства; утверждает положения о структурных подразделениях министерства, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства и руководителей территориальных органов министерства, утверждает уставы подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с их руководителями и т.д.

Министр несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач.

  Что касается заместителя Председателя правительства то, как правило, они координирует деятельность определённого круга федеральных органов исполнительной власти, либо всех таких органов в пределах определённой проблематики. Нередки случаи, когда заместитель Председателя Правительства является одновременно министром. Заместители Председателя Правительства не вправе издавать собственные нормативные акты, но дают обязательные для исполнения поручения федеральным органам исполнительной власти.

В настоящее время Председатель Правительства имеет восемь заместителей (согласно Указу Президента от 12 мая 2008 года N 724), в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации. Каждый из заместителей Председателя Правительства имеет собственный секретариат.

Порядок формирования Правительства  установлен гл. 6 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ. Если Государственная Дума отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент вносит новую кандидатуру в течение недели. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения.

Заместители Председателя Правительства и федеральные  министры также назначаются Президентом  РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства представляет Президенту Рф предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Правительство — коллегиальный орган, оно принимает  свои решения на заседаниях большинством голосов и оформляет их в виде постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ — подзаконные акты. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Акты Правительства, противоречащие Конституции России, федеральным законам, указам Президента России, могут быть отменены Президентом РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

Председатель Правительства РФ организует работу Правительства и определяет основные направления его деятельности.

 Организация  деятельности Правительства РФ

Основной формой деятельности Правительства как  коллегиального органа являются его  заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства. В заседаниях Правительства могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ. По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

 Заседания  ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя. Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

1. решения по  которым принимаются исключительно  на заседаниях Правительства.  Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

2. вопросы, которые,  с точки зрения руководства  Правительства, имеют особое значение, например вытекающие из поручений  Президента.

Для обеспечения  деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который  работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

 Конституция  РФ не устанавливает сроки  полномочий Правительства. Однако  косвенным образом определяется срок в шесть лет: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство.

При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти. Из ч.1 ст.110 Конституции РФ можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность.

 

2.4 Полномочия  Правительства РФ 

Как высший орган  федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации  наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с  этими нормативно-правовыми актами Правительство Российской Федерации  установлены общие полномочия:

осуществляет  реализацию внутренней и внешней  политики Российской Федерации;

осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

обеспечивает  в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

осуществляет  управление федеральной собственностью;

обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

обеспечивает  единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.

Информация о работе Организация деятельности Правительства РФ