Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:08, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

Файлы: 1 файл

Труд право- краткий курс лекция.doc

— 730.50 Кб (Скачать)

Всеобщая декларация прав человека закрепляет право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них, права на отдых и досуг, право на получение образования, в том числе и бесплатного.

Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, гарантируется равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.

Международный пакт об экономических, социальных и  культурных правах закрепляет право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, право на справедливое вознаграждение и справедливую заработную плату за труд равной ценности, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на одинаковое для всех продвижение на более высокие ступени по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени.

Следует отметить, что российские правоприменители чрезвычайно редко применяют нормы перечисленных актов при регулировании трудовых отношений.

К числу источников трудового  права относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных Конвенций МОТ:

1. Конвенция N 29 о принудительном  или обязательном труде.

2. Конвенция N 47 о сокращении рабочего дня до сорока часов в неделю.

3. Конвенция N 92 о помещениях для экипажей на борту судов.

4. Конвенция N 95 об охране заработной платы.

 И другие .

Нормы конвенций подлежат включению в содержание внутреннего законодательства. Это связано с тем, что с текстом ратифицированных конвенций могут ознакомиться далеко не все правоприменители, они до настоящего времени официально не опубликованы. При принятии федеральных законов о ратификации конвенций МОТ их текст не приводится, а делается ссылка на номер конвенции и ее название. Поэтому их реализация происходит через включение в нормы внутреннего российского законодательства.

Источником трудового  права является Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года. В ней закреплены следующие принципы регламентации отношений в сфере труда:

1) свобода объединения  и действенное признание права  на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех  форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение  детского труда;

4) недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

Положения нератифицированных конвенций МОТ должны признаваться источниками трудового права России при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

- закрепления в конвенции  определенного правила поведения;

- совпадения данного  правила поведения с действием  перечисленных основополагающих  принципов в сфере труда.

 

7. Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений

Некоторые авторы признают в качестве источников ТП практику высших судебных инстанций.

Вместе с тем с  такой позицией согласиться нельзя.

В соответствии с ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 24 июня 1994 года КС РФ не только разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, но и дает обязательные для исполнения толкования Конституции РФ. Отдельные нормативные правовые акты или их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения Конституционным судом. К компетенции Конституционного Суда РФ отнесено и признание нормативных правовых актов неконституционными, что влечет утрату этими актами юридической силы. Данные полномочия не позволяют сделать вывод о выполнении Конституционным Судом РФ правотворческой функции. Конституционный Суд не создает новые правила поведения. Он признает неконституционными и отменяет действующие правила и нормы.

В соответствии с Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 года Пленум ВС РФ вправе давать руководящие разъяснения, обязательные для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Таким образом, в названном Законе закреплена обязанность всех правоприменителей, в том числе и работодателей, исполнять постановления Пленума ВС РФ. Принимая постановления, Пленум ВС РФ не только толкует законодательство, но и восполняет пробелы в правовом регулировании. Это позволяет, по мнению некоторых авторов,  сделать вывод о создании новых правил поведения Верховным судом РФ.

Вместе с тем, исходя из принципа разделения властей с  учетом того, что Россия относится  к Романо-германской правовой семье, нельзя говорить и создании норм права  государственными органами, основной функцией которых является отправление правосудия (судебная функция). По мнению большинства авторов, источниками трудового права являются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Однако следует отметить, что судебная практика играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления Пленума ВС, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они действительно восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства.

Таким образом, согласно доминирующей точке зрения, судебная практика не является источником права, в т.ч. трудового. Однако имеется тенденция к ее признанию.

Важное значение имеет Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами РФ ТК РФ".

Сохраняет свое значение для регулирования отношений, составляющих предмет трудового права, и Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", позволяющее работникам требовать компенсации морального вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности.

 

8. Соглашения, коллективные договоры, иные локальные  акты организации как источники  трудового права

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашения, регулирующие трудовые отношения, могут заключаться на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях. Заключенные между полномочными представителями работников и работодателей соглашения являются источником трудового права, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

При заключении соглашений на федеральном уровне должно быть соблюдено правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с федеральным законодательством.

Соглашения, заключаемые  на уровне субъектов Российской Федерации, должны соответствовать федеральному и региональному законодательству, соглашениям на федеральном уровне.

Соглашения могут быть заключены на территории органов  местного самоуправления - территориальные соглашения, которые должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. В их содержании также могут появляться дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы и преимущества работников.

Наличие такого источника  права, как соглашение, является еще одной особенностью источников трудового права, поскольку в других отраслях права подобных источников не имеется.

Коллективные договоры заключаются на уровне организации, то есть на локальном уровне. Коллективные договоры являются источниками трудового права, так как в них закрепляются правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Коллективные договоры не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным и региональным законодательством, а также действующими в организации соглашениями.

Коллективные договоры также как источник права в других отраслях права не применяются.

В соответствии с ТК РФ работодатель в пределах своей компетенции вправе принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права. Такие акты должны соответствовать федеральному и региональному законодательству, действующим в организации соглашениям и коллективному договору. Правовые акты представителей работодателя необходимо отличать от актов правоприменительной деятельности. Акты правоприменительной деятельности представителей работодателя издаются по отношению к конкретным лицам, они прекращают свое действие с момента возникновения, изменения или отмены прав и обязанностей этих лиц. Правовые акты имеют в своем содержании правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

 

9. Общая характеристика  Трудового кодекса

ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г, является важным этапом реформирования трудового законодательства. Он заменил КЗоТ, существовавший почти 30 лет. Новый ТК не только больше по объему, чем КЗоТ, но и иной по структуре и содержанию кодификационный акт в сфере труда.

В нем предусмотрены  различные новеллы, относящиеся  как к общей, так и к особенной части ТК. Все эти новеллы направлены на осовременивание трудового законодательства в соответствии с потребностями рыночных отношений. К числу принципиальных положений ТК, имеющих существенное значение для регулирования трудовых отношений, относятся: разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, определение сферы действия трудового права и его отграничение от гражданского права, дальнейшее расширение договорного регулирования как путем установления общего правила о регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами, так и с помощью диспозитивных норм, число которых значительно расширено в ТК по сравнению с КЗоТ, новеллы об отпусках (например, право на использование отпуска за первый рабочий год по истечении шести месяцев непрерывной работы в данной организации, положение о замене части отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией), установление механизма ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.

Структура ТК соответствует системе ТП. Однако в отличии от других кодексов в ТК отсутствую: общая и особенная части. Однако в отличии, от многих других кодексов эти части не имеют соответствующего характерного названия. ТК содержит 6 частей, не имеющих названий, каждая из которых делится на разделы (Общие положения, Социальное партнерство в сфере труда, Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, Оплата и нормирование труда, Гарантии и компенсации, Трудовой распорядок. Дисциплина труда, Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Охрана труда, Материальная ответственность сторон трудового договора, Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, Заключительные положения).

Разделы делятся на главы, а последние на статьи. Нумерация  частей, разделов, глав и статей сплошная. Согласно нумерации в ТК содержится 424 статьи. Однако с учетом внесения изменений в него, ряд статей утратили силу. При этом их положения включены в другие статьи. Добавлена новая глава «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».

 

 

Тема 4. Субъекты трудового права

1. Понятие  и виды субъектов трудового  права

2. Гражданин  и работник, как субъекты трудового  права

3. Работодатели  как субъекты трудового права

4. Представители  работодателей как субъекты трудового  права

5. Российская  трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права

6. Органы  государственной власти и местного  самоуправления как субъекты  трудового права

7. Юрисдикционные  органы как субъекты трудового  права

 

1. Понятие и  виды субъектов трудового права

Субъекты трудового  права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их.

В трудовом праве гражданин  обладает трудовой правоспособностью (способностью иметь трудовые права), трудовой дееспособностью (способностью своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности) и деликтоспособностью (способностью нести ответственность за трудовые правонарушения). Все эти три элемента возникают одновременно и называются трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой, условием для возникновения правоотношений трудового права.

Предметом трудового  права являются трудовые и производные  от них отношения, поэтому субъектами трудового права выступают стороны трудовых и тесно связанных с ними отношений.

Субъектами  трудового права могут быть:

граждане;

работники и их представители;

работодатели (организации  любых организационно-правовых форм или физические лица) и их представители;

объединения работодателей;

представители работников, в том числе профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками  выборные органы;

органы надзора и  контроля за соблюдением трудового  законодательства (инспекция труда);

органы по рассмотрению трудовых споров (суды, КТС);

органы службы занятости.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"