Отклоняющееся (девиантное) поведение и его корректировка в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение понятий, форм реализации девиантного поведения в организации, рассмотрение и изучение различных девиаций у сотрудников торгового предприятия «№ 1» с помощью анкетирования, выработка рекомендаций по разработки антидевиантных мероприятий.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1 Характеристика магазина «№ 1». Анализ теоретических аспектов системного и ситуационного подходов к управлению…………..4
1.1 Характеристика торгового предприятия «№ 1»………………………...4
1.2 Понятие девиантного поведения. Формы его проявления на уровне организации………………………………………………………………………..9
Глава 2 Анализ склонности к девиантному поведению у сотрудников организации «№ 1»……………………………………….………………..13
2. 1 Анализ шкалы №1…………………………………………..………………16
2. 2 Анализ шкалы №2…………………………………….…………………….17
2. 3 Анализ шкалы №3……………………………………..……………………18
2. 4 Анализ шкалы №4………………………………………………..…………18
2. 5 Анализ шкалы №5……………………………………..………..…………..19
2. 6 Анализ шкалы №6………………………………………………….……….20
2. 7 Анализ шкалы №7………………………………………….……………….21
Вывод по второй главе………………………………………………………….22
Глава 3. Предложения по предотвращению развития девиантного поведения среди работников торгового предприятия «№ 1»………………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….......27
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Согласно представленной выше таблице, можно перевести «сырые баллы» опрошенных резидентов в Т – баллы, чтобы затем проанализировать данные.

Участники опроса

Т - баллы по

шкале 1

Т - баллы по

шкале 2

Т - баллы по

шкале 3

Т - баллы по

шкале 4

Т - баллы по

шкале 5

Т - баллы по

шкале 6

Т - баллы по

шкале 7

Резидент № 1

44

53

37

56

51

56

41

Резидент № 2

62

59

48

35

39

44

48

Резидент № 3

55

56

42

43

46

51

46

Резидент № 4

62

34

39

37

41

56

57

Резидент № 5

67

40

44

40

43

44

48

Резидент № 6

65

46

50

43

51

51

53

Резидент № 7

55

56

46

37

41

40

46

Резидент № 8

58

53

42

51

46

44

48

Резидент № 9

44

56

44

59

53

56

50

Резидент № 10

55

46

39

51

43

48

43

Среднее значение

Т - баллов по выборке

57

50

40

41

45

49

48

После того, как были распределены Т–баллы, можно проанализировать полученные данные.

2.1 Шкала № 1 - Шкала установки на социальную желательность

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Графически результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 1.

Большинство, а именно 45%, имеют от 60 до 70 Т-баллов. Это свидетельствует о тенденции опрашиваемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначи­тельных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о насто­роженности по отношению к ситуации обследования. Для данного опроса это не очень хороший показатель. Причина таких результатов возможно в том, что многие вопросы носят сугубо личный характер, и опрашиваемые испугались публичности.

У одной трети опрашиваемых показатели от 50 до 60 Т-баллов, что свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении вопросника социально-желательные ответы.

22% опрошенных резидентов не склонны скрывать соб­ственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной жела­тельности.

2.2 Шкала № 2 - Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к пре­одолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценнос­тей, образцов поведения.

Графически результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 2.

Как показывает диаграмма, 64 % участников опроса имеют от 50% до 60%. Такие результаты свидетельствуют об их склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокой­ствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Результаты остальных 36% опрашиваемых резидентов свидетельствуют о конформных установ­ках испытуемых, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

2.3 Шкала № 3 - Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное по­ведение[6].

Графически результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 3.

Опрос показал, что лишь 10 % резидентов (1 человек) имеет предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. А остальные (90%) не имеют склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения лич­ностных проблем, гедонистически ориентированным нормам, и ценностям. Также такой результат свидетельствует о том, что у большинства работников данной организации хороший социальный контроль поведенческих реакций.

2.4 Шкала № 4 - Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы агрессивного поведения.

Графически результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 4.

Как показывает диаграмма, 40 % участников опроса имеют от 50 до 70 Т-баллов по шкале №4,что свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях.

Результаты остальных 60 % опрошенных свидетельствуют об отсутствии готовнос­ти к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тре­воги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

2.5 Шкала № 5 - Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации аг­рессивных тенденций в поведении.

Графически результаты представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 5.

Большинство, а именно 70%, имеют от 50 до 60 Т-баллов. Это свидетельствует о наличии агрессив­ных тенденций у испытуемых. Однако это не значит, что агрессию эти люди будут проявлять в отношениях с другими людьми, и скорее всего у них нет склонности решать проблемы посредством насилия, а значит они неопасны для социума

У 30% опрашиваемых показатели меньше 50 Т-баллов, что свидетельствуют невыраженности агрессив­ных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шка­ле в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельству­ют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

2.6. Шкала № 6 - Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

   Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Графически результаты представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 6.

Как показывает диаграмма, половина  участников опроса имеют от 50% до 70%. Такие результаты свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведен­ческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Результаты остальной половины опрашиваемых резидентов свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувствен­ных влечений.

2.7 Шкала № 7 - Шкала склонности к деликвентному поведению[7]

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) Людей к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни человека.

Графически результаты представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Распределение долей среди опрошенных резидентов по шкале 7.

Как показывает диаграмма, 30 % участников опроса имеют от 50 до 60 Т-баллов по шкале №7,что свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты остальных 70% опрошенных свидетельствуют о невыраженности указанных тенденций, что в со­четании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельство­вать о высоком уровне социального контроля.

Вывод

Для выявления отклоняющегося поведения в организации был проведен опрос среди сотрудников. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1)     Одна треть работников были готовы честно отвечать на предложенные вопросы. Отвечая на вопросы, они не стремились показать себя лучше, чем есть на самом деле.

2)     Более половины сотрудников организации склонны нарушать общепринятые нормы и пренебрегать ценностями организации.

3)     Практически все опрошенные резиденты имеют хороший социальный контроль поведенческих реакций. А значит, не имеют склонности к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

4)     Более одной трети опрошенных имеют склонность к риску, потребность в острых ощущениях. Возможно, это объясняется тем, что средний возраст работников организации 29 лет. На предприятии работают молодые люди, которые в силу своего возраста готовы подвергать свою жизнь опасности. Через такие сильные эмоции человек реализует себя – свои психологические потребности, стремления, цели.

5)     Две трети работников организации рассматривают агрессию, как один из способов решения сложных проблем. Однако это не значит, что готовы проявлять агрессию к окружающим людям.

6)     Половина опрошенных резидентов имеет жесткий самоконтроль своих эмоций и чувств. Остальные опрошенные наоборот, не желают или не способны контролировать эмоции. Если у них плохое настроение, они не будут скрывать его, подавлять свои негативные эмоции.

7)     Небольшой процент опрошенных резидентов имеют тенденцию к делинквентному поведению. А значит, от таких работников можно ожидать скандалов, оскорблений, драк.

 


Глава 3. Предложения по предотвращению развития девиантного поведения среди работников торгового предприятия «№ 1».

Существуют несколько способов, чтобы свести к минимуму девиантное поведение среди работников.

Один из приемов – это отбор по прошлому опыту, или биографическим данным. Можно предположить, что прошлое поведение человека в определенной степени предсказывает его поведение в будущем. Если человек уже воровал или мошенничал, скандалил или бунтовал, то он с большей вероятностью сделает нечто подобное в будущем по сравнению с человеком, который никогда ранее ничего подобного не совершал. Следовательно, надо тщательно проверять сотрудников при приеме на работу на предмет наличия в его трудовой биографии фактов отклоняющегося поведения на рабочем месте.

В этой связи интересен следующий факт. Исследования показывают, что только 12 %  сотрудников, совершивших мошеннические действия, совершали их раньше, соответственно, 88 %  мошенничеств в организации совершается впервые. [11]

Еще одним способом снижения вероятности отклоняющегося поведения в организации является отбор по личностным качествам. При подборе персонала необходимо учитывать совместимость соискателя и компании. Бывает так, что подбор основывается исключительно на соответствии соискателя и должности. Оценивается способность и желание соискателя выполнять данную работу, но не учитывается то, насколько компания подойдет ему по своим ценностям, традициям и нравам.

Другой группой факторов отклоняющегося поведения являются внешние организационные условия. И на то существуют научно-обоснованные факты. Вероятность отклоняющегося поведения выше в организациях с плохими условиями труда, в период организационных изменений, у сотрудников, находящихся в стесненных финансовых обстоятельствах. А значит, не стоит экономить на условиях работы (мебели, кондиционерах, освещении и т. п.), можно больше потерять; не стоит «раскачивать лодку» без необходимости, могут разболтаться и сотрудники.

Информация о работе Отклоняющееся (девиантное) поведение и его корректировка в организации