СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Грузоведение – это наука,
изучающая транспортные характеристики
грузов, создание условий для обеспечения сохранности
груза в процессе перевозки.
Цель изучения курса грузоведения
– получение знаний, необходимых для обеспечения
сохранности грузов и безопасности их
транспортировки любым видом транспорта.
Дисциплина «Грузоведение»
занимает важное место в формировании
специалистов по организации перевозок
и управлению на транспорте, так как их
главной задачей является обеспечение
при перевозке сохранности груза.
Чтобы обеспечить сохранность
грузов, нужно уделять основное внимание
транспортным характеристикам грузов
как совокупности их свойств, определяющих
условия и технику перевозки, погрузки
и хранения. К ним относятся объемно-массовые
характеристики, режимы хранения, физико-химические
свойства, особенности упаковки и тары.
Цель курсовой работы – дать
транспортную характеристику грузам.
Задачи:
- определить классы грузов и их транспортные характеристики;
- выявить факторы, воздействующие на грузы в процессе
перевозки и хранения;
- выбрать тары и упаковки для
перевозки грузов;
- формировать транспортные маркировки
грузов;
- выбрать и рассчитать способ крепления груза на транспортном
средстве;
- определить, уместна ли совместная перевозка и
хранение грузов.
1 Определение классов
грузов и их транспортных характеристик
Под грузом в общем виде понимают товар, подлежащий перевозке. Организация
перевозки грузом включает в себя ряд операций:
комплекс подготовительных операций,
организацию погрузо-разгрузочных работ,
перевозку и хранение грузов. [1]
Для того чтобы определить к
какому классу относится груз, необходимо
знать его транспортные характеристики
и свойства.
Зерно. Зерно (рисунок 1) – ядро (плод, семя) любой зерновой
культуры, обычно хлебной
зерновой культуры. В сельском хозяйстве зерно
используется либо как таковое – фураж, либо после молотьбы для пищевой промышленности. Это насыпной груз, перевозимый
без тары, относящейся к твердому классу.
Рисунок
1 – Зерно
Живой скот. Живой скот (крупный рогатый
скот) – это генеральный груз, относящейся
к группе живности. Крупный рогатый скот (см.рисунок 2) – сельскохозяйственные
животные подсемейства Быки. Основным назначением крупного
рогатого скота является производство
мяса и молока, а также тяговая сила. На
сегодняшний день в мире насчитывается
около 1,3 миллиарда голов крупного рогатого скота.
По классификации специфических
свойств и условиям перевозки является
опасным, требующем при перевозке особых
правил , так как могут причинить вред
персоналу и нанести повреждения подвижному
составу.
Рисунок
2 – Крупный рогатый скот
Машинное масло. Машинное масло (см.рисунок 3) применяется для смазывания
поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.
В зависимости от назначения подразделяют
на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и
универсальные моторные масла, которые
предназначены для смазывания двигателей
обоих типов. Все современные моторные
масла состоят из базовых масел и улучшающих
их свойства присадок.
Масло относится к жидкому классу
грузов, подкласс массовой наливные, имеющий
специфический запах, которые при совместном
хранении и перевозке могут привести к
порче других грузов.
Рисунок
3 – Машинное масло
Одежда. Одежда (рисунок 4) – совокупность швейных
изделий (из ткани, вязаного
полотна, кожи и меха), надеваемых человеком с целью обезопасить
своё тело от негативного влияния окружающей
среды (погодных условий,
насекомых, токсических веществ и другое).
Различают два типа одежда: плечевую и
поясную, в зависимости от того, какой
участок тела человека является опорным.
В зависимости от времени года и климатических
зон, одежда делится на виды: летняя, зимняя,
демисезонная и всесезонная. По половозрастным
признакам одежду делят на подгруппы:
мужская, женская и детская.
Одежда это тарно-штучный груз,
по виду требующие защиты от окружающей
среды.
Рисунок
4 – Одежда
2 Выявление факторов,
воздействующих на грузы в
процессе перевозки и хранения
Для каждого вида груза тара
и упаковка подбирается индивидуально.
Рассматриваются транспортные характеристики
грузов, после чего и определяется, как
должен быть перевезен груз и в каких условиях.
Зерно является насыпным грузом,
допускается к перевозке на автотранспортное
средство насыпью, чаще всего перевозится
в специальных транспортных средствах
– зерновозах. Основными факторами
являются гигроскопичность, прорастание,
гниение, плесневение, которые могут возникнуть
в процессе транспортировки. Поэтому рекомендуется
оградить груз от контакта с водой и поддерживать
определенную температуру.
Важно, чтобы зерновоз был в
хорошем техническом состоянии, с чистым
и сухим кузовом. Посторонние запахи в
кузове при транспортировке пищевых продуктов
являются недопустимыми.
Перевозимое зерно должно соответствовать
базовым требованиям: не быть заражено
вредителями или грибками, не иметь затхлого
запаха и не быть чересчур влажным. Не
допустимым является смешивание сухого
и влажного зерна, транспортировка груза
с содержанием крупных примесей и следами
выделения растительных масел. Качество
перевозимого зерна должно подтверждаться
соответствующими сертификатами.
Живой скот (крупный рогатый скот) это
генеральный груз, относящейся к группе
живности. По классификации специфических
свойств и условиям перевозки является
опасным, требующем при перевозке особых
правил, так как могут причинить вред персоналу
и нанести повреждения подвижному составу.
Перевозка скота осуществляется преимущественно
автомобильным и железнодорожным транспортом.
При расстоянии пути до 200 км предпочтительней
воспользоваться автотранспортом. В этом
случае сокращается время, проведенное
в пути, уменьшается расход кормов и общие
затраты на транспортировку.
Для перемещения крупного рогатого
скота автотранспортом используются специальные
автомобили – скотовозы. Но
иногда приходится использовать обычный
грузовик. Запрещено перевозить скот в
самосвалах и автомобилях с металлическим
кузовом. Перевозка коров возможна в неспециализированных
машинах, если их должным образом оборудовать.
Из кузова машины необходимо
удалить все предметы, могущие травмировать
животных. Пол кузова должен быть покрыт
деревянным настилом. Борта ограждаются
прочными досками или щитами высотой не
менее 1,6 м. Удлиненный кузов оборудуют
поперечными перегородками высотой около
метра. Они помогут предотвратить травмы
животных на подъемах и спусках и при резких
торможениях.
В зимний период кузов машины
должен быть покрыт брезентом. В теплое
время года можно ограничиться установкой
прочного деревянного щита на переднюю
часть кузова. Это оградит скот от ветра.
В морозную погоду пол покрывается плотным
слоем соломы. При регулярном использовании
автомобиля кузов нужно постоянно очищать
после рейса. Если оставшийся навоз обледенеет,
животные будут скользить и получать травмы.
Машинное масло относится к жидкому классу
грузов, подкласс массовой наливные, имеющий
специфический запах, которые при совместном
хранении и перевозке могут привести к
порче других грузов.
Машинные масла разной
степени вязкости (жидкие, густые, мазеподобные)
допускается перевозить в полимерных
упаковках, специальных железнодорожных
и автомобильных цистернах, канистрах,
бочках. Тару для перевозки смазочных
нефтепродуктов готовят согласно ГОСТ
1510-84 различно для трех групп, отличных
по степени вязкости жидкостей, температуре
горения и вспышки, испаряемости.
Одежда. Изделия из ткани, каким бы способом
они не перевозились, должны быть защищены
от прямых солнечных лучей, попадания
пыли и осадков. Швейные изделия обладают
теми же свойствами, что и волокна, из которых
они сделаны, поэтому при их транспортировке
нужно соблюдать те же правила.
Одежда подается к отправке
в определенном виде: есть несколько способов
это сделать: на вешалках, в ящиках, пачках
или коробках, в специальных каркасных
контейнерах.
Обычно на вешалках одежда подается
без упаковки. Исключение составляют только
вещи светлых оттенков (в чехлах) и меховые
изделия (в полиэтиленовых пакетах).
Трикотаж упаковывается в ящики
или коробки из дерева, мягкая одежда –
в картонную тару. Хлопчатобумажные, полушелковые
и полушерстяные изделия можно перевозить
в пачках, которые заранее обернуты в плотную
бумагу и заклеены контрольной лентой.
Доставка грузов
автомобилем имеет свою специфику – одежда перевозится, как правило,
в автомобилях-фургонах.
В таблице 1 приведены основные
физические, химические, атмосферные и
биологические процессы, характерные
для перечисленных грузов, а также их объемно-массовые
характеристики.
Таблица 1 – Транспортная
характеристика грузов
|
Зерно |
Живой скот |
Машинное масло |
Одежда |
Химические свойства |
Гниение слеживаемость, гигроскопичность |
- |
Воспламеняемость |
- |
Физические свойства |
- |
- |
Вязкость |
Морозостойкость, теплостойкость |
Биологические свойства |
Температура, процесс дыхания,
влажность, прорастание, плесневение |
Подверженность к инфекциям |
Токсичность |
- |
Атмосферные факторы |
Масса, гигроскопичность |
Температура |
Давление |
Температура, давление |
Объемно-массовые
характеристики |
Гранулометрический состав,
способность уплотняться, распыляемость,
слеживаемость, гигроскопичность |
Масса,
объем |
Объем, плотность |
Масса |
2.1 Факторы воздействующие
на грузы в процессе перевозки
В процессе транспортирования
и хранения в массе груза могут происходить
качественные и количественные изменения.
Они объясняются действием внешних факторов:
взаимодействие груза с внешней средой,
механические воздействия на груз в процессе
движения и выполнения погрузочно-разгрузочных
работ, неисправности кузовов подвижного
состава и складских устройств. На качество
грузов большое влияние оказывают влажность,
температура, газовой состав воздуха,
запыленность, наличие его в составе микробиологических
форм и свет. Под их действием происходят
различные биологические, физико-химические
и микробиологические процессы.
Почти все грузы имеют специфические,
присущие им свойства, по которым устанавливают
необходимые для определении условий
сохранной перевозки.
Физико-химические свойства
и состояния грузов определяют возможность
совместной их перевозки и порядок размещения
в грузовых помещениях судна.
Чтобы сохранить качество перевозимых
грузов, необходимо знать их свойства
и особенности, а также процессы, происходящие
в веществе перевозимых грузов и оказывающие
влияние на их состояние. Знание факторов
внешней среды, влияющих на физико-химические
свойства, необходимо, как и знание самих
свойств груза.
Знание особых свойств позволяет
определить основные требования к складам
и грузовым помещениям судов, условия
организации складских и перегрузочных
работ.
К основным физико-химическим
свойствам груза относятся:
1) Гигроскопичность – способность
груза поглощать или выделять влагу под
воздействием внешних факторов (ветер,
влажность, температура). Скорость поглощения
или выделения влаги возрастает с повышением
температуры и скорости движения воздуха.
Гигроскопические грузы в процессе поглощения
или выделения влаги изменяют свою массу.
Перечень гигроскопичных грузов приведен
в правилах перевозок грузов.
2) Слеживаемость – свойство
зерновых и порошкообразных грузов при
хранении уплотнятся и связываться частицами
между собой, образуя монолитную массу
(соль, удобрения, сахарный песок). Это
свойство груза отрицательно сказывается
при перегрузке, так как возникает необходимость
в дополнительной операции – дроблении.
3) Сыпучесть – свойство навалочных
и насыпных грузов при имеющейся поверхности
под воздействием качки иметь подвижность
части
4) Морозостойкость – способность
грузов выдерживать воздействие низких
температур, не разрушаясь и сохраняя
свои качественные свойства при оттаивании
(лес, бумага). Особенно неблагоприятно
низкие температуры воздействуют на свежие
овощи и фрукты, жидкие грузы в стеклянной
таре, некоторые резинотехнические изделия
и металлы и т.д.
5) Теплостойкость – способность
вещества противостоять развитию биохимических
процессов, окислению или самовозгоранию
под действием высоких температур. Наиболее
неблагоприятное воздействие высокие
температуры оказывают на грузы растительного
и животного происхождения, каменные угли,
торф, сланцы и т.д.
6) Прорастание – (у зерна, картофеля)
– происходит в условиях повышенной влажности
и соответствующей температуры, сопровождаясь
усиленным дыханием.
3 Схема укладки
груза на примере машинного масла
Для того, чтобы составить схему
расположения груза в транспортном средстве,
необходимо знать размеры перевозимого
груза и упаковки, в которую он будет помещен.