Финансовый анализ и его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:40, сочинение

Краткое описание

Анализ как категория, характеризующая метод исследования какого-либо явления, широко используется как в науке, так и в практической деятельности. Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности.

Оглавление

Основная часть……………………………………………………………………..3
Финансовый анализ и его характеристика….……………………......................3

Файлы: 1 файл

ЭССЕ Финансы.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание

Основная часть……………………………………………………………………..3

Финансовый анализ и  его характеристика….……………………......................3

Основная часть

        1 Финансовый анализ и его характеристика

 

Анализ как категория, характеризующая метод исследования какого-либо явления, широко используется как в науке, так и в практической деятельности. Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности.

Анализ финансового  состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Основная цель финансового  анализа — выявление существенных связей и характеристик финансового  состояния предприятия для выработки  оптимального управленческого решения. Эта цель достигается посредством получения небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в составе активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую перспективу или более отдаленный период. Цель анализа принимает вид конкретной управленческой задачи, поставленной перед аудитором. Аналитическая задача конкретизирует цель анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей его проведения. Примером аналитических задач могут быть:

анализ ликвидности  баланса;

анализ финансового  состояния и платежеспособности;

анализ динамики и  структуры статей баланса;

факторный анализ прибыли;

анализ оптимизации  объема прибыли, объема производства и  издержек;

комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Финансовый анализ является элементом финансового менеджмента и аудита. Как метод познания экономических процессов он занимает важное место в системе управления предприятием и является прерогативой высшего звена управленческих структур. Финансовый анализ представляет собой - совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу. 
При проведении финансового анализа используются знания таких смежных экономических дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы и кредит, экономическая теория, хозяйственное право. Аудитор, проводящий финансовый анализ, на базе этих знаний реконструирует деятельность объекта анализа по данным исходной информации, т.е. повторяет работу бухгалтера, но в обратном порядке — от обобщения и классификации исходных данных в форме бухгалтерской отчетности до понимания сущности той или иной хозяйственной операции. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей менеджмента и задачи анализа.

Основным принципом  аналитического чтения финансовой отчетности является дедуктивный метод, т.е. переход  от общего к частному, который в  ходе анализа должен применяться  многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, определяются направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Аналитическая информация окажется бесполезной для целей  управления (менеджеров), если не будут соблюдены другие необходимые принципы анализа: уместность, достоверность, сравнимость, существенность.

Уместность и достоверность  — это два основных качества, определяющих полезность аналитической  информации для принятия решения. Информация уместна, если она способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение. Иными словами, финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и достоверности. Информация достоверна, если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.

Основными его функциями  являются: 
всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа; 
выявление факторов и причин достигнутого состояния; 
подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; 
выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. 
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные  границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они  зависят также от целей субъектов  финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются  в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности (экономического анализа). Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на предприятиях на финансовый и управленческий учет.

Основные принципы анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Принцип

Содержание  принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, результаты его  получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических  явлений во взаимосвязи друг с  другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует проводить  постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю

Объективность

Критическое и беспристрастное  изучение экономических явлений, выработка  обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов  анализа для использования в  практических целях,  для повышения  результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с  проведением анализа, должны быть существенно  меньше того экономического эффекта, который  будет получен в результате его  проведения

Сопоставимость

Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

Научность

При проведении анализа  следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами


 

Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды.

По пользователям: 

  • внутренний финансовый анализ — финансовый анализ проводят сотрудники компании; 
  • внешний финансовый анализ — финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.

По направлению анализа: 

  • ретроспективный анализ — анализ прошлой финансовой информации; 
  • перспективный анализ — анализ финансовых планов и прогнозов.

По детализации: 

  • экспресс-анализ — анализ проводится по основным финансовым показателям; 
  • детализированный финансовый анализ — проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.

По характеру проведения:  

  • анализ финансовой отчетности — анализ по данным бухгалтерской отчетности; 
  • инвестиционный анализ — анализ инвестиций и капитальных вложений; 
  • технический анализ — анализ ценового графика ценных бумаг компании; 
  • специальный анализ — анализ по специальному заданию.

Обычно используют следующие  методы в финансовом анализе: 

  • вертикальный анализ; 
  • горизонтальный анализ; 
  • анализ коэффициентов; 
  • метод сводки и группировки; 
  • анализ и прогнозирование трендов; 
  • Факторный анализ; 
  • метод балансовой увязки; 
  • корреляционный анализ; 
  • анализ чувствительности.

При проведении финансового анализа используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов:

горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ — выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т.е. определение структуры итоговых финансовых показателей;

сравнительный (пространственный) анализ — сопоставление сводных  показателей отчетности предприятия  с аналогичными показателями конкурентов, межхозяйственный анализ предприятий отрасли, внутрихозяйственный анализ структурных подразделений предприятия;

трендовый анализ — определение  тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, избавленной от случайных  влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов посредством сравнения каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателя в будущем периоде, а следовательно, ведется перспективный анализ;

факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), при котором результативный показатель разлагают на составные элементы, и обратным (синтез), при котором по отдельным элементам формируется результативный показатель;

анализ относительных  показателей (коэффициентов) — метод  анализа на основе расчета отношений  между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения  взаимосвязи показателей.

Кроме перечисленных  основных аналитических методов  исследования финансовой отчетности существуют научно обоснованные приемы финансового  анализа:

традиционные — сопоставление, сравнение, группировка;

экономико-математические — графический, матричный методы, метод линейного программирования, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод теории множеств и др.;

эвристические — методы, основанные на экспертных оценках специалистов, их интуиции, прошлом опыте.

Информация о работе Финансовый анализ и его характеристика