Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа
Проведенные расчеты позволяют определить ряд оценочных параметров тяговых свойств и топливной экономичности автомобиля. Сравнение этих расчетных параметров с экспериментальными, приводимыми в технических характеристиках, дает возможность оценить адекватность используемых математических моделей, корректность выбора статистических параметров (КПД трансмиссии, коэффициент аэродинамического сопротивления и др.), а также точность выполнения расчетов.
1. Анализ технических
характеристик автомобиля и
1.1 Выбор прототипа
По заданному классу и виду автомобиля, заданной максимальной мощности автомобиля, а также найденным значениям номинального момента двигателя в качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбираем ГАЗ-3110 техническая характеристика которого приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Техническая характеристика автомобиля ГАЗ-3110.
Параметры |
ГАЗ-3110 |
Тип кузова |
Седан |
Число дверей |
4 |
Количество мест, включая водителя, и масса перевозимого груза |
5 и 50 кг |
Масса снаряженного автомобиля, кг |
1400-1550 |
Полная масса автомобиля, кг |
1790-1950 |
не оборудованного тормозами |
700 |
оборудованного тормозами |
1300 |
Допустимая масса |
50 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
156 |
Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, м, не более |
5,8 |
Двигатели
Параметры |
ЗМЗ-4021 |
Система питания |
Карбюратор |
Рабочий объем двигателя, л |
2,445 |
Диаметр цилиндра, мм |
92 |
Ход поршня, мм |
92 |
Степень сжатия |
6,7 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.), не менее |
66,2 (90) |
Максимальный крутящий момент, Н•м (кгс•м), не менее |
173 (17,6) |
Топливо |
Бензин с октановым числом не менее 76 |
Трансмиссия
Сцепление |
Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения |
Коробка передач |
Механическая пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах или четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода |
Передаточные числа на
передачах (в скобках для | |
первой |
3,618 (3,5) |
второй |
2,188 (2,26) |
третьей |
1,304 (1,45) |
четвертой |
1,0 (1,0) |
пятой |
0,794 |
заднего хода |
3,28 (3,54) |
Карданная передача |
Двухвальная, с промежуточной опорой или одновальная |
Главная передача |
Гипоидная, передаточное число – 3,9 |
Ходовая часть
Передняя подвеска |
Независимая, пружинная, шкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
Зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах |
Амортизаторы |
Гидравлические, телескопические, двустороннего действия |
Размер обода колеса |
6,5Jx15H2 |
Шины: | |
тип |
Радиальные, бескамерные |
размер |
195/65R15 |
Рулевое управление | |
Тип рулевого управления |
Со встроенным в рулевой механизм гидроусилителем или без него |
Тип рулевого механизма |
Глобоидальный червяк – ролик или винт – шариковая гайка – рейка – сектор |
Передаточное число рулевого механизма: | |
глобоидального |
19.1 |
с шариковой гайкой |
17.3 |
Рулевой привод |
Трапеция; тяги с шаровыми шарнирами |
Рулевая колонка |
С противоугонным устройством, объединенным с выключателем зажигания |
Тормозная система | |
Рабочая тормозная система: | |
тормозные механизмы передних колес |
Дисковые, вентилируемые, с плавающей однопоршневой скобой |
тормозные механизмы задних колес |
Барабанные, колодочные, с одним рабочим цилиндром и двумя поршнями |
Привод рабочей тормозной системы |
Гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем, регулятором давления задних тормозов и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости |
Тормозные механизмы стояночной тормозной системы |
Барабанные колодочные на задних колесах |
Привод стояночной тормозной системы |
Механический, тросовый, от рычага, установленного между передними сиденьями |
Электрооборудование | |
Тип схемы |
Однопроводная, с минусом на “массе” (кузов и силовой агрегат автомобиля) |
Номинальное напряжение бортовой сети, В |
12 |
Напряжение в бортовой сети при работающем двигателе, В |
13,4–14,7 |
Аккумуляторная батарея |
Стартерная, емкостью не менее 66 А•ч |
Генератор |
Переменного тока со встроенным выпрямителем (для ЗМЗ-4062 – 9422.3701 или 2502.3771; для ЗМЗ-402 – 1631.3701 или 192.3771) |
Стартер |
Постоянного тока, с дистанционным управлением и муфтой свободного хода (для двигателя ЗМЗ-4062 – 42.3708-10; для двигателя ЗМЗ-402 – СТ 230-Б4) |
Свечи зажигания |
Для двигателя ЗМЗ-4062 – А14ДВР; для двигателя ЗМЗ-402 – А14ВР |
2. Расчет массы
автомобиля и параметров
2.1 Определение массы автомобиля
Для грузового автомобиля в задании, как правило, дается масса перевозимого груза, а для легковых автомобилей и автобуса указывается количество пассажиров.
По этим данным полные массы автомобиля рассчитываются по формуле:
m = m0+(70+mб)n =1390+(70+10)5 = 1790 кг,
где m- полная масса автомобиля, кг;
m0 – масса снаряженного автомобиля, кг;
70 – масса одного пассажира, кг;
mб – масса багажа, приходящегося на одного пассажира, кг;
n – число пассажирских мест, считая место водителя, чел;
Масса багажа для одного пассажира составляет:
- для легковых автомобилей – 10 кг.
При заданном классе легкового
автомобиля снаряженную массу
m0 = (a+bk)n = (110+563)5 =1390 кг,
где а = 80... 110, b = 56... 72 – постоянные величины;
k – класс автомобиля ( первая цифра по ОН 025270-662)
2.2.Выбор шин автомобиля
Шины выбираю аналогичные прототипу.
Радиальные, бескамерные.195/65 R15
2.3 Определение максимальной скорости.
При установившейся максимальной скорости мощность двигателя идет на преодоление воздушного и дорожного сопротивления, а также теряется в трансмиссии автомобиля, поэтому потребная мощность двигателя определяется по формуле:
где РД – сила дорожного сопротивления, Н;
РВ – сила воздушного сопротивления, Н;
Vmax – максимальная скорость автомобиля, м/c;
ηТР – коэффициент полезного действия трансмиссии, ηТР = 0,92.
Для остальных скоростей значения Nv в таблице 1.
Сила дорожного сопротивления определяется по формуле:
РД=mgψ=17909,810,011165 = 196,0563
где m – масса автомобиля, кг;
g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения;
ψ – суммарный коэффициент сопротивления дороги.
Для остальных суммарных сопротивлений ψ значение PД в таблице 1.
На горизонтальном участке
дороги коэффициент дорожного
ψ = f = f0(1+0,0006V2) = 0,011(1+0,000652) = 0,011165
где f0 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости.
Рекомендуется принимать следующие значение f0:
f0 = 0,011 для легковых автомобилей;
Для остальных скоростей значения ψ в таблице 1.
Сила воздушного сопротивления определяется по формуле:
PВ = 0,5сxpBSBV2 = 0,50,351,221,952 = 11,30025
где cX – коэффициент лобового сопротивления воздуха, cX = 0,35;
рВ – плотность воздуха, рВ = 1,22 кг/м3;
SB – лобовая площадь, SB = 1,9 м;
V – скорость автомобиля, м/с.
Для остальных скоростей значение PB в таблице 1.
Таблица 2 - Расчет значений ψ, PВ, РД, Nv.
Vmax |
ψ |
Pд |
Pв |
Nv |
5 |
0,011165 |
196,0563 |
11,30025 |
0,95384 |
10 |
0,01166 |
204,7484 |
45,201 |
2,299535 |
15 |
0,012485 |
219,2354 |
101,7023 |
4,428939 |
20 |
0,01364 |
239,517 |
180,804 |
7,733907 |
25 |
0,015125 |
265,5935 |
282,5063 |
12,60629 |
30 |
0,01694 |
297,4647 |
406,809 |
19,43795 |
35 |
0,019085 |
335,1307 |
553,7123 |
28,62074 |
40 |
0,02156 |
378,5914 |
723,216 |
40,54651 |
45 |
0,024365 |
427,847 |
915,3203 |
55,60712 |
49 |
0,026847 |
471,4236 |
1085,276 |
70,17602 |
По данным Vmax и Nv строю график
График 1. Зависимость максимальной скорости от мощности.
Vmax48 м/c.
2.4 Выбор передаточных чисел трансмиссии
Знаменатель ряда геометрической прогрессии определяется по формуле:
где ψ1max – максимальный коэффициент дорожного сопротивления, который можно проделать на 1 передаче;
Vmax – максимальная скорость автомобиля, м/c;
n – номер передачи, обеспечивающей максимальную скорость;
aq = 0,5;
Mmax – максимальный крутящий момент двигателя, Нм;
s – номер прямой передачи;
ωmax – максимальная угловая скорость коленчатого вала;
Максимальный коэффициент дорожного сопротивления ψ1max, который можно определить на первой передачи, находится в пределах:
0,30... 0,40 – для легковых автомобилей, ψ1max = 0,35.
Передаточные числа коробки определяются по формуле:
,
где Us – передаточное число прямой передачи;
i – номер текущей передачи;
s – номер прямой передачи.
Uk1 = 1,523(1-0,667+0,889) = 3,51
Uk2 = 1,522(1-0,167+0,056) = 2,05
Uk3 = 1,52(1-0,333+0,222) = 1,35
Uk4 = 1
Uk5 = 1,52-1(1-0,667+0,889) = 0,804
Передаточное число главной передачи определяется из выражения:
где rk – радиус качения колеса, который можно принять равным статистическому радиусу rст;
un – передаточное число передачи, обеспечивающей максимальную скорость автомобиля;
3. Расчет характеристик тягово-скоростных свойств
автомобиля
3.1. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
Зависимость текущих значений эффективности мощности двигателя от угловой скорости вращения коленчатого вала устанавливается формулой:
,кВт,
где – коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя. Для карбюраторного двигателя .
Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя получаем:
.
Для остальных значений
Текущее значение крутящего момента определяется выражением: , Нм.
Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя получаем:
.
Для остальных значений
Таблица 3 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя.
ωe |
50 |
125 |
200 |
275 |
350 |
425 |
500 |
Ne |
6,18976 |
17,92563 |
31,16224 |
44,2788 |
55,65448 |
63,66849 |
66,7 |
Me |
123,7952 |
143,405 |
155,8112 |
161,0138 |
159,0128 |
149,8082 |
133,4 |
Информация о работе Анализ технических характеристик автомобиля и выбор прототипа