Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:08, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

Файлы: 1 файл

Труд право- краткий курс лекция.doc

— 730.50 Кб (Скачать)

ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;

отказ от забастовок при  выполнении условий коллективного  договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:

1) нормативные (содержащие  локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации);

2) обязательственные  (содержащие конкретные обязательства  сторон с указанием сроков  их выполнения и исполнителей, ответственных за выполнение, например, работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются и уже не действуют);

3) информационные (информирующие  работников организации об основных  нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).

Изменения и  дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном  для его заключения.

Срок действия коллективного договора согласно ст. 43 ТК не может превышать трех лет, а вступление его в силу происходит со дня подписания договора сторонами либо с даты, установленной в коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на три года.

Коллективный договор  сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с ее руководителем.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или  смене формы собственности организации  любая из сторон вправе направить  другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации  коллективный договор сохраняет  свое действие в течение всего  срока проведения ликвидации.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников данной организации, т.е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношениях независимо от того, является ли работник членом профсоюза, подписавшего коллективный договор, относится ли он к штатным или внештатным работникам, совместителям, надомникам и т.п.

 

7. Коллективные соглашения

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Виды соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами  на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными  партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон, и это означает его заключение.

Содержание  и структура любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В ТК (ст. 45) даются краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться в  том же порядке, что и его принятие.

Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

 

8.Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Контроль за выполнением  коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду. Обязанность направить в семидневный срок подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателей.

Реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за выполнением содержащихся в них положений. Он осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, соответствующими органами по труду. При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны  предоставлять друг другу, а также  соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

 

9. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях

За нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях предусмотрена административная, дисциплинарная, материальная ответственность.

В ст. 5.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений:

- за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

- за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений.

- за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения

- за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Кроме того, полномочные  представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут  быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности.

Профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки условиям коллективного договора, могут быть привлечены работодателем к имущественной ответственности в виде возмещения убытков, причиненных проведением незаконной забастовки.

 

Тема 7. Занятость и  трудоустройство.

1. Общая  характеристика законодательства  о занятости населения

2. Понятие  и формы занятости в Российской  Федерации

3. Понятие  безработного гражданина

4. Порядок  регистрации безработных граждан  в органах государственной службы  занятости

5. Подходящая  работа

6. Условия  и сроки выплаты пособия по  безработице

8. Трудоустройство  граждан

7. Меры  социально-правовой защиты безработных  граждан

 

1. Общая характеристика  законодательства о занятости  населения

Правовую основу регламентации  отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют следующие источники:

1) ст. ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2) международно-правовые акты.

2.1) Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека, где закреплено право на труд.

2.2) Конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий и некоторые другие.

2.3) Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий.

3)  Специальный нормативный правовой  акт - Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. В Законе 1) даны понятия "занятость", "безработный", "подходящая работа", 2) определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления, 3) перечислены основные права граждан в области занятости, 4) определены основные государственные гарантии в области занятости, 5) освещены вопросы регулирования и организации занятости населения, 6) помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения, 7) имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан, 8) включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

4) Подзаконные акты- Постановлением Правительства РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

5) Законодательство субъектов Российской Федерации, что прямо предусмотрено Законом О занятости. Однако субъекты не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством.

6) Акты органов местного самоуправления.

 

2. Понятие и формы занятости в Российской Федерации

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Формы занятости согласно ст.2 Закона о занятости:

работа по трудовому  договору, в том числе выполнение работы за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иная оплачиваемая работа (служба), включая сезонные, временные  работы;

индивидуальная предпринимательская  деятельность;

подсобные промыслы и  реализация продукции по договорам;

выполнение работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избрание, назначение или  утверждение на оплачиваемую должность;

прохождение военной  службы, альтернативной гражданской службы, а также службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

прохождение очного курса  обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению  государственной службы занятости населения. Однако правовому понятию занятости граждан соответствует деятельность обучающегося, который получает стипендию;

временное отсутствие на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

учредители (участники) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"