Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа
Проведенные расчеты позволяют определить ряд оценочных параметров тяговых свойств и топливной экономичности автомобиля. Сравнение этих расчетных параметров с экспериментальными, приводимыми в технических характеристиках, дает возможность оценить адекватность используемых математических моделей, корректность выбора статистических параметров (КПД трансмиссии, коэффициент аэродинамического сопротивления и др.), а также точность выполнения расчетов.
По полученным значениям эффективной мощности и крутящего момента строим внешнюю скоростную характеристику двигателя.
Рисунок 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
3.2 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля
Динамический фактор вычисляется для каждой передачи в коробке и его график строится в зависимости от скорости движения автомобиля:
где G – вес автомобиля, G = mg;
m – полная масса автомобиля;
PT – тяговая сила сопротивления воздуха;
РВ – сила сопротивления воздуха;
РСВ – свободная сила тяги;
Остальные значения D в таблице 4.
Тяговая сила на i –й передаче в коробке вычисляется по формуле:
где rД – динамический радиус колеса, принимаем равным rст;
Остальные значения PT таблице 4.
Абсциссы подсчитываются по формуле:
,
Остальные значения V в таблице 4.
Затем при таких же значениях скоростей вычисляется сила сопротивления воздуха и свободная окружная сила Pсв=РТ-РВ;
Таблица 4 - Расчетные данные для построения динамической характеристики.
ωe |
50 |
125 |
200 |
275 |
350 |
425 |
500 |
Ne |
6,18976 |
17,92563 |
31,16224 |
44,2788 |
55,65448 |
63,66849 |
66,7 |
Me |
123,7952 |
143,405 |
155,8112 |
161,0138 |
159,0128 |
149,8082 |
133,4 |
v1 |
1,099011 |
2,747526 |
4,396042 |
6,044558 |
7,693074 |
9,341589 |
10,99011 |
Pt1 |
4767,027 |
5522,149 |
5999,879 |
6200,217 |
6123,164 |
5768,719 |
5136,883 |
Pв1 |
0,545949 |
3,412179 |
8,735177 |
16,51494 |
26,75148 |
39,44478 |
54,59486 |
Pсв1 |
4766,481 |
5518,737 |
5991,144 |
6183,702 |
6096,413 |
5729,274 |
5082,288 |
v2 |
1,88172 |
4,704301 |
7,526882 |
10,34946 |
13,17204 |
15,99462 |
18,8172 |
Pt2 |
2784,161 |
3225,187 |
3504,203 |
3621,21 |
3576,207 |
3369,195 |
3000,174 |
Pв2 |
1,600509 |
10,00318 |
25,60815 |
48,41541 |
78,42496 |
115,6368 |
160,0509 |
Pсв2 |
2782,561 |
3215,183 |
3478,595 |
3572,794 |
3497,782 |
3253,558 |
2840,123 |
v3 |
2,857427 |
7,143568 |
11,42971 |
15,71585 |
20,00199 |
24,28813 |
28,57427 |
Pt3 |
1833,472 |
2123,903 |
2307,646 |
2384,699 |
2355,063 |
2218,738 |
1975,724 |
Рв3 |
3,690612 |
23,06633 |
59,0498 |
111,641 |
180,84 |
266,6467 |
369,0612 |
Pcв3 |
1829,781 |
2100,837 |
2248,596 |
2273,058 |
2174,223 |
1952,091 |
1606,663 |
v4 |
3,857527 |
9,643817 |
15,43011 |
21,2164 |
27,00269 |
32,78898 |
38,57527 |
Pt4 |
1358,127 |
1573,262 |
1709,367 |
1766,444 |
1744,491 |
1643,51 |
1463,499 |
Pв4 |
6,726141 |
42,03838 |
107,6183 |
203,4658 |
329,5809 |
485,9637 |
672,6141 |
Pсв4 |
1351,401 |
1531,223 |
1601,749 |
1562,978 |
1414,91 |
1157,546 |
790,8852 |
v5 |
4,797919 |
11,9948 |
19,19168 |
26,38855 |
33,58543 |
40,78231 |
47,97919 |
Pt5 |
1091,934 |
1264,902 |
1374,331 |
1420,221 |
1402,571 |
1321,382 |
1176,653 |
Pв5 |
10,40528 |
65,03301 |
166,4845 |
314,7598 |
509,8588 |
751,7816 |
1040,528 |
Pсв5 |
1081,529 |
1199,869 |
1207,847 |
1105,461 |
892,7121 |
569,6002 |
136,1252 |
D1 |
0,271441 |
0,314281 |
0,341183 |
0,352149 |
0,347178 |
0,32627 |
0,289426 |
D2 |
0,158461 |
0,183098 |
0,198099 |
0,203463 |
0,199191 |
0,185283 |
0,161739 |
D3 |
0,104202 |
0,119638 |
0,128053 |
0,129446 |
0,123818 |
0,111168 |
0,091496 |
D4 |
0,07696 |
0,0872 |
0,091216 |
0,089008 |
0,080576 |
0,06592 |
0,045039 |
D5 |
0,061591 |
0,06833 |
0,068784 |
0,062954 |
0,050838 |
0,032438 |
0,007752 |
По результатам расчета строится график D=D(V).
Рисунок 3. Динамическая характеристика.
3.3 Расчет ускорений автомобиля
Ускорения автомобиля рассчитываются
для каждой передачи по известным
значениям динамического
, м/с2
где δвi - коэффициент вращающихся масс на i-ой передаче.
где δ1=0,04 – коэффициент, учитывающий инерционный момент колес.
δ2 - коэффициент, учитывающий инерционный момент маховика, причем
δ2=7·10-4 - для легковых автомобилей;
Расчеты сводятся в таблицу и по ним строится график.
Таблица 5 - Расчеты ускорения автомобиля.
v1 |
1,099011 |
2,747526 |
4,396042 |
6,044558 |
7,693074 |
9,341589 |
10,99011 | ||||||
v2 |
1,88172 |
4,704301 |
7,526882 |
10,34946 |
13,17204 |
15,99462 |
18,8172 | ||||||
v3 |
2,857427 |
7,143568 |
11,42971 |
15,71585 |
20,00199 |
24,28813 |
28,57427 | ||||||
v4 |
3,857527 |
9,643817 |
15,43011 |
21,2164 |
27,00269 |
32,78898 |
38,57527 | ||||||
v5 |
4,797919 |
11,9948 |
19,19168 |
26,38855 |
33,58543 |
40,78231 |
47,97919 | ||||||
D1 |
0,271441 |
0,314281 |
0,341183 |
0,352149 |
0,347178 |
0,32627 |
0,289426 | ||||||
D2 |
0,158461 |
0,183098 |
0,198099 |
0,203463 |
0,199191 |
0,185283 |
0,161739 | ||||||
D3 |
0,104202 |
0,119638 |
0,128053 |
0,129446 |
0,123818 |
0,111168 |
0,091496 | ||||||
D4 |
0,07696 |
0,0872 |
0,091216 |
0,089008 |
0,080576 |
0,06592 |
0,045039 | ||||||
D5 |
0,061591 |
0,06833 |
0,068784 |
0,062954 |
0,050838 |
0,032438 |
0,007752 | ||||||
ψ1 |
0,011008 |
0,01105 |
0,011128 |
0,011241 |
0,011391 |
0,011576 |
0,011797 | ||||||
ψ2 |
0,011023 |
0,011146 |
0,011374 |
0,011707 |
0,012145 |
0,012688 |
0,013337 | ||||||
ψ3 |
0,011054 |
0,011337 |
0,011862 |
0,01263 |
0,013641 |
0,014893 |
0,016389 | ||||||
ψ4 |
0,011098 |
0,011614 |
0,012571 |
0,013971 |
0,015812 |
0,018096 |
0,020821 | ||||||
ψ5 |
0,011152 |
0,01195 |
0,013431 |
0,015596 |
0,018445 |
0,021977 |
0,026193 | ||||||
W1 |
2,203705 |
2,565844 |
2,792828 |
2,884656 |
2,841328 |
2,662845 |
2,349206 | ||||||
W2 |
1,338347 |
1,560872 |
1,694971 |
1,740644 |
1,697889 |
1,566709 |
1,347102 | ||||||
W3 |
0,863974 |
1,004523 |
1,077697 |
1,083495 |
1,021918 |
0,892966 |
0,696638 | ||||||
W4 |
0,615516 |
0,706402 |
0,734987 |
0,701273 |
0,60526 |
0,446947 |
0,226334 | ||||||
W5 |
0,472927 |
0,528637 |
0,519007 |
0,444038 |
0,303729 |
0,09808 |
-0,17291 | ||||||
Рисунок 4. Ускорения автомобиля.
3.4 Расчет времени и пути разгона автомобиля
Из курса механики известно, что , где W - ускорение м/с2.
Переходя к конечно-разностной форме записи, имеем:
В интервале скоростей Vi-1…Vi считается, что автомобиль движется равноускоренно, поэтому
где i=1,2….
Интервалы скоростей для расчета рекомендуется брать 0,5…1 м/c на первой передаче, 1…3 м/c на промежуточных передачах и 3…4 м/с – на высшей.
Время разгона можно определить, просуммировав Dti нарастающим итогом:
, с, i=0,1,2,….
Такие расчеты можно сделать до момента переключения передач.
При переключении передач двигатель отсоединяется от трансмиссии и поэтому автомобиль движется с замедлением. Переключать передачу можно в различные моменты, но для получения максимальной интенсивности разгона нужно использовать наибольшие значения ускорения. Для этого момент переключения должен совпадать с точкой пересечения кривых ускорения соседних передач, или, если они не пересекаются, то переключение нужно делать при достижении максимальной скорости на данной передаче. Потеря скорости зависит от дорожных условий и определяется по формуле:
DVП=-9.3YDtП=9,31,1202110, |
Время переключения определяется по формуле:
DtП=С(Uk/Uk+1)1.5=0,5(3,51/2, |
где C=0.5…0.7 (меньшие значения для легковых автомобилей, а большие для грузовых с дизелем).
Расчет пути разгона основывается на зависимости:
, м/с, откуда
или
, м
i=1,2,3,….
Путь разгона находится
, м
Так как потеря скорости при переключении известна, то путь, пройденный за время DtП , находится из выражения:
м
где VН - скорость автомобиля в начале переключения передачи, м/с;
VK – скорость автомобиля в конце переключения передачи, м/с, причем:
VK=VН-DVП=10,99011-0,122902= |
Полученные значения сводятся в таблицу и по ним строят графики
Таблица 6 - Время и путь разгона автомобиля
v1 |
1,099011 |
2,747526 |
4,396042 |
6,044558 |
7,693074 |
9,341589 |
10,99011 | ||
v2 |
1,88172 |
4,704301 |
7,526882 |
10,34946 |
13,17204 |
15,99462 |
18,8172 | ||
v3 |
2,857427 |
7,143568 |
11,42971 |
15,71585 |
20,00199 |
24,28813 |
28,57427 | ||
v4 |
3,857527 |
9,643817 |
15,43011 |
21,2164 |
27,00269 |
32,78898 |
38,57527 | ||
v5 |
4,797919 |
11,9948 |
19,19168 |
26,38855 |
33,58543 |
40,78231 |
47,97919 | ||
ψ1 |
0,011008 |
0,01105 |
0,011128 |
0,011241 |
0,011391 |
0,011576 |
0,011797 | ||
ψ2 |
0,011023 |
0,011146 |
0,011374 |
0,011707 |
0,012145 |
0,012688 |
0,013337 | ||
ψ3 |
0,011054 |
0,011337 |
0,011862 |
0,01263 |
0,013641 |
0,014893 |
0,016389 | ||
ψ4 |
0,011098 |
0,011614 |
0,012571 |
0,013971 |
0,015812 |
0,018096 |
0,020821 | ||
ψ5 |
0,011152 |
0,01195 |
0,013431 |
0,015596 |
0,018445 |
0,021977 |
0,026193 | ||
W1 |
2,203705 |
2,565844 |
2,792828 |
2,884656 |
2,841328 |
2,662845 |
2,349206 | ||
W2 |
1,338347 |
1,560872 |
1,694971 |
1,740644 |
1,697889 |
1,566709 |
1,347102 | ||
W3 |
0,863974 |
1,004523 |
1,077697 |
1,083495 |
1,021918 |
0,892966 |
0,696638 | ||
W4 |
0,615516 |
0,706402 |
0,734987 |
0,701273 |
0,60526 |
0,446947 |
0,226334 | ||
W5 |
0,472927 |
0,528637 |
0,519007 |
0,444038 |
0,303729 |
0,09808 |
0 | ||
Wср1 Wср2 |
2,384774 1,44961 |
2,679336 1,627922 |
2,838742 1,717807 |
2,862992 1,719266 |
2,752087 1,632299 |
2,506026 1,456905 | |||
Wср3 |
0,934248 |
1,04111 |
1,080596 |
1,052707 |
0,957442 |
0,794802 | |||
Wср4 |
0,660959 |
0,720694 |
0,71813 |
0,653267 |
0,526103 |
0,33664 | |||
Wср5 |
0,500782 |
0,523822 |
0,481522 |
0,373883 |
0,200904 |
0,04904 | |||
∆Vi1 |
1,648516 |
1,648516 |
1,648516 |
1,648516 |
1,648516 |
1,648516 | |||
∆Vi2 |
2,822581 |
2,822581 |
2,822581 |
2,822581 |
2,822581 |
2,822581 | |||
∆Vi3 |
4,286141 |
4,286141 |
4,286141 |
4,286141 |
4,286141 |
4,286141 | |||
∆Vi4 |
5,78629 |
5,78629 |
5,78629 |
5,78629 |
5,78629 |
5,78629 | |||
∆Vi5 |
7,196879 |
7,196879 |
7,196879 |
7,196879 |
7,196879 |
7,196879 | |||
Vср1 |
1,923268 |
3,571784 |
5,2203 |
6,868816 |
8,517331 |
10,16585 | |||
Vср2 |
3,293011 |
6,115591 |
8,938172 |
11,76075 |
14,58333 |
17,40591 | |||
Vср3 |
5,000498 |
9,286639 |
13,57278 |
17,85892 |
22,14506 |
26,4312 | |||
Vср4 |
6,750672 |
12,53696 |
18,32325 |
24,10954 |
29,89583 |
35,68212 | |||
Vср5 |
8,396358 |
15,59324 |
22,79012 |
29,98699 |
37,18387 |
44,38075 | |||
∆ti1 |
0,691267 |
0,61527 |
0,580721 |
0,575802 |
0,599006 |
0,657821 | |||
∆ti2 |
1,947131 |
1,733855 |
1,64313 |
1,641735 |
1,729206 |
1,937381 | |||
∆ti3 |
4,587796 |
4,116896 |
3,966461 |
4,071544 |
4,476658 |
5,392714 | |||
∆ti4 |
8,754387 |
8,02877 |
8,057437 |
8,85747 |
10,99839 |
17,18834 | |||
∆ti5 |
14,37127 |
13,73916 |
14,94609 |
19,24901 |
35,82245 |
146,7557 | |||
∆Xi1 |
1,329492 |
2,197613 |
3,031535 |
3,955076 |
5,10193 |
6,687305 | |||
∆Xi2 |
6,411925 |
10,60355 |
14,68658 |
19,30804 |
25,21758 |
33,72189 | |||
∆Xi3 |
22,94127 |
38,23213 |
53,8359 |
72,71337 |
99,13587 |
142,5359 | |||
∆Xi4 |
59,098 |
100,6564 |
147,6385 |
213,5496 |
328,806 |
613,3164 | |||
∆Xi5 |
120,6664 |
214,238 |
340,6231 |
577,2198 |
1332,017 |
6513,129 | |||
t1 |
0,691267 |
1,306537 |
1,887258 |
2,463059 |
3,062065 |
3,719886 | |||
t2 |
1,947131 |
3,680987 |
5,324116 |
6,965852 |
8,695057 |
10,63244 | |||
t3 |
4,587796 |
8,704693 |
12,67115 |
16,7427 |
21,21936 |
26,61207 | |||
t4 t5 |
8,754387 14,37127 |
16,78316 28,11044 |
24,84059 43,05653 |
33,69806 62,30553 |
44,69645 98,12799 |
61,88479 244,8837 | |||
∆tп |
1,120211 |
0,935621 |
0,784279 |
0,693563 |
|||||
∆Vп |
0,122902 |
0,116049 |
0,119537 |
0,134299 |
|||||
X1 |
0 |
1,329492 |
3,527104 |
6,55864 |
10,51372 |
15,61565 |
22,30295 | ||
X2 |
0 |
6,411925 |
17,01547 |
31,70205 |
51,0101 |
76,22768 |
109,9496 | ||
X3 |
0 |
22,94127 |
61,1734 |
115,0093 |
187,7227 |
286,8585 |
429,3945 | ||
X4 |
0 |
59,098 |
159,7544 |
307,3928 |
520,9424 |
849,7484 |
1463,065 | ||
X5 |
0 |
120,6664 |
334,9044 |
675,5275 |
1252,747 |
2584,765 |
9097,893 | ||
Vk |
10,8672 |
18,70116 |
28,45474 |
38,44097 |
|||||
∆Xп |
6,702343 |
10,03392 |
12,88209 |
15,42676 | |||||
3.5 Расчет топливной экономичности автомобиля
Топливная экономичность является
одной из наиболее важных характеристик
транспортных средств. Проблему уменьшения
расхода топлива решают как созданием
экономичных конструкций
Характеристика топливной
Под топливной экономичностью понимается способность автомобиля (автобуса) выполнять транспортную работу (перевозку пассажиров) в регламентируемых условиях с минимально возможными затратами топлива.
В соответствии с ГОСТ 20306-85 в настоящее
время действуют следующие
Для построения топливно-экономической характеристики существуют ряд аналитических зависимостей, предложенных различными авторами. Ниже рассматривается метод, предложенный доц. Сергеевым С.С.
Расход топлива при движении автомобиля складывается из двух составляющих. Это расход, связанный с преодолением сил сопротивления движению автомобиля и расход топлива, затрачиваемый на преодоление тепловых, механических и насосных потерь в двигателе, а также на привод вспомогательных агрегатов.
Проф. И.М. Ленин установил, что массовый расход топлива на один оборот и на единицу рабочего объема двигателя линейно зависит от среднего эффективного давления двигателя.
,
где mT - расход топлива, г/обор. ;
Vst - рабочий объем двигателя, л;
, - эмпирические коэффициенты;
Рme - среднее эффективное давление, МПа.
В действительности коэффициент , характеризующий внутренние потери тепловой энергии сгорания топлива в двигателе, а также потери на привод вспомогательных агрегатов, является величиной переменной.
Расход топлива при
, об/100 км
где r - радиус колеса, м, и разделить на плотность топлива, то в левой части получим расход топлива в литрах на 100 км.
Рабочий объем четырехтактного двигателя можно определить по формуле:
Современные двигатели имеют при номинальной мощности следующие значения Рme, МПа:
-0,7…0,85 - бензиновые (большие значения у двигателей, использующих высокооктановые бензины);
-0,66…0,7 – дизели;
-0,8…1,0 - дизели с турбонаддувом.
Коэффициент зависит от скоростного режима и загрузки двигателя, поэтому первый член можно представить эмпирической формулой вида:
,
где VN – скорость при Nmax,
причем:
, м/с
- эмпирические коэффициенты, а РТ=Рд+Рв определяются по формулам.
С учетом изложенного окончательная формула для расчета характеристики топливной экономичности имеет вид:
Коэффициент определятся равенством теплоты сгорания топлива с работой по перемещению автомобиля на 100 км, поэтому:
=2,27 - для бензиновых двигателей и
СПГ -сжиженный природный газ
СНГ –сжиженный нефтяной газ
=2.35 - для дизелей.
При проектировочных расчетах можно рекомендовать:
- для дизелей;
- для бензиновых двигателей;
Плотность топлива:
rТ =740 кг/м3 – бензины;
rТ =840 кг/м3 - дизельные топлива.
При расчете топливно-
Расчет выполняют для 8…10 значений скорости от Vmin=8 м/с до Vmax. Результаты расчета сводят в таблицу и по ним строят характеристику топливной экономичности . Для одного значения скорости расчет приводят полностью с подстановкой числовых величин.
Таблица 7 - Характеристика топливной экономичности.
qп |
9,187818 |
6,761076 |
6,301069 |
6,511415 |
7,144245 |
8,113553 |
9,380559 |
Pт |
197,4273 |
219,8365 |
261,4537 |
322,2787 |
402,3116 |
501,5525 |
620,0012 |
Информация о работе Анализ технических характеристик автомобиля и выбор прототипа