Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:08, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

Файлы: 1 файл

Труд право- краткий курс лекция.doc

— 730.50 Кб (Скачать)

У физического лица правоспособность и дееспособность неразрывно связаны и возникают одновременно, т.е. это лицо признается одновременно правоспособным и дееспособным. Это единство определяется понятием "трудовая праводееспособность", или "трудовая правосубъектность". Трудовая правосубъектность - это единая способность физического лица быть субъектом трудового правоотношения (а также некоторых иных связанных с ним правоотношений). Трудовая правосубъектность характеризуется возрастным и волевым критериями.

Трудовая правосубъектность возникает по общему правилу с 16 лет. В случае получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. В организациях кинематографии, театральных, иных творческих организациях допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию.

Возрастной критерий трудовой правосубъектности связан с тем, что с этого времени  человек становится способным к  систематическому труду, что и закреплено в законе. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещается работа во вредных и опасных условиях, для них устанавливаются льготы в области охраны их труда. Им также запрещено выполнение работ, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и др.)

Наряду с возрастом  трудовая правосубъектность характеризуется волевым критерием, который связан с фактической способностью человека к труду (трудоспособностью). Даже лица, признанные инвалидами и утратившие способность к выполнению данной работы, по рекомендации соответствующих медицинских органов могут участвовать в других видах работ. Точно так же душевнобольные люди, сохранившие способность к труду, обладают трудовой правосубъектностью, за исключением случаев, когда в связи с болезнью они полностью утратили трудоспособность.

Граждане свободны в реализации своих прав, и естественные различия между ними, например пол, возраст, раса, национальность или имущественное положение, наличие или отсутствие регистрации по месту жительства, либо отношение к религии и другие обстоятельства не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Дискриминация запрещена  Конституцией РФ, как запрещен и  принудительный труд (ст. 19, 37).

Никто не может быть ограничен  в трудовых правах и свободах или  получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами как работника. Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК). Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК) и др.

Не являются дискриминацией различия, исключения или предпочтения, а также ограничения, связанные с квалификацией работника и особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите со стороны государства (лица, не достигшие 18 лет, инвалиды, женщины в связи с рождением ребенка и др.)

Правосубъектность ограничивается только по приговору или постановлению суда, если данное физическое лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной либо иной деятельностью (уголовная или административная ответственность).

 

 

 

Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда

1. Понятие  социального партнерства в сфере  труда, его особенности и основные  принципы

2. Представительство  интересов работников.

3. Представительство  интересов работодателей

4. Органы  социального партнерства

5. Коллективные  переговоры и урегулирование  разногласий в ходе их проведения

6. Коллективные  договоры 

7. Коллективные  соглашения

8.Контроль  за выполнением коллективных договоров и соглашений.

9. Ответственность  за нарушение законодательства  о коллективных договорах и  соглашениях

 

1. Понятие социального  партнерства в сфере труда, его особенности и основные принципы

В ТК дается легальное  понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

Система социального  партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

Система социального  партнерства включает стороны и  субъекты, принципы, уровни, формы, органы, принимаемые сторонами (субъектами) акты, процедуры их разработки и  заключения

Субъектами  социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 25 ТК работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Система взаимоотношений  между сторонами социального партнерства реализуется в разнообразных формах с помощью различных органов. Она включает следующие уровни:

Социальное  партнерство осуществляется на различных  уровнях:

- федеральном уровне - устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в РФ (постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия);

- межрегиональном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

- региональном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

- отраслевом уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальном уровне -  устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;

- взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- участие работников и их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Результатом реализации названных форм социального партнерства являются коллективные договоры в организациях и соглашения соответствующего уровня.

Основные принципы социального партнерства:

- равноправие сторон;

- уважение и учет  интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

- соблюдение сторонами  и их представителями трудового  законодательства;

- полномочность представителей  сторон;

- свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда;

- добровольность принятия  сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения  коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение  по их вине коллективных договоров,  соглашений.

 

2. Представительство  интересов работников.

Стороны социального  партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей. Многие вопросы, связанные с функциями представителей работников, регулируются ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 23.07.2008) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Согласно ст. 2 указанного Закона профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда в организации нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Согласно Закону о  профсоюзах (ст. 8) правоспособность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичной профсоюзной организации как юридического лица возникает с момента их государственной уведомительной регистрации в Министерстве юстиции РФ. При этом ни Министерство юстиции РФ, ни его территориальные органы на местах не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные  организации вправе и не регистрироваться, но в этом случае они не приобретают статуса юридического лица.

Запрещается обусловливать  прием на работу граждан, их продвижение  по работе, а также увольнение мотивами принадлежности или непринадлежности к профсоюзу. Законом о профсоюзах устанавливаются гарантии его членов (расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа).

Права профсоюзов:

- на представительство  и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.

Проекты законодательных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются  органами государственной власти и  местного самоуправления с учетом предложений  и  мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

- на содействие занятости.  Принимают участие в разработке  государственных программ занятости,  предлагают меры по социальной  защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации и т.п.

- на ведение коллективных  переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль  за их выполнением.

- на участие в урегулировании  коллективных трудовых споров.

- на информацию. Вправе  бесплатно и беспрепятственно  получать от работодателей, органов  государственной власти и органов  местного самоуправления информацию  по социально-трудовым вопросам.

- на участие в подготовке  и повышении квалификации профсоюзных кадров.

- на осуществление  профсоюзного контроля за соблюдением  законодательства о труде. Вправе  создавать собственные инспекции  труда.

- в области охраны  труда и окружающей природной  среды. 

- на социальную защиту  работников. Вправе участвовать  в формировании соответствующих социальных программ.

- на защиту интересов  работников в органах по рассмотрению  трудовых споров. Вправе по просьбе  членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе  обращаться с заявлениями в  защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

 

3. Представительство интересов работодателей

Согласно ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"