Организация деятельности Правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическую страну, следовательно, организация органов власти, их деятельность должны отвечать нормам демократического государства. Именно поэтому в нашей стране разделена Конституционно на исполнительную, законодательную и судебную. Ни одна из них не имеет превосходства над другой властью. Разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам их деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией и независимы в реализации своих полномочий.

Файлы: 1 файл

Курсавая по правительству РФ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. 

Общие полномочия Правительства РФ применительно  к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства  и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента.

 Правовыми  формами реализации Правительством  своих полномочий являются постановления  и распоряжения, которые обязательны  к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

На определении  объема полномочий федерального правительства  отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Полномочия  федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и  деятельности общества.

Правительство Российской Федерации руководит  работой федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству  и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач.

Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральное правительство  утверждает положения о федеральных  министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их центральных аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

В случае необходимости  федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании.

В ст. 114 Конституции  РФ не содержится положений или норм, характеризующих участи Правительства  в регулировании экономических процессов в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

С учетом того, что полномочия Правительства в  сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

1. В сфере  экономики Правительство Российской  Федерации осуществляет следующие  полномочия:

осуществляет  регулирование экономических процессов;

обеспечивает  единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует  социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает  и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает  государственную структурную и  инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет  управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную  политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного  сотрудничества;

осуществляет  общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных  производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный  план экономики Российской Федерации.

2. Также в  сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики Правительство Российской Федерации:

обеспечивает  проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет  Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает  совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные  с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию  рынка ценных бумаг;

осуществляет  управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет  валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах: законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан; законодательства РФ о физической культуре и спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения; о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

В перечисленных  и других законах и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных областей.

3. Полномочия  Правительства Российской Федерации  в социальной сфере:

Правительства Российской Федерации:

обеспечивает  проведение единой государственной  социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы  сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными  объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы.

2.5 Отрешение  от должности Правительства РФ

Весьма существенными  элементами конституционно-правового  статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.

Правительство Российской Федерации  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом Российской Федерации. Это обусловлено статусом Президента и, в частности его  полномочиями по назначению Председателя Правительства и формированию в целом данного ведущего федерального органа исполнительной власти. В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Отставка Правительства  возможна в случаях:

Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;

решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент  РФ;

недоверие Правительству  выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;

вопрос о доверии Правительству  ставит перед Государственной думой  его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу. 

Процедура принятия решения  о выражении недоверия Правительству  Российской Федерации установлена  в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление  о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев три раза выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Отставка Правительства  может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.


Информация о работе Организация деятельности Правительства РФ