Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
Цель работы – изучение понятий, форм реализации девиантного поведения в организации, рассмотрение и изучение различных девиаций у сотрудников торгового предприятия «№ 1» с помощью анкетирования, выработка рекомендаций по разработки антидевиантных мероприятий.
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1 Характеристика магазина «№ 1». Анализ теоретических аспектов системного и ситуационного подходов к управлению…………..4
1.1 Характеристика торгового предприятия «№ 1»………………………...4
1.2 Понятие девиантного поведения. Формы его проявления на уровне организации………………………………………………………………………..9
Глава 2 Анализ склонности к девиантному поведению у сотрудников организации «№ 1»……………………………………….………………..13
2. 1 Анализ шкалы №1…………………………………………..………………16
2. 2 Анализ шкалы №2…………………………………….…………………….17
2. 3 Анализ шкалы №3……………………………………..……………………18
2. 4 Анализ шкалы №4………………………………………………..…………18
2. 5 Анализ шкалы №5……………………………………..………..…………..19
2. 6 Анализ шкалы №6………………………………………………….……….20
2. 7 Анализ шкалы №7………………………………………….……………….21
Вывод по второй главе………………………………………………………….22
Глава 3. Предложения по предотвращению развития девиантного поведения среди работников торгового предприятия «№ 1»………………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….......27
Список используемой литературы…………
1.2 Понятие девиантного поведения. Формы его проявления на уровне организации.
Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Скажем, движение на дороге невозможно, если водители не соблюдают правила дорожного движения. Однако люди достаточно часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать. Изучение отклоняющегося поведения — одна из самых увлекательных задач психологии человека. Эта область сложна для анализа, потому что типов нарушений правил так же много, как много социальных норм и ценностей. Кроме того, нормы различных культур, а также субкультур в рамках одного общества существенно различаются. Поэтому то, что нормально для одного сообщества, может быть отклонением в другом.
В организации, где люди добровольно объединяются для достижения совместными усилиями общеорганизационных и одновременно личных целей, действуют многочисленные правила, нормы, предписания, без которых недостижимы совместные результаты.[3]
Изучение проблемы девиантного поведения персонала также неразрывно связано рассмотрение культуры организации, а также культурных факторов, действующих на уровне общества в целом, поскольку культура может быть рассмотрена как совокупность ценностей и норм.[4]
Девиантное (отклоняющееся) поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.[5] Применительно к организации, правомерно отнести к девиантному поведению мошенничество.
Устойчивые формы отклоняющегося поведения, и прежде всего аморальное и противоправное поведение, в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. [9]
Возможны также типологии отклоняющегося поведения. Так, исходя из целей и направленности девиантного поведения можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности: алкоголизм, суицид, мазохизм и др. Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред первичным группам и общностям: нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п. Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества: грабежи, убийства, терроризм. [1]
Анализ поведения работника на предмет адекватности (или отклонения) осуществляется на основе конкретной нормы с учетом сложившейся социальной ситуации. Графическое изображение данного тезиса представлено в виде схемы 1.
Схема 1 – Типы поведения работника с учетом конкретной ситуации.
Как известно, социальные нормы бывают двух типов: 1) писаные - формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством; 2) неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением. [7]
Отклоняющее поведение в организациях – это добровольное поведение сотрудников, которое нарушает нормы организации и представляет собой угрозу для нее. Принято выделять четыре типа отклоняющегося поведения на рабочем месте.
Во-первых, это нарушение количественных или качественных производственных стандартов. Примерами такого рода отклоняющегося поведения являются непроизводительный расход сырья или ресурсов или намеренное снижение темпов работы (когда под любыми предлогами и с помощью разнообразных уловок сотрудник делает вид, что никак не может работать быстрее и производительнее).
Во-вторых, это «особое отношение» сотрудника к клиентам, поставщикам, подчиненным и т. д. Выражается оно в том, что сотрудник одним (клиентам, поставщикам, подчиненным, коллегам) необоснованно предоставляет режим благоприятствования, других – наоборот, «задвигает». Наиболее понятный и распространенный пример из нашей практики – это, пожалуй, предвзятое отношение к поставщикам. Именно за него получают «откаты».
В-третьих, это несанкционированное присвоение или разрушение собственности организации. Классическими примерами являются кража или преднамеренное завышение расходов с последующим присвоением разницы между тем, что объявлено как потраченное и тем, что реально потрачено.
Четвертой разновидностью отклоняющегося поведения в организациях исследователи называют агрессивные действия сотрудника: скандалы, оскорбления, рукоприкладство, кляузы и т.п.
Чтобы определить склонность работников я использовала методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП). Она представляет собой тест-опросник, предназначенным для измерения готовности (склонности) работников организации к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Для проведения этого исследования я провела опрос среди работников организации «№ 1». Образец анкеты опроса представлен в приложениях (Приложение В). Методом выборки я опросила 10 человек, среди которых 7 женщин и 3 мужчин. Так как некоторые вопросы могут скомпрометировать работников, поэтому опрос был проведен анонимно.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит 7 шкал:
1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.
4. Шкала склонности к саморазрушающему поведению - 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
| Участники опроса | Шкала 1 | Шкала 2 | Шкала 3 | Шкала 4 | Шкала 5 | Шкала 6 | Шкала 7 |
1 | Резидент № 1 | 1 | 9 | 5 | 13 | 12 | 10 | 5 |
2 | Резидент № 2 | 5 | 11 | 10 | 5 | 7 | 6 | 8 |
3 | Резидент № 3 | 3 | 10 | 7 | 8 | 10 | 8 | 7 |
4 | Резидент № 4 | 5 | 3 | 6 | 6 | 8 | 10 | 12 |
5 | Резидент № 5 | 7 | 5 | 8 | 7 | 9 | 6 | 8 |
6 | Резидент № 6 | 6 | 7 | 11 | 8 | 12 | 8 | 10 |
7 | Резидент № 7 | 3 | 10 | 9 | 6 | 8 | 5 | 7 |
8 | Резидент № 8 | 4 | 9 | 7 | 11 | 10 | 6 | 8 |
9 | Резидент № 9 | 1 | 10 | 8 | 14 | 13 | 10 | 9 |
10 | Резидент № 10 | 3 | 7 | 6 | 11 | 9 | 7 | 6 |
Среднее значение по выборке | 4 | 8 | 8 | 9 | 10 | 8 | 8 |
Далее согласно методике, необходимо провести подсчет «сырых баллов». Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:
Т=10*(Х1-М)/ S + 50
где XI - первичный («сырой») балл по шкале;
М - среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;
S - стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации. Значения переменных указаны в таблице 2.
Шкалы | Нормальная выборка | |
| М | S |
1 | 2,27 | 2,06 |
2 | 7,73 | 2,78 |
3 | 9,23 | 4,59 |
4 | 10,36 | 3,41 |
5 | 12,47 | 4,23 |
6 | 8,04 | 3,29 |
7 | 7,17 | 4,05 |
Перевод «сырых» баллов можно осуществить по данным таблицы 3.
Таблица 3 - Нормы при переводе «сырых» баллов в Т-баллы
Т-баллы
| |||||||
Шкалы
«Сырой» балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 35 |
| 26 |
|
|
| 30 |
1 | 44 | 27 | 28 | 24 | 24 | 26 | 32 |
2 | 50 | 31 | 30 | 26 | 27 | 30 | 34 |
3 | 55 | 34 | 33 | 29 | 29 | 33 | 37 |
4 | 58 | 37 | 35 | 32 | 31 | 37 | 39 |
5 | 62 | 40 | 37 | 35 | 34 | 40 | 41 |
6 | 65 | 43 | 39 | 37 | 36 | 44 | 43 |
7 | 67 | 46 | 42 | 40 | 39 | 48 | 46 |
8 | 70 | 50 | 44 | 43 | 41 | 51 | 48 |
9 | 74 | 53 | 46 | 45 | 43 | 55 | 50 |
10 | 85 | 56 | 48 | 48 | 46 | 56 | 53 |
11 | 90 | 59 | 50 | 51 | 48 | 62 | 55 |
12 |
| 63 | 53 | 54 | 51 | 65 | 57 |
13 |
| 66 | 55 | 56 | 53 | 69 | 59 |
14 |
| 69 | 57 | 59 | 55 | 73 | 62 |
15 |
| 72 | 59 | 62 | 58 | 77 | 64 |
16 |
| 75 | 62 | 64 | 60 | 81 | 66 |
17 |
| 78 | 64 | 67 | 62 | 85 | 68 |
18 |
| 81 | 66 | 70 | 65 |
| 71 |
19 |
| 84 | 68 | 72 | 67 |
| 73 |
20 |
| 87 | 70 | 75 | 71 |
| 75 |
21 |
| 90 | 72 | 78 | 72 |
| 71 |
22 |
|
| 74 | 8I | 74 |
| 79 |
23 |
|
| 76 | 84 | 77 |
| 81 |
24 |
|
| 78 | 87 | 79 |
| 83 |
25 |
|
| 82 | 90 | 81 |
| 85 |
Информация о работе Отклоняющееся (девиантное) поведение и его корректировка в организации