Анализ технических характеристик автомобиля и выбор прототипа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Проведенные расчеты позволяют определить ряд оценочных параметров тяговых свойств и топливной экономичности автомобиля. Сравнение этих расчетных параметров с экспериментальными, приводимыми в технических характеристиках, дает возможность оценить адекватность используемых математических моделей, корректность выбора статистических параметров (КПД трансмиссии, коэффициент аэродинамического сопротивления и др.), а также точность выполнения расчетов.

Файлы: 1 файл

Пояснительная.docx

— 172.91 Кб (Скачать)

1. Анализ технических  характеристик автомобиля и выбор  прототипа

1.1 Выбор прототипа

         По заданному классу и виду  автомобиля, заданной максимальной  мощности автомобиля, а также найденным значениям номинального момента двигателя в качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбираем ГАЗ-3110 техническая характеристика которого приведена в таблице 1.

Таблица  1 - Техническая характеристика автомобиля ГАЗ-3110.

Параметры

ГАЗ-3110

Тип кузова

Седан

Число дверей

4

Количество мест, включая  водителя, и масса перевозимого груза

5 и 50 кг

Масса снаряженного автомобиля, кг

1400-1550

Полная масса автомобиля, кг

1790-1950

не оборудованного тормозами

700

оборудованного тормозами

1300

Допустимая масса установленного на крыше багажника с грузом, кг, не более

50

Минимальный дорожный просвет, мм

156

Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего  колеса, м, не более

5,8


 

 

Двигатели

Параметры

ЗМЗ-4021

Система питания

Карбюратор

Рабочий объем двигателя, л

2,445

Диаметр цилиндра, мм

92

Ход поршня, мм

92

Степень сжатия

6,7

Максимальная мощность, кВт (л.с.), не менее

66,2 (90)

Максимальный крутящий момент, Н•м (кгс•м), не менее

173 (17,6)

Топливо

Бензин с октановым  числом не менее 76


Трансмиссия

Сцепление

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения

Коробка передач

Механическая пятиступенчатая  с синхронизаторами на всех передачах  или четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа на передачах (в скобках для четырехступенчатой коробки):

первой

3,618 (3,5)

второй

2,188 (2,26)

третьей

1,304 (1,45)

четвертой

1,0 (1,0)

пятой

0,794

заднего хода

3,28 (3,54)

Карданная передача

Двухвальная, с промежуточной  опорой или одновальная

Главная передача

Гипоидная, передаточное число – 3,9


Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, пружинная, шкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости

Задняя подвеска

Зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах

Амортизаторы

Гидравлические, телескопические, двустороннего действия

Размер обода колеса

6,5Jx15H2

Шины:

тип

Радиальные, бескамерные

размер

195/65R15

Рулевое управление

Тип рулевого управления

Со встроенным в рулевой механизм гидроусилителем или без него

Тип рулевого механизма

Глобоидальный червяк –  ролик или винт – шариковая  гайка – рейка – сектор

Передаточное число рулевого механизма:

глобоидального

19.1

с шариковой гайкой

17.3

Рулевой привод

Трапеция; тяги с шаровыми шарнирами

Рулевая колонка

С противоугонным устройством, объединенным с выключателем зажигания

Тормозная система

Рабочая тормозная система:

тормозные механизмы передних колес

Дисковые, вентилируемые, с плавающей однопоршневой скобой

тормозные механизмы задних колес

Барабанные, колодочные, с одним рабочим цилиндром и двумя поршнями

Привод рабочей тормозной  системы

Гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем, регулятором давления задних тормозов и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости

Тормозные механизмы стояночной тормозной системы

Барабанные колодочные на задних колесах

Привод стояночной тормозной  системы

Механический, тросовый, от рычага, установленного между передними сиденьями

Электрооборудование

Тип схемы

Однопроводная, с минусом на “массе” (кузов и силовой агрегат автомобиля)

Номинальное напряжение бортовой сети, В

12

Напряжение в бортовой сети при работающем двигателе, В

13,4–14,7

Аккумуляторная батарея

Стартерная, емкостью не менее 66 А•ч

Генератор

Переменного тока со встроенным выпрямителем (для ЗМЗ-4062 – 9422.3701 или 2502.3771; для ЗМЗ-402 – 1631.3701 или 192.3771)

Стартер

Постоянного тока, с дистанционным  управлением и муфтой свободного хода (для двигателя ЗМЗ-4062 – 42.3708-10; для двигателя ЗМЗ-402 – СТ 230-Б4)

Свечи зажигания

Для двигателя ЗМЗ-4062 –  А14ДВР; для двигателя ЗМЗ-402 –  А14ВР


 

 

 

 

 

 

2. Расчет массы  автомобиля и параметров трансмиссии

2.1 Определение массы автомобиля

Для грузового автомобиля в задании, как правило, дается масса  перевозимого груза, а для легковых автомобилей и автобуса указывается  количество пассажиров.

По этим данным полные массы  автомобиля рассчитываются по формуле:

m = m0+(70+mб)n =1390+(70+10)5 = 1790 кг,

где  m- полная масса автомобиля, кг;

m0 – масса снаряженного автомобиля, кг;

70 – масса одного пассажира,  кг;

mб – масса багажа, приходящегося на одного пассажира, кг;

n – число пассажирских мест, считая место водителя, чел;

Масса багажа для одного пассажира составляет:

- для легковых автомобилей  – 10 кг.

При заданном классе легкового  автомобиля снаряженную массу рекомендуется  определить по формуле:

m0 = (a+bk)n = (110+563)5 =1390 кг,

где  а = 80... 110, b = 56... 72 – постоянные величины;

k – класс автомобиля ( первая цифра по ОН 025270-662)

2.2.Выбор шин автомобиля

Шины выбираю аналогичные  прототипу.

Радиальные, бескамерные.195/65 R15

2.3 Определение максимальной скорости.

При установившейся максимальной скорости мощность двигателя идет на преодоление воздушного и дорожного  сопротивления, а также теряется в трансмиссии автомобиля, поэтому  потребная мощность двигателя определяется по формуле:

где  РД – сила дорожного сопротивления, Н;

РВ – сила воздушного сопротивления, Н;

Vmax – максимальная скорость автомобиля, м/c;

ηТР – коэффициент полезного действия трансмиссии, ηТР = 0,92.

Для остальных скоростей  значения Nv в таблице 1.

Сила дорожного сопротивления  определяется по формуле:

РД=mgψ=17909,810,011165 = 196,0563

где  m – масса автомобиля, кг;

g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения;

ψ – суммарный коэффициент сопротивления дороги.

Для остальных суммарных  сопротивлений ψ значение PД в таблице 1.

На горизонтальном участке  дороги коэффициент дорожного сопротивления  численно равен коэффициенту сопротивления  качению, причем

ψ = f = f0(1+0,0006V2) = 0,011(1+0,000652) = 0,011165

где f0 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости.

Рекомендуется принимать  следующие значение f0:

f0 = 0,011 для легковых автомобилей;

Для остальных скоростей  значения ψ в таблице 1.

Сила воздушного сопротивления  определяется по формуле:

PВ = 0,5сxpBSBV2 = 0,50,351,221,952 = 11,30025

где  cX – коэффициент лобового сопротивления воздуха, cX = 0,35;

рВ – плотность воздуха, рВ = 1,22 кг/м3;

SB – лобовая площадь, SB = 1,9 м;

V – скорость автомобиля, м/с.

Для остальных скоростей  значение PB в таблице 1.

Таблица 2 - Расчет значений ψ, PВ, РД, Nv.

Vmax

ψ

Nv

5

0,011165

196,0563

11,30025

0,95384

10

0,01166

204,7484

45,201

2,299535

15

0,012485

219,2354

101,7023

4,428939

20

0,01364

239,517

180,804

7,733907

25

0,015125

265,5935

282,5063

12,60629

30

0,01694

297,4647

406,809

19,43795

35

0,019085

335,1307

553,7123

28,62074

40

0,02156

378,5914

723,216

40,54651

45

0,024365

427,847

915,3203

55,60712

49

0,026847

471,4236

1085,276

70,17602


По данным Vmax и Nv строю график

График 1. Зависимость максимальной скорости от мощности.

Vmax48 м/c.

2.4 Выбор передаточных чисел трансмиссии

Знаменатель ряда геометрической прогрессии определяется по формуле:

где ψ1max – максимальный коэффициент дорожного сопротивления, который можно проделать на 1 передаче;

Vmax – максимальная скорость автомобиля, м/c;

n – номер передачи, обеспечивающей максимальную скорость;

aq = 0,5;

Mmax – максимальный крутящий момент двигателя, Нм;

s – номер прямой передачи;

ωmax – максимальная угловая скорость коленчатого вала;

Максимальный коэффициент  дорожного сопротивления ψ1max, который можно определить на первой передачи, находится в пределах:

0,30... 0,40 – для легковых  автомобилей, ψ1max = 0,35.

Передаточные числа коробки  определяются по формуле:

,

где Us – передаточное число прямой передачи;

i – номер текущей передачи;

s – номер прямой передачи.

Uk1 = 1,523(1-0,667+0,889) = 3,51

Uk2 = 1,522(1-0,167+0,056) = 2,05

Uk3 = 1,52(1-0,333+0,222) = 1,35

Uk4 = 1

Uk5 = 1,52-1(1-0,667+0,889) = 0,804

Передаточное число главной  передачи определяется из выражения:

где rk – радиус качения колеса, который можно принять равным статистическому радиусу rст;

un – передаточное число передачи, обеспечивающей максимальную скорость автомобиля;

 

 

 

3. Расчет характеристик  тягово-скоростных свойств

 автомобиля

 

3.1. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

Зависимость текущих значений эффективности мощности двигателя от угловой скорости вращения коленчатого вала устанавливается формулой:

,кВт,                             

где  – коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя. Для карбюраторного двигателя .

         Для угловой скорости вращения  коленчатого вала двигателя  получаем:

.

         Для остальных значений угловой  скорости вращения коленчатого вала двигателя значения эффективной мощности рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 3.

Текущее значение крутящего  момента определяется выражением: , Нм.                                              

         Для угловой скорости вращения  коленчатого вала двигателя  получаем:

.

         Для остальных значений угловой  скорости вращения коленчатого  вала двигателя значения крутящего  момента рассчитываем аналогично и результаты сводим в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя.

ωe

50

125

200

275

350

425

500

               

Ne

6,18976

17,92563

31,16224

44,2788

55,65448

63,66849

66,7

               

Me

123,7952

143,405

155,8112

161,0138

159,0128

149,8082

133,4

Информация о работе Анализ технических характеристик автомобиля и выбор прототипа