Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:05, курс лекций

Краткое описание

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и норматвы
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АПТ (АТО)
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)
ТЕМА 4.1. Общие положения
ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП
ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП
РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий
Тема 5.1. Общие положения
ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему
ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования
ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ
ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда
ТЕМА 7.1. Исполнители работ
ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ
ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)
ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ
ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений
ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений
ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей
ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка

Файлы: 1 файл

09 Лекции по ТиО пред-й сервиса.doc

— 4.75 Мб (Скачать)

В условиях низких температур снижается работоспособность систем питания и смазки двигателя и трансмиссии, ухудшаются пусковые качества двигателей, работоспособность электростартерного устройства; уменьшается эффективность средств облегчения пуска двигателя, теплорегулирующего комплекса двигателя, независимой и автономной систем отопления зон обитания людей, системы обогрева и очистки лобового стекла; топливная экономичность автомобиля; эффективность теплоизоляции кабины, энергетической системы электрооборудования и др.

На организацию хранения автомобилей существенное влияние оказывают условия эксплуатации подвижного состава и прежде всего режим работы автомобилей и характер автомобильных перевозок. От этих факторов зависит количество автомобилей, одновременно находящихся на территории АТП; суточная продолжительность пребывания каждого автомобиля, количество автомобилей, одновременно ожидающих обслуживания или  выпуска на работу.

Подвижной состав в пределах суток может эксплуатироваться  прерывно (на территории АТП в определенные периоды суток находятся почти все автомобили) или непрерывно (на территории АТП в определенные периоды суток находится только часть автомобилей). Помещения наименьших размеров нужны при режиме непрерывной эксплуатации автомобилей и круглосуточного ступенчатого графика работы. В одном и том же АТП для различных групп автомобилей при одинаковом режиме эксплуатации подвижного состава могут применяться различные способы хранения одновременно. Общее количество мест хранения с увеличением продолжительности возврата не изменяется, но уменьшается потребность в теплом хранении и увеличивается возможность хранения на открытых площадках. В условиях мягкого климата автомобили могут дольше ожидать обслуживания вне помещения, что равносильно сокращению количества мест теплового, хранения.

На выбор способа хранения значительно влияет тип подвижного состава. Например, организация хранения специальных автомобилей сложнее,  чем грузовых и т. д.

 

РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда

ТЕМА 7.1. Исполнители работ

ТО и ремонт автомобилей выполняют рабочие  разной квалификации и специализации.

Согласно Единому  тарифно-квалификационному справочнику, все рабочие по квалификации подразделяются на шесть разрядов. Однако на автомобильном транспорте, исходя из сложности работ, используют специалистов лишь первых пяти разрядов. Каждый разряд характеризует сложность выполняемых рабочим операций и находит свое отражение в величине тарифного коэффициента, который позволяет установить часовую тарифную ставку для всех разрядов.

Человек и техника  составляют единую систему.

Принципиальные  особенности человека как элемента системы «человек - техника» являются: адаптация (приспособление) к условиям труда, индивидуальность, способность к утомлению и отдыху, возможность появления ошибок и чувствительность к эмоциональным воздействиям.

Способность к  адаптации проявляется в том, что при. рационально организованной смене труда и отдыха производительность труда поддерживается примерно постоянной.

Индивидуальность производительности труда рабочих объясняется тем, что люди отличаются друг от друга способностями, опытом и другими качествами.

Утомление (усталость) является реакцией организма на изменения, возникающие в нем при выполнении работы.

Уменьшить утомляемость можно правильной организацией микропауз и различных перерывов для отдыха.

ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ

Различают явочную численность РЯ исполнителей работ, необходимую для выполнения суточной производственной программы и штатную численность РШ, необходимую для выполнения годовой производственной программы. Отношение РЯШ колеблется в пределах 0,90 - 0,93 и называется коэффициентом штатности e. Таким образом, РЯ всегда меньше РШ (из-за отпусков,   болезни и т. п.).

Явочную численность водителей можно определить из выражения

                                                (3)

где aв - коэффициент выпуска автомобилей на линию (принимается по фактически сложившимся в отрасли значениям);

 - количество календарных дней в году;

nс - количество рабочих смен автомобиля в сутки;

tc - продолжительность рабочей смены автомобиля, ч;

- годовой фонд рабочего места  водителя, ч.

Штатная численность водителей

                                                           (4)

Основной группой  исполнителей работ РОП АТП являются ремонтно-обслуживающие рабочие, численность которых определяют исходя из годового объема Тц  работы подразделения технической службы

                                                        (5)

где Ря - явочная   численность    ремонтно-обслуживающих   рабочих;

Фм - годовой фонд времени рабочего места, чел.-ч.

Штатная численность ремонтно-обслуживающих  рабочих

  или                                              (6)

где Фр — годовой фонд времени рабочего, учитывающий трудовые потери, вызванные болезнью, выполнением государственных обязанностей, отпуском и т. п. Таким образом, Фр всегда меньше Фм. Для профессий с нормальными условиями труда Фм = 2079 ч, однако он изменяется в связи с изменением количества праздничных дней.

Годовой фонд Фр времени рабочего можно определить из выражения

                                                (7)

где tот - продолжительность отпуска, ч;

tпр - прочие потери рабочего времени по уважительным причинам (tпр ~ 0,04Фм), ч.

Численность ИТР и служащих АТО и АТП устанавливается в соответствии с нормативами численности по функциям управления. При расчете принимают во внимание количество приведенных автомобилей, коэффициент выпуска автомобилей на линию, среднесписочную численность работающих, режим работы автомобилей, нормативную численность рабочих по ТО и ремонту автомобилей.

ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих  рабочих

Ремонтно-обслуживающих  рабочих организационно объединяют по характеру работы и производственному  принципу в группы, которые образуют бригады (специализированные и комплексные). Шире распространены специализированные бригады, комплексные - только на небольших АТП и СТО.

Специализированные  бригады формируются из рабочих различных профессий и квалификаций. Каждый рабочий выполняет определенные операции.

Комплексные бригады организуют из рабочих-универсалов высокой квалификации, так как приходится выполнять слишком разнообразные и сложные работы.

РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)

Площади основных и вспомогательных помещений  должны быть компактными, но достаточными для обеспечения нормальных условий и высокой производительности труда работающих. Существует несколько методов определения площадей, остановимся на наиболее удобных для пользования и обеспечивающих достаточную точность.

ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей

Площади помещений  для выполнения ТО, ТР и хранения подвижного состава определяют исходя из количества рабочих постов или мест  хранения  и  площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами и рабочими местами.

Общая площадь зоны хранения, зоны ТО или ТР равна

                                                          (41)

где х - количество постов для ТО, ТР или мест для хранения автомобилей;

f - площадь, занимаемая в плане автомобилем или подъемно-осмотровым оборудованием, м2;

k - коэффициент плотности расстановки автомобилей или оборудования (для постов ТО и ТР k ~ 4,5, для мест открытого хранения автомобилей k ~ 2,5, для мест закрытого хранения автомобилей k ~ 2,0)

ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ

Площади помещении для выполнения производственно-подготовительных работ определяют исходя из площади, занимаемой технологическим оборудованием,  рабочими местами и проходами:

                                                       (42)

где FЦ - площадь цеха (участка, отделения), м2;

fОБ - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам технологического оборудования, м2;

Коб - коэффициент плотности расстановки оборудование.

Согласно ОНТП—АТП—СТО-86 значения Коб для соответствующих производственных участков (помещений) следующие:

 

Слесарно-механический, медницко-радиаторный, ремонта аккумуляторов, ремонта электрооборудования, ремонта таксометров и радиооборудования, ремонта приборов системы питания, обойный, краскоприготовительная

Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и   инструмента

Сварочный, жестяницкий, арматурный, кузнечно-рессорный, дерево 
обрабатывающий

 

 

 

3,5—4

4—4,5

 

4.5—5


Для помещений, в которых предусмотрены места для размещения автомобилей (малярное и др.) или кузовов (кузовное и др.), необходимо к площади, занимаемой оборудованием данного цеха (участка), прибавить площадь горизонтальной проекции автомобиля или кузова.

Площади помещений дли выполнения производственно-подготовительных работ наиболее удобно определять по площади на одного производственного рабочего:

                                                   (43)

где - площадь на первого рабочего, м2;

- площадь на каждого последующего рабочего, м2;

Р0 - количество рабочих, одновременно работающих в цеху (в наибольшей смене), чел.

Площадь > , так как она включает в себя технологически необходимую площадь и площадь общего пользования (проходы, пространство около двери, подходы к общему оборудованию и т.д.). Для каждого вида работ установлена норма удельной площади, рая колеблется от 4,5 до 30 м2 на человека (табл. 1).

Таблица 1. Площади цеха на одного работающего, м2.

Наименование  цеха

Наименование  цеха

Слесарно-механический

Кузнечно-рессорный

Медницкий

Жестяницкий

Сварочный

Деревоотделочный

Обойный

Арматурный

8-12

20

10

12

15

15

15

8

5-10

15

8

10

10

12

10

4,5

Электротехнический

Малярный

Шиноремонтный

Шиномонтажный

Аккумуляторный

Карбюраторный (топливной аппаратуры)

Кузовной

Агрегатный

10

30*

15

15

15

 

8

30*

15

5

15

10

10

10

 

4,5

15

12


 

ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений

Площади складских  помещений определяют по площади, занимаемой складским оборудованием, проходами и проездами, а также массой хранимого материала, приходящегося на единицу площади:

                                                 (44)

где Коб - коэффициент плотности расстановки складского оборудования (Коб ~ 2,5);

fОБ - площадь, занимаемая в плане  единицей оборудования,  м2;

ХОб - количество  складского оборудования,   зависящее от запаса хранимого материала и вместимости единицы оборудовании.

Гипроавтотранс  рекомендует   FCKЛ   определять   по площадям на 1 млн. км пробега подвижного состава

                                            (45)

где LГ - среднегодовой пробег автомобиля, км;

АС - списочное (инвентарное) количество автомобилей;

Информация о работе Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"