Сервис предоставляемый пассажирам на железнодорожном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:23, реферат

Краткое описание

Особенность российских железнодорожных маршрутов их существенная продолжительность. На некоторых направлениях поездка на поезде может длиться более недели. В связи с этим задачей перевозчиков является создание комфортных условий для путешествия, чтобы оно не казалось пассажиру слишком утомительным. Конечно, во многом обслуживание на железнодорожном транспорте Российской Федерации уступает сервису западноевропейских железнодорожных компаний, однако в последнее время в этом направлении достигнуты определенные успехи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 Требования к персоналу, обслуживающему пассажирские вагоны...4
2 Новые виды пассажирских вагонов …………………………………..8
3 Расширение услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

сервис на ждт.docx

— 44.29 Кб (Скачать)

      Вагоны  повышенной комфортности бизнес- класса включены в обновленный поезд «Россия»; его маршрут пролегает между Москвой и Владивостоком. Особенностью этого поезда является то, что он оснащен «анатомическими» полками-сиденьями, у пассажира, сидящего на такой полке, не устает спина. Каждый вагон оборудован душем, микроволновой печкой, холодильником; в СВ- вагонах имеются видеомагнитофоны. Двери вагонов оснащены блокираторами, что повышает безопасность пассажиров в дороге. Кроме того, в коридорах установлены видеокамеры, благодаря которым проводник всегда находится в курсе событий, происходящих в вагоне. Специальные диагностические датчики, установленные в поезде, передают сведения о состоянии узлов и деталей на главный компьютер в штабной вагон. При возникновении неисправностей информация об этом передается на ближайшую станцию, где специалисты устраняют возникшие неисправности. Аналогичные вагоны включены в поезда Москва Горький, Москва-Ижевск, Москва  Северодвинск, Москва Архангельск. 
Поезда Москва  Минск, Москва  Воркута, Москва-Адлер оборудуются вагонами эконом- класса: в них отсутствует бытовая техника, зато диваны шире и мягче по сравнению со стандартными; пассажирам предлагают горячее питание, чай, кофе, маленькую бутылочку вина.

      В комплекс услуг, предлагаемых в вагонах повышенной комфортности, входит гарантированное питание, предоставление печатной продукции, комплекта постельных принадлежностей и санитарно-гигиенического набора (он включает туалетное мыло, гигиеническую и бумажную салфетки), а также дополнительные меры по обеспечению личной безопасности  сопровождение поезда сотрудниками охраны, выдача блокираторов дверных замков купе. Постельное белье, выдаваемое пассажирам, всегда новое, в туалете имеется жидкое мыло, висят бумажные полотенца. 
Для комплектации наборов питания используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке. Как правило, ассортимент такого стандартного набора включает: сок 1/200 г, минеральную воду в бутылке, йогурт 1/130 г, булочку в полиэтиленовой упаковке, кондитерское изделие (печенье или песочное пирожное), мясную гастрономию в герметичной упаковке, сыр 1/10 г, масло сливочное 1/10 г, чай 1/2 г, кофе 1/2,5 г, сахар 1/10 г две упаковки, комплект столовых приборов разового пользования, бумажную салфетку. Набор питания комплектуется в индивидуальный контейнер, изготовленный из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. На Октябрьской железной дороге в поездах Москва-Санкт-Петербург уже в течение нескольких лет бортовое питание, включенное в стоимость проезда, обеспечивается фабрикой «Домодедово эр Сервис». 
В вагонах бизнес- класса питание отличается более широким выбором продуктов  пассажирам предлагается небольшое количество спиртного на выбор: маленькая бутылочка водки, коньяка или вина. Как уже отмечалось, все эти услуги входят в стоимость билета, поэтому платить за белье, гигиенический набор и комплект питания «ланчик» не надо. 
Проездной документ в вагоны повышенной комфортности содержит кодовое обозначение «У». Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает количество рационов питания, например, «У-2» обозначает двухразовое питание. В дальнейшем намечается оснастить все поезда дальнего следования вагонами повышенной комфортности. 
Помимо вагонов повышенной комфортности эконом- и бизнес- класса для более состоятельных пассажиров перевозчики предлагают вагоны класса «люкс». В отличие от вышеописанных, которые в основном переоборудованы из стандартного подвижного состава, вагоны «люкс» специально разрабатывались для перевозки богатых пассажиров. Такие вагоны имеют всего четыре купе, каждое из которых оборудовано душем, санузлом, кондиционером, аудио- и видеоаппаратурой. Диван, установленный в купе, может раскладываться в двуспальную кровать. Каждое купе рассчитано на 1- 3 человек (для последнего случая предусмотрена откидная полка), что позволяет выкупать его целой семьей или одним пассажиром, т. е. исключается соседство случайных попутчиков. В конце вагона предусмотрен бар, где можно скоротать время. Первые вагоны нового образца начали курсировать из Москвы в Хельсинки, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Адлер. 
С мая 2002 г. Московская железная дорога начала предлагать пассажирам VIP-обслуживание. Оно заключается в предоставлении VIP-пассажиру в аренду целого вагона. Снаружи такой вагон не отличается от остальных, однако внутри него находятся роскошные апартаменты: спальня с полуторной кроватью; кабинет с компьютером и спутниковой связью; конференц-зал для переговоров; купе секретаря-референта; ванная комната; кухня, купе охраны. Перевозчик предоставляет также повара для приготовления пищи, однако при желании можно взять своего повара. Для аренды VIP-вагона пассажир должен подать заявку на имя начальника железной дороги с указанием даты и маршрута поездки. Вагон цепляют к обычному скорому поезду, а в пункте назначения его ставят на запасной путь. Аренда вагона стоит 200 $ США в сутки (без стоимости проездных документов). В настоящее время оборудовано уже 25 таких вагонов, большая часть которых бронируется членами Правительства, а остальные используются в коммерческих целях. 
Отдельные перевозчики начали осуществлять программы, направленные на обслуживание такой категории пассажиров, как инвалиды. С этой целью вагоны оборудуются специальными купе для людей с ограниченными возможностями самостоятельного передвижения. Такие вагоны имеют скаты или механические подъемники для инвалидных колясок, расширенные двери купе, более широкие постельные полки, кнопки вызова проводников. Для пассажиров со слабым зрением и слухом предусмотрены световые и звуковые табло в туалетах. Аналогичные информационные табло устанавливаются и в самих купе для инвалидов. Вагоны с купе для людей с ограниченными физическими возможностями уже входят в состав фирменных поездов Октябрьской железной дороги (поезда «Юность», «Смена» в сообщении Москва-Санкт-Петербург, поезд № 31 Москва-Хельсинки), Свердловской железной дороги (фирменные поезда «Югра», «Кама», «Малахит»), Дальневосточной железной дороги (фирменный поезд «Юность» в сообщении Комсомольск-Хабаровск). 
На Южной железной дороге (Украина) в фирменном поезде 63/64 Харьков-Киев появились вагоны, в которых билеты для мужчин и женщин продаются в разные купе. Цены на билеты в эти вагоны не отличаются от остальных. Вагоны введены для удобства пассажиров, испытывающих дискомфорт в «смешанных» купе. В ближайшем будущем такую услугу предполагается вводить и на железных дорогах России  пассажир сможет выбрать мужское, женское или семейное купе. 
Улучшается сервис пассажиров и на маршрутах между крупными близлежащими городами. В частности, между Москвой и административными центрами рядом расположенных областей (Тулой, Калугой, Ярославлем, Рязанью, Владимиром, Орлом) стали ходить электропоезда, предоставляющие пассажирам условия поездки с высоким уровнем комфорта. Эти «поезда-экспрессы» (иногда их еще называют «евро-электричками») состоят из вагонов 1, 2 и 3-го классов. Вагоны 1-го класса имеют 4-местные купе с креслами, оборудованными откидными спинками, и столиком посередине. В вагоне установлено четыре телевизора, в конце  биотуалет. Во время поездки пассажирам раздают газеты и журналы. Вагоны 2-го класса на купе не делятся, однако они оснащены мягкими сиденьями с откидными спинками. В вагоне 3-го класса установлены обычные для электричек сиденья. Во всех вагонах имеются светящиеся табло с бегущей строкой, на которой указывается название следующей станции. 
Интересным предложением Московской железной дороги является организация туристско-экскурсионного электропоезда в Ясную Поляну, курсирующего туда из Москвы 3 раза в неделю  по пятницам, субботам и воскресеньям. Каждый вагон электрички стилизован под XIX в., стены салона украшены репродукциями, отражающими сцены из произведений Л.Н.Толстого. Во время поездки в вагонах 1-го класса демонстрируются фильмы, поставленные по романам писателя. В пункте назначения ко времени прибытия поезда для туристов подают автобусы с экскурсоводами. 
Условия путешествия пассажиров перевозчики стараются совершенствовать не только в дорогих и комфортабельных экспрессах. В последнее время оживились ремонтные работы пригородного подвижного состава, в результате которых планируется «продлить жизнь» обычным электричкам еще на 15-18 лет. Для этого во время капитального ремонта в них устанавливают мягкие сиденья, люминесцентное освещение, защищенную от любых посягательств систему отопления, современные кондиционеры, биотуалеты (по два на каждый пригородный поезд). Каждый вагон предполагается оборудовать видеокамерой, дающей возможность машинисту постоянно следить за порядком в вагоне. В случае непредвиденной ситуации машинист сможет блокировать двери вагона поезда и вызвать милицию. 
 

           3 РАСШИРЕНИЕ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ                   ПАССАЖИРАМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ  

      Для коммерческого успеха перевозчиков обслуживание, связанное с расширением  ассортимента услуг, предоставляемых  пассажирам, в последнее время  приобретает все большее значение. При этом помимо традиционных видов  сервиса появляются новые формы  организации обслуживания пассажиров, учитывающие различные аспекты, связанные с процессом перевозки. 
Одной из задач улучшения обслуживания путешествующих по железным дорогам является увеличение скорости движения поездов, что позволяет сократить время доставки пассажиров в пункты назначения. С этой целью разработана программа внедрения скоростного и высокоскоростного движения поездов, предусматривающая увеличение скоростного режима до 160  200 км/ч на существующих линиях и сооружение высокоскоростных специализированных магистралей для движения поездов со скоростью до 350 км/ч. В результате осуществления этой программы с июня 2002 г. на ряде маршрутов железных дорог России был введен новый график движения поездов в связи с увеличением их скорости. Например, на туристском направлении Санкт-Петербург-Адлер такое нововведение позволило сократить время поездки почти на 6 ч. 
Программа развития скоростного движения рассчитана на период до 2015 г. Уже завершена реконструкция линии Москва - Санкт-Петербург на скорость 200 км/ч (с возможностью следования на отдельных участках со скоростью 250 км/ч). Организация скоростного движения предусмотрена на направлениях: Санкт-Петербург - Бусловская (Хельсинки); Москва- Красное (Минск-Брест  Варшава-Берлин); Москва- Нижний Новгород-Екатеринбург; Москва-Отрожка- Ростов-на-Дону. 
Как уже отмечалось, с введением в действие системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» на российских железных дорогах для удобства пассажиров увеличится срок бронирования билетов он составит 63 дня (вместо 45). 
Во время железнодорожной перевозки пассажирам предоставляется новый вид обслуживания телефонная спутниковая связь. Уже сейчас пассажиры поезда № 16, курсирующего между Москвой и Архангельском, имеют возможность связаться с любым населенным пунктом России через таксофон, установленный в купе бригадира поезда. Телефонные карты для переговоров можно купить у проводников вагонов (плата за карту довольно умеренная  150 руб. за 3 мин разговора).

      Услугой благотворительного характера является создание перевозчиками «Храмов на колесах». Первый вагон-храм был подарен Московской железной дорогой Московской епархии в канун 2000 г., затем такие храмы стали появляться и в других регионах страны. Например, на станции Котлас (Северная железная дорога) под храмовый комплекс были переоборудованы три купейных вагона. В первом разместилась церковь (есть маленькая звонница), во втором  трапезная, в третьем  жилые помещения для священнослужителей. Поезда, оборудованные вагонами-храмами, дают возможность людям в глухих уголках страны, где отсутствуют церкви, принять крещение, обвенчаться, прийти помолиться. 
Железнодорожными структурами разработан ряд мероприятий по улучшению информационного обслуживания своих клиентов. В частности, вокзалы крупных городов предполагается оснастить информационными киосками (инфоматами), предназначенными для предоставления оперативной информации по дальним и пригородным пассажирским перевозкам. С помощью инфомата можно получить ответ на любой вопрос, входящий в перечень справок информационной справочной службы. Технически общение пользователя с информационной системой осуществляется с помощью сенсорного монитора. Такой способ получения информации исключает необходимость выстаивания в очереди для получения справки; снижает вероятность злоупотребления кассиров, которые иногда скрывают наличие свободных мест на маршруте; позволяет пассажиру самому выбрать оптимальный маршрут следования, что экономит время на его диалог с кассиром. 
Сейчас инфоматы эксплуатируются на Приволжской железной дороге, в Управлении Московской железной дороги, в Московском железнодорожном агентстве, в Совете Федерации РФ, в Государственной Думе, на некоторых московских вокзалах. Установка таких информационных систем будет производиться и на вокзалах других крупных городов. При этом предполагается расширить круг вопросов, связанных с предоставлением сведений о местных гостиницах и гостиницах в городах назначения (телефоны, адреса, цены); о культурно-развлекательных программах в районах вокзалов и в иных местах (кинотеатры, театры, выставки, музеи, экскурсии); об адресах ближайших пунктов обмена валют; о местонахождении предприятий торговли, питания и бытовых услуг; о погоде в крупных городах и в столицах иностранных государств (на текущие сутки и прогноз на четыре дня); о бюро находок; о движении других видов транспорта по станциям назначения поездов (наличие метро, маршруты и расписание автобусов, судов и т.д.). 
Для обратной связи пассажиров с руководством перевозчиков на вокзалах и в поездах вывешиваются номера «телефонов доверия», по которым пассажиры могут позвонить и записать на автоответчик жалобу или благодарность. Записи регулярно прослушиваются ответственными работниками службы пассажирских перевозок и как ответ на них принимаются соответствующие меры. Такая форма работы впервые была опробована на Забайкальской железной дороге и в настоящее время для повышения качества обслуживания пассажиров вводится на других направлениях. 
С этой же целью проводится ряд мероприятий, связанных с работой вокзалов. В результате реконструкции и модернизации внешний вид вокзалов становится современным и привлекательным:

      -    увеличиваются площади залов ожидания; 
-    появляются благоустроенные посадочные платформы; 
-    расширяются услуги по предоставлению питания, информации; 
-    создаются условия для организации на территории вокзалов торговых точек, а также развлекательных центров вблизи них. Для транзитных пассажиров организуются экскурсии по городу, проводятся показы мод, устраиваются выставки и концерты. 
Недавно Управление Московской железной дороги приняло решение о воссоздании на всех девяти столичных вокзалах часовен.

      Известно, что до революции все железнодорожные  вокзалы Москвы имели свои часовни, где путешественники могли помолиться или поставить свечку перед посадкой в поезд. Теперь старую русскую традицию  молиться о благоприятном исходе поездки  решено возродить. На Павелецком вокзале такая часовня уже открыта, остальные будут строиться по мере поступления пожертвований, на которые решено их создавать. 
Большое внимание уделяется и безопасности пассажиров на вокзалах. С этой целью на перронах и в залах ожидания устанавливают видеокамеры, позволяющие следить за обстановкой на территории вокзального комплекса, что способствует предупреждению противоправных действий. 
Важным направлением в развитии туристских транспортных систем в последнее время стало их тесное сотрудничество между собой, которое явилось результатом не только общего технического прогресса, но и в определенной степени их конкуренции. Уже говорилось о создании скоростной железнодорожной трассы между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово, которая призвана осуществлять доставку авиапассажиров в один из аэропортов Московского региона. В недалеком будущем планируется строительство скоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет центр столицы со строящимся терминалом аэропорта Шереметьево-3. В перспективе эту магистраль намечается связать с железнодорожными линиями, идущими в аэропорты Внуково и Домодедово. 
В ряде городов Подмосковья (Мытищах, Егорьевске, Озерах и др.) планируется строительство единых авто- железнодорожных вокзалов, что позволит пассажирам, не выходя на улицу, пересаживаться с автобуса на электричку и наоборот. Первый такой мультимодальный вокзал начали строить в подмосковной Кашире.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Культура  обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана  с художественными аспектами  услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются  как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться  на всех материальных предметах, которые  сопровождают процесс обслуживания: на здании и его архитектуре, интерьере  помещений, на элементах декоративно-прикладного  искусства, на организации рабочих  мест. Особое внимание уделяется освещению  и колориту интерьера.

      Эстетическая  культура работника сервиса связана  с его внешним видом (одеждой, обувью, прической, аксессуарами). Его  внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям  и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая  разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в  дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

      Если  все перечисленные элементы обслуживания - профессионально-трудовые, психологические, этические, эстетические - свойственны  всем сотрудникам фирмы и находятся  в гармоническом единстве, то это  создает общий конструктивный стиль  обслуживания. Подобный стиль оказывается  весьма важным элементом имиджа сервисного предприятия, поэтому его нередко  называют фирменным стилем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. МарТ, Ростов-на-Дону, 2006.
  2. Манько О.Б. Железнодорожные перевозки. Правовые аспекты. М.: Юристъ, 2008.
  3. Елизаров В.А. Транспортное право. Учебник для ВУЗов. М.: Юстицинформ, 2005.
  4. Кулибанова В. В. Маркетинг: Сервисная деятельность. СПб., 2001.
  5. Третьякова С.Н. Сервисная деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия» 2008.
  6. Интернет материалы.

Информация о работе Сервис предоставляемый пассажирам на железнодорожном транспорте