Международная транспортная классификация грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Международным стандартом товарной классификации стала Гармонизированная система (ГС) – синтез Брюссельской таможенной номенклатуры, Стандартной международной торговой классификации ООН и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов, включая таможенные и транспортные номенклатуры. В ГС применяется шести- разрядная система кодирования товаров.

Файлы: 1 файл

Лекции грузоведение.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

 

В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки  грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность.

Физико-химические и биологические  свойства грузов могут привести к  изменению массы, объема или целости  груза и снижению его качества.

Качество груза –  это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техническими условиями производителя. Для проверки качества могут органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.

2.2.  Виды транспортной  тары и ее назначение

Выбор способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) зависит от вида перевозимого груза и его упаковки – транспортной тары. Типы и размеры тары в основном регламентированы стандартами. Отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема кузова автомобиля.

Транспортная  тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства ПРР, транспортирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на АТ груз предъявляется в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать :

  • по сфере обращения: разовая и многооборотная;
  • по способности сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и др.);  полужесткая (складные ящики из полимерных материалов, картона и пр.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и пр.).

К основным видам жесткой тары относятся:

- ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из картона);

- обрешетки из реек;

- барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

- бочки (деревянные, стальные, алюминиевые,  полимерные);

- фляги (молочные и для лакокрасочных  материалов);

- тара стеклянная;

- контейнеры;

- средства пакетирования (поддоны,  кассеты, обвязки).

      (Смотри схему на рисунке 2.2)

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара, уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и ПС.

Для создания пакетов используют средства пакетирования – технические средства, предназначенные для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:

  • различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные.
  • кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз;
  • стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов.

При перевозке продовольственных  грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал.

Наряду со средствами пакетирования  наиболее прогрессивным способом перевозки  является использование контейнеров.

Контейнер – это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для механизированной погрузки-разгрузки (П-Р) и кратковременного хранения груза объемом более 1м3. Контейнеры обеспечивают выполнение основных функций:

- укрупнения грузовых единиц:

- съемного специализированного  кузова;

- внешней тары для защиты  от различных воздействий;

- временной складской емкости. 

Для грузовых автоперевозок (ГАП) используются различного вида контейнеры: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта. Они имеют особое значение для АТ, так как в них перевозится подавляющее количество грузов в международном сообщении и с помощью нескольких видов транспорта. Размеры контейнеров удовлетворяют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших. Кроме универсальных большое распространение получили специализированные контейнеры, которые используются для перевозки  отдельных видов грузов. 

2.3. Правила маркировки  грузов

Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192-96, являющийся международным стандартом СНГ.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные знаки. Расположение надписей на маркировке приведено на рисунке 2.1.

1,2 – манипуляционные знаки  и предупредительные надписи; 3 - порядковый номер в партии  и общее число мест в партии  груза; 4 - наименование грузополучателя  и пункта назначения; 5 - наименование  пункта перегрузки; 6 - надписи транспортных организаций; 7- объем грузового места (для экспортных грузов); 8 - габаритные размеры; 9 - масса брутто; 10 - масса нетто; 11 –страна - изготовитель; 12 - наименование пункта отправления; 13 – наименова- ние грузоотправителя.

(пунктирные блоки обознача- ют необязательные надписи).

Манипуляционные знаки  – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТУ. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки и этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.

Предупредительные надписи  используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например, «За обвязку не поднимать».

Способ нанесения маркировки  должен обеспечить его сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковке) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.

Транспортная маркировка наносится  на государственном языке и иностранном, указанном в заказе – наряде внешнеторгового  объединения. При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в наряде.

 

 

Контрольные вопросы

    1. По степени опасности грузы делятся на следующие группы.
    2. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативами.
    3. Виды транспортной тары и ее назначение.
    4. Правила маркировки грузов.
    5. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

 

План лекции:

3.1. Правила заключения  договоров на перевозку грузов

3.2. Правила приема  грузов к перевозке

3.3. Правила пломбирования  грузов

3.4. Правила выдачи  грузов

3.5. Правила переадресовки  грузов

 

3.1. Правила заключения  договоров на перевозку грузов

В соответствии с Гражданским кодексом РК договор перевозки грузов – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить груз, полученный от отправителя, в пункт назначения уполномоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договоры подразделяются на долгосрочные (регулярные перевозки) и краткосрочные (разовые заказы).

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются сроком на год и при необходимости могут продлеваться на следующий год. С грузополучателем долгосрочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспортных узлов и доставке продукции на заготовительные или перерабатывающие предприятия. При заключении договора с грузополучателем он пользуется правами, выполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для грузоотправителя.

Долгосрочный договор на перевозку грузов должен содержать:

  • объем перевозок и номенклатуру грузов;
  • условия перевозок (режимы работы, обеспечение сохранности груза, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.п.);
  • порядок расчетов за перевозки;
  • маршруты и схемы грузопотоков.

Разовый заказ должен соответствовать установленной форме и содержать наименование и адрес грузоотправителя, время прибытия ПС к заказчику, точные адреса мест погрузки и разгрузки, наименование и количество груза, количество грузовых мест, сведения о выполнении ПРР и порядок оплаты перевозок. Факт заключения договора по разовому заказу подтверждается получением грузоотправителем транспортной накладной.

3.2. Правила приема  грузов к перевозке

Для выполнения перевозок грузовладелец  предоставляет АТО заявку или

разовый заказ. В случае, если грузоотправитель не заказывает конкретную модель ПС, то тип и количество АТС, выделяемых для перевозки, определяет само АТО.

Перевозчик обязан предоставлять грузоотправителю исправный ПС в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованием. По прибытии на погрузку водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и оформленный должным образом путевой лист.

Грузоотправитель обязан до прибытия ПС под погрузку подготовить груз к перевозке и оформить товарно-транспортные документы, пропуска для проезда к месту погрузки, сертификаты и другие, необходимые для перевозки данного груза документы и принадлежности.

При предъявлении грузов, перевозимых  навалом, россыпью, наливом и в контейнерах, грузоотправитель должен в товарно-транспортной накладной указать массу этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются  к перевозке с указанием массы  груза и количества грузовых мест. При предъявлении к перевозке  грузов с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах.  Заказчик обязан объявить ценность следующих грузов:

  • драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;
  • домашних вещей.

Запрещено объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов.

Объявленная стоимость не должна превышать  действительной стоимости груза. В  случае разногласий стоимость груза  определяется экспертизой, о чем  составляется акт.

При перевозке грузов навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, в товарно-транспортной накладной (ТТН) должен быть указан вес этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются  к перевозке с указанием в  ТТН веса груза и количества грузовых мест. Их вес определяется грузоотправителем  до предъявления к перевозке и указывается на грузовых местах.

Грузы, нуждающиеся таре для предохранения  их от утраты, недостачи, порчи и  повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в  исправной таре, соответствующей  государственным стандартам или  техническим условиям, а в установленных случаях – в иной исправной таре, обеспечивающей их полную исправность. Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен по требованию перевозчика привести тару или упаковку в соответствие со стандартами.

     Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка.

Информация о работе Международная транспортная классификация грузов