Международная транспортная классификация грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Международным стандартом товарной классификации стала Гармонизированная система (ГС) – синтез Брюссельской таможенной номенклатуры, Стандартной международной торговой классификации ООН и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов, включая таможенные и транспортные номенклатуры. В ГС применяется шести- разрядная система кодирования товаров.

Файлы: 1 файл

Лекции грузоведение.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Тема 1.

 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

 

План лекции:

1.1. Основные признаки  классификации грузов.

1.2. Генеральные грузы.

1.3. Массовые грузы.

1.4. Специальные грузы

1.1. Основные признаки  классификации грузов.

Вся совокупность товаров, которые с началом процесса транспортировки становятся грузами, может быть классифицирована по  множеству признаков, среди которых основными являются следующие:

  • природное происхождение;
  • биохимический состав;
  • степень обработки;
  • потребительское назначение.

По природному происхождению можно различить грузы:

  • минерального происхождения (характеризуются наличием и содержанием в них различных элементов неорганической химии);
  • животного происхождения (характеризуются содержанием большой концентрации жиров и белков – мясо и мясопродукты, продукты моря, кожсырье, птица и др.);
  • растительного происхождения (характеризуются высоким содержанием углеводов – зерно, злаки, крупы, фрукты, овощи, лен, хлопок и др.)

Исходя из признака биохимического состава грузы подразделяются на:

  • неорганические (минеральные грузы);
  • органические (грузы животного и растительного происхождения).

По степени обработки  грузы можно разделить на следующие подгруппы:

  • сырье (необработанная или крайне незначительно обработанная основа для последующего производства);
  • полуфабрикаты (сырье, прошедшее технологическую обработку, но не доведенное до состояния, пригодного для потребления);
  • готовые изделия (продукция, готовая для непосредственного потребления).

Исходя из потребительского назначения, грузы могут быть классифицированы как:

  • продовольственные (продукты питания, пищевкусовые товары и напитки);
  • промышленные (оборудование, строительные материалы, лесоматериалы, обувь, одежда и др.).

Помимо этой классификации товаров  применяются еще классификации  – торговая, тарифная и транспортная.

Международным стандартом товарной классификации стала Гармонизированная система (ГС) – синтез Брюссельской таможенной номенклатуры, Стандартной международной торговой классификации ООН и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов, включая таможенные и транспортные номенклатуры. В ГС применяется шести- разрядная система кодирования товаров.

Тарифная классификация (или номенклатура) грузов построена по признакам производственного происхождения грузов, по размерам тарифов за перевозки и размерам ставок сборов.

Транспортная классификация грузов осуществляется по способам перевозки и перегрузки. По ней грузы делятся на:

  • генеральные;
  • массовые;
  • специальные.

1.2. Генеральные грузы.

Генеральные грузы – это штучные грузы в упаковке и без нее. По виду упаковки это тарно-упакованные грузы (в мешках, коробках, ящиках), а также грузы в укрупненных грузовых и транспортных единицах (в пакетах, на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах и т.п.).

Рутинные грузы  – это грузы без тары и упаковки (трубы, металлоконструкции и др.).

Генеральные грузы  разделяются  по размерам, массе и габаритам.

К легковесным грузам относятся грузы, которые на 1 т веса занимают объем более 2 м2 (шерсть, табак, пух, вата и т.п.).

К длинномерным относятся грузы, длина грузового места которых превышает 3м.

Негабаритными называются грузы, которые по своим размерам не вписываются в габариты судовых помещений, железнодорожных вагонов, платформ, путей, автомобильных кузовов и пр.

В зависимости от транспортных характеристик и физико-химических свойств грузов, дальности перевозок и используемых видов транспорта все генеральные грузы можно также разделить на:

  • контейнеропригодные грузы, перевозка которых в контейнерах возможна и экономически целесообразна;
  • контейнеронепригодные грузы, перевозка которых в контейнерах возможна, но экономически нецелесообразна;
  • грузы, которые целесообразно перевозить укрупненными единицами в пакетах, на поддонах, паллетах, роллтрейлерах или на специальных многоосных тележках;
  • грузы, которые целесообразно перевозить в подвижном составе смежных видов транспорта (комбинированные перевозки);
  • грузы, погрузку и выгрузку которых целесообразно производить своим ходом или методом буксировки (автотехника, сельхозтехника, транспортное оборудование и т.д.).

1.3. Массовые грузы.

Массовые грузы, составляющие основную (по массе) часть перевозимых всеми видами транспорта грузов, подразделяются на четыре основные категории: наливные, навалочные, насыпные и лесные.

К наливным относятся жидкие грузы, предъявляемые к перевозке наливом. Основную их массу (более 90 %) составляют нефть и нефтепродукты. К ним также относятся продукты химической промышленности (сжиженные газы, кислоты, щелочи, красители, лаки и т.д.) и продукты пищевкусовой промышленности (спирты, масла, вино, молоко, жиры, патока и т.д.).

Нефтепродукты составляют особую группу. Они подразделяются на светлые (бензин, керосин, газовый конденсат и  др.), темные (мазут, тяжелые сорта  топлива, сырая нефть), жидкие смазочные  материалы, в основном получаемые путем перегонки нефти, и ряд других.

Навалочные грузы. К данной категории относится широкая номенклатура грузов, перевозимых без тары и распределения по грузовым местам, предъявляемых к транспортировке навалом (уголь, руда, зерно, концентраты руды и угля, соль, сахар-сырец и т.д.). Подавляющее большинство из них состоит из однородных или неоднородных частиц ограниченного размера.

В зависимости от размеров частиц (или гранулометрического состава) навалочные грузы делятся на следующие  основные группы: особо крупные (размер частиц более 320 мм), крупные (61 - 320 мм), мелкие (10-60 мм), зернистые (0,5 - 9,0 мм), порошкообразные (0,05 - 0,49 мм), пылевидные (менее 0,05 мм).

Насыпные грузы. К данной категории относятся сыпучие грузы, которые, как и навалочные, принимаются к перевозке без счета мест и тары, но в отличие от навалочных - не навалом, а насыпью. Основная характеристика их - сыпучесть, которая определяет степень их подвижности при транспортировке. Сыпучесть определяется характером распространения внутренних сил в сыпучей массе груза. Степень их подвижности характеризуется величиной угла естественного откоса и силой внутреннего сопротивления сдвигу. Сопротивление сдвигу является суммарной силой сопротивления трению твердых частиц груза по поверхности скольжения и сопротивления связанности, т.е. сил сцепления частиц.

Исходя из этого, насыпные грузы  принято делить по механизму смещения на два вида: грузы, подверженные так  называемому «сухому смещению», и грузы, подверженные смещению в  увлажненном состоянии. Грузы, подверженные смещению в увлажненном состоянии, называются тиксотропными. Появление такого смещения прямо зависит от наличия влаги в насыпном грузе.

Лесные грузы, предъявляемые к перевозке, делят на следующие группы: круглый лес, полукруглые пластины, пиломатериалы, рудостойки и крепежный лес, шпалы, стрелочные и мостовые брусья, фанера, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, технологическая щепа, дрова.

К круглому лесу относят бревна, кряжи, столбы и др. В зависимости от длины он может быть длинным (от 6,5 м и выше), средним (от 3,75 до 6,5 м), коротким (от 2 до 3,75 м). К последним относят рудничные стойки, дрова и др. Пиломатериалы различают по способу обработки - обрезные и необрезные. В зависимости от размеров пиломатериалы называют досками - толщина менее 100 мм (ширина больше толщины не менее чем в три раза) и брусками - толщина более 100 мм (ширина больше толщины не более чем в два раза).

Технологическая щепа образуется в  результате дробления кусковых отходов  при лесозаготовках и лесопилении (сучьев, горбылей, отрезов досок и т.п.). Щепу используют в качестве сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и гидролизного производства, для изготовления древесноволокнистых и древесностружечных плит.

1.4. Специальные грузы

В категорию «специальные грузы» входят грузы, требующие при их транспортировке и хранении особых условий. К ним относятся: опасные, скоропортящиеся, живой скот и птица.

Опасные грузы - это вещества и предметы, обладающие опасными свойствами, и в силу этого требуют при их транспортировке и хранении соблюдения особых мер предосторожности. К числу опасных свойств грузов, требующих принятия мер предосторожности, относятся: взрывоопасность, огнеопасность, токсичность, инфекционная, радиационная опасность, окислительное действие и коррозийность.

Скоропортящиеся грузы - это грузы, требующие в пути защиты от воздействия высоких или низких температур, т.е. специальных условий транспортировки: охлаждения, отопления, вентиляции, ухода или контроля над их состоянием. Скоропортящуюся продукцию различных наименований, предъявляемую к перевозке, объединяют по сходным признакам или свойствам в укрупненные номенклатурные группы.

Живой скот, птица и  грузы животного происхождения. Особенность транспортировки данной категории грузов в том, что они подвергаются обязательному ветеринарно-санитарному контролю и требуют особо оборудованных для перевозки помещений (клетки, стойла, аквариумы и т.п.).

Перевозку и перегон животных осуществляют под надзором работников Государственной  ветеринарной службы. Перевозка и перегон больных животных могут быть разрешены только в специальных изоляторах или карантинных бойнях с обязательным соблюдением ветеринарно-санитарных правил. Перевозку животных, птиц и сырых животных продуктов производят при наличии ветеринарного удостоверения.

Контрольные вопросы

 

    1. Основные признаки классификации грузов.
    2. Какие грузы называются генеральные?
    3. Какие грузы называются массовые?
    4. Специальные грузы
    5. Основные признаки классификации грузов.
    6. В категорию «специальные грузы» входят грузы.

 

 

Тема 2. 

 ГРУЗЫ И ТРАНСПОРТНОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ

 

План лекции:

2.1.  Классификация  грузов, перевозимых автотранспортом

2.2.  Виды транспортной  тары и ее назначение

2.3. Правила маркировки  грузов

 

2.1.  Грузы и их  классификация. 

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На АТ перевозиться практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. На рисунке 2.1. представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По степени опасности  грузы делятся на следующие группы:

  • малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
  • опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);
  • пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.)%
  • опасные грузы

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативами.

Масса и габаритные размеры  груза определяют его принадлежность к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который,  будучи погружен в транспортное средство, превышает хотя бы один из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенным в нормативных документах. Крупногабаритным называется груз, который вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах. Длинномерным называется груз, который выступает за задний борт более чем на 2 метра.

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 2.

Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению:

g=qф/qн,

где qф – фактическая грузоподъемность ПС; qн  - номинальная грузоподъемность ПС.

 

Классы грузов

Таблица 2.

 

КЛАСС

Коэффициент использования  грузоподъемности g

диапазон

среднее значение

1

0,91…1,0

0,96

2

0,71…0,9

0,8

3

0,51…0,7

0,6

4

0,40…0,5

0,45

Информация о работе Международная транспортная классификация грузов