Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:05, курс лекций

Краткое описание

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и норматвы
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АПТ (АТО)
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)
ТЕМА 4.1. Общие положения
ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП
ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП
РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий
Тема 5.1. Общие положения
ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему
ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования
ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ
ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда
ТЕМА 7.1. Исполнители работ
ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ
ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)
ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ
ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений
ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений
ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей
ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка

Файлы: 1 файл

09 Лекции по ТиО пред-й сервиса.doc

— 4.75 Мб (Скачать)

                                                   (17)

где Зтр - нормативы удельных затрат на выполнение ТР на 1000 км пробега автомобиля, руб.

Значения Зто и Зтр приведены в справочной литературе.

РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)

ТЕМА 4.1. Общие положения

Под производственной мощностью РОП АТП следует  понимать максимально возможный  объем работ по ТО и ремонту автомобилей в установленной номенклатуре и качественных соотношениях на определенном уровне специализации, выполненных АТП при наиболее полном использовании технологического оборудования и площадей по прогрессивным нормам производительности труда, с учетом достижений передовой технологии, организации труда, обеспечения высокого качества работ.

Расчет производственной мощности РОП АТП в человеко-часах  в условиях индустриализации становится неприемлемым в связи с большим  отличием производительности одного человеко-часа на различных участках производства, с неодинаковым уровнем механизации и автоматизации технологических процессов профилактики и ремонта автомобилей. Поэтому при определении производственной мощности РОП АТП следует пользоваться денежными измерителями выполняемой работы.

ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП

При определении  производственной мощности РОП АТП  важно установить факторы, влияющие на величину и степень ее использования. Их можно разделить на две группы.

К первой следует  отнести такие факторы, которые  определяют величину производственной мощности, ко второй - факторы, определяющие степень ее использования. Факторы, относящиеся к первой группе, должны соответствовать наилучшему использованию основных производственных фондов. Факторы, относящиеся ко второй группе, будут те же, что и факторы, определяющие саму величину производственной мощности.

Таким образом, факторы, определяющие величину производственной мощности, и факторы, определяющие степень ее использования, представляют собой одну и ту же качественную характеристику тех или иных условий производства, но отличаются по конкретной величине показателей, характеризующих эти условия производства.

Все факторы, влияющие на величину производственной мощности РОП АТП и степень ее использования, можно разбить на основные группы: характеризующие технический уровень производства по ТО и ремонту автомобилей, уровень организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих; местные и природные условия, в которых осуществляется производственный процесс; обеспеченность необходимыми ресурсами.

К группе факторов, характеризующих технический уровень производства, можно отнести: состав и структуру основных производственных фондов ремонтно-обслуживающего назначения; уровень механизации производственных процессов ТО, ремонта и. хранения автомобилей; техническое состояние используемых средств производства по ТО и ремонту автомобилей и др. Как видно, эта группа связана с объемом, составом и характеристикой средств труда, которыми располагает ATП для выполнения ТО и ремонта подвижного состава.

К группе факторов, характеризующих уровень организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих, можно отнести режим работы подразделений технической службы, использование основного и вспомогательного ремонтно-обслуживающего оборудования по времени и производительности, организацию труда и заработной платы, ритмичность производственных процессов по ТО и ремонту автомобилей, уровень квалификации ИТР и ремонтно-обслуживающих рабочих, распространение передовых приемов и методов труда.

К факторам, характеризующим  местные и природные условия, в которых осуществляется производственный процесс, следует отнести природно-климатические условия.

К факторам, характеризующим  обеспеченность необходимыми ресурсами, следует отнести: рабочие кадры, запасные части, материалы, обменный фонд агрегатов, жилой фонд и т.п.

Учитывая изложенное, величину М производственной мощности РОП АТП можно представить как функцию ряда различных факторов:

                                               (18)

где X1, Х2, Х3,…, Хn - факторы-аргументы, оказывающие влияние на величину производственной мощности РОП АТП

При определении  производственной мощности РОП АТП следует 
иметь в виду, что на нее не все основные фонды одинаково влияют. 
Наибольшее влияние оказывает активная часть основных фондов 
производства.

Большое значение имеет также состав активных фондов.

Рассматривая  влияние основных фондов РОП и  их активной части на объем выполняемых  ремонтно-обслуживающих работ, следовательно, и на производственную мощность РОП АТП, необходимо остановиться на анализе такого показателя, как фондоотдача.

Фондоотдача f является обобщающим стоимостным показателем использования основных производственных фондов РОП и определяется  по формуле

                                                         (19)

где Р - стоимость   выполняемых работ,  руб.;

Фс.г - среднегодовая стоимость основных производственных фондов РОП, руб.

фондоотдача показывает, какой объем выполненных работ (в руб.) приходится на 1 руб. стоимости  основных производственных фондов РОП.

3аменив в  выражении 18.2 стоимость выполняемых  работ величиной производственной  мощности РОП, получим

                                                            (20)

При такой трактовке  производственной мощности РОП АТП  фондоотдача должна представлять собой не ту величину, которую предприятия имеют фактически, а ту, которую они могут обеспечить при наиболее полном использовании основных производственных фондов РОП, применении прогрессивной технологии и передовых методов организации труда и производства, т. е. максимально возможную величину в конкретных условиям.

ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП

Один из основных принципов расчета производственной мощности РОП АТП - выбор из многих факторов, влияющих на мощность и степень ее использования, одного главного, по которому следует определить производственную мощность, а по остальным - возможный коэффициент ее использования.

При расчете  производственной мощности РОП АТП  необходимо также учитывать его особенности (отсутствие стабильных условий и единой технологии производства, непостоянство рабочих мест, перемещение людей средств и орудий труда, влияние климатических условий и т. п.).

Методы расчета производственной мощности РОП АТП должны быть простыми, не требовать больших затрат труда и привлечения квалифицированных специалистов в этой области, которыми не всегда располагают АТП, обеспечивать достаточную степень точности производимых расчетов и не быть излишне детализированными и регламентированными).

Определение фактической производственной мощности РОП АТП. Производственная мощность РОП АТП может быть определена максимально возможным объемом работ, выполняемых собственными силами в год, в денежном измерении, исходя из среднегодовой стоимости активных фондов РОП АТП, и расчетного (прогрессивного) показателя фондоотдачи по формуле

                                                         (21)

где Мр - среднегодовая производственная мощность РОП АТП в расчетном году, тыс. руб.;

Фр - среднегодовая стоимость активных фондов РОП АТП в расчетном году, тыс. руб.;

fр - расчетный (прогрессивный) показатель фондоотдачи с 1 руб. стоимости активных фондов РОП АТП.

Среднегодовую стоимость активных фондов РОП АТП  в расчетном году определяют на основании  данных статистической отчетности, учитывающей  их стоимость на конец базового (начало расчетного) года с учетом ожидаемого поступления и выбытия фондов в течение года по формуле

                                             (22)

где ФН.г - стоимость активных фондов РОП АТП на начало года;

Фп - стоимость активных фондов, поступающих в каждом месяце в течение расчетного года;

t - число месяцев до конца года, в течение которых предусматривается эксплуатация поступающих фондов;

Фв - стоимость активных фондов, выбывающих в каждом месяце расчетного года;

t1 - число месяцев, оставшихся до конца года с момента выбытия фондов.

Прогрессивный показатель фондоотдачи fр на текущий (расчетный) год должен учитывать сложившиеся местные условия деятельности АТП, квалификацию рабочих кадров и др., а главное отражать максимально возможный уровень использования активных фондов и изменения уровня механовооруженности труда.

Исходя из этого, расчетная  величина прогрессивного показателя фондоотдачи  может быть определена по формуле

                                                         (23)

где f0 - фактический показатель фондоотдачи с 1 руб. стоимости активных фондов в базовом году;

К1 - коэффициент перехода от фактического к прогрессивному уровню показателя фондоотдачи, зависящей от резервов, имеющихся в использовании технологического оборудования;

K2 - коэффициент, учитывающий изменение уровня механовооруженности труда.

Фактический показатель фондоотдачи в базовом году определяется по формуле

                                                             (24)

где Р0 - объем ремонтно-обслуживающих работ, выполненный по ТО и ремонту автомобилей АТП собственными силами в базовом году, тыс. руб.;

Ф0 - среднегодовая балансовая стоимость активных фондов используемых в базовом году, тыс. руб.

Определение коэффициента K1. Резерв в использовании технологического оборудования можно определить на основе сравнения фактически отработанных оборудованием часов с плановым режимом их работы. Коэффициент К1 может быть определен по формуле

                                                    (25)

где ТР, ТФ - годовой расчетный (плановый) и фактический фонды времени полезной работы технологического оборудования;

А - коэффициент, учитывающий зависимость между увеличением годового фонда рабочего времени оборудования и фондоотдачей с единицы стоимости активных фондов

По данным практики работы АТП, коэффициент А, в зависимости от соотношений Трф может быть рекомендован в следующих размерах:

Трф

1-1,1

1,1-1,2

Свыше 1,2

А

0,9

0,8

0,7


Определение коэффициента К2. Коэффициент К2, учитывающий влияние изменения уровня механовооруженности труда на расчетный уровень фондоотдачи, может быть определен из выражения

                                                          (26)

где В0 - механовооруженность труда базового года;

ВТР - требуемая механовооруженность труда для обеспечения заданного уровня производительности труда на расчетный год при неизменной структуре работ по ТО и ремонту автомобилей

Фактическая   механовооруженность  труда   В0   определяется   по формуле

                                                            (27)

где Ф0 - среднегодовая стоимость технологического оборудования РОП в базовом году, тыс. руб.;

R0 - количество рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобилей в базовом году.

Требуемую механовооруженность  труда ВТР можно определить, исходя из необходимости обеспечения планируемой производительности труда, по формуле

                                                         (28)

где Пп - плановая выработка одного ремонтно-обслуживающего рабочего;

f0 - фактический показатель фондоотдачи в базовом году;

K1 - коэффициент, определяемый по формуле 25.

Определение потребной производственной   мощности РОП АТП. Среднегодовую производственную мощность РОП АТП, необходимую для выполнения планируемого объема ремонтно-обслуживающих работ МП, можно определить по формуле

                                                       (29)

где РП - планируемый годовой объем ремонтно-обслуживающих работ АТП, выполняемых собственными силами, тыс. руб.;

Ки.п - коэффициент использования производственной мощности РОП на планируемый год.

Определить  значение Ки.п на планируемый год можно на основе анализа фактического коэффициента использования мощности в базовом (Ки.б) и расчетном годах (Ки.факт). а также максимально возможного коэффициента использования производственной мощности (Ки.max), выдержав при этом следующие условия:

Информация о работе Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"