Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:05, курс лекций

Краткое описание

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и норматвы
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АПТ (АТО)
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)
ТЕМА 4.1. Общие положения
ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП
ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП
РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий
Тема 5.1. Общие положения
ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему
ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования
ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ
ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда
ТЕМА 7.1. Исполнители работ
ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ
ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)
ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ
ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений
ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений
ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей
ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка

Файлы: 1 файл

09 Лекции по ТиО пред-й сервиса.doc

— 4.75 Мб (Скачать)

                                                (30)

Коэффициент использования  мощности в базовом году определяется из выражения

                                                         (31)

Фактический коэффициент  использования мощности

                                                      (32)

где   РП - планируемый    годовой   объем   ремонтно-обслуживающих работ АТП, выполняемых собственными силами в расчетном году.

Определенная  производственная мощность РОП по формуле 18.13 позволяет сделать заключение о степени реальности установленного плана по ТО и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.

Пример. Определить фактическую и потребную производственную мощность РОП 6ТП.

Объем работ  по ТО и ремонту автомобилей, выполненный собственными силами в базовом 2004 г., по данным годового отчета составил 50 тыс. руб. На балансе АТП на 1.01.2004 г. активные фонды РОП составляют ПО тыс. руб. Прибыло в течение 2004 г. на сумму 6 тыс.  руб., в том числе по кварталам: I - 1 тыс. руб.; II - 2 тыс. руб.; III - 2 тыс. руб.; IV - 1 тыс. руб. Выбило в течение 2004 г. на сумму 10 тыс. руб., в том числе по кварталам: I - 2 тыс.   руб.; II - 2 тыс.  руб.;  III - 2 тыс.  руб.; IV - 4 тыс.  руб.

Таким образом, среднегодовая стоимость активных фондов РОП, используемых в базовом 2004 г. с учетом выражения 18.5, составит Ф0 = 108,7 тыс. руб.

Наличие активных фондов на 1.01.05 г. (согласно отчета за 2004 г.) 105 тыс. руб. Ожидаемое поступление в 2005 г. на сумму 12 тыс. руб., в том числе по кварталам: I - 1 тыс. руб.; II - 2 тыс. руб.; III - 5 тыс. руб.; IV - 4 тыс. руб. Намечено к списанию в 2005 г. на сумму 16 тыс. руб., в том числе по кварталам: I - 4 тыс. руб.; II - 2 тыс. руб.; III - 5 тыс. руб.; IV - 5 тыс. руб.

Тогда среднегодовая стоимость активных фондов РОП, используемых в 2005 г., составит (см. выражение 18,5) Фр = 103 тыс. руб.

Ожидаемое наличие активных фондов РОП на 1.01.06 г. 111 тыс. руб.

Фондоотдача о  1  руб.  фондов в  2004  г.  составила

Рост фондоотдачи в зависимости от резервов,  имеющихся в использовании технологического   оборудования,   определяем   из   выражения

Коэффициент K1 перехода от фактического к прогрессивному уровню показателя фондоотдачи составит:

Фактически   механовооруженность  труда тыс. руб. В базовом 2004 г. R0 = 51.

Требуемая механовооруженность  труда

 тыс. руб.

Плановая выработка  одного ремонтно-обслуживающего рабочего в 2005 г. в тыс.   руб.

Коэффициент К2, учитывающий влияние изменения  уровня   механовооруженности труда  на расчетный  уровень фондоотдачи,  равен

Прогрессивный  показатель фондоотдачи составит

Определим фактическую  производственную мощность РОП АТП за 2005 г.

 тыс. руб.

Фактический коэффициент использования производственной мощности РОП в 2005 г. при установленном плане работ 40 тыс. руб. составит:

Фактическая производственная мощность РОП АТП базового 2004 г. равна

тыс. руб.

Коэффициент  использования   производственной  мощности  РОП в базовом году составляет

Для определения коэффициента КИ.П использования производственной мощности РОП на планируемый период пользуемся следующим условием:

Примем Ки.п = 0,93, тогда потребная   производственная    мощность   РОП АТП на   2005 г.  должна быть

 тыс. руб.

Таким образом, рассмотренное АТП обладает избытком производственной мощности РОП (Мр - МП = 26 тыс. руб.).

 

РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий

Тема 5.1. Общие положения

Оборудование  АТП по производственному назначению подразделяется на общепроизводственное, профилактическое, ремонтное, подъемно-осмотровое и складское.

Общепроизводственное  оборудование предназначено для обеспечения нормальной деятельности всего предприятия. Основные группы этого оборудования: техническая (котельная, вентиляционные установки и т.п.), транспортная (электрокары, кран-балки, тележки и т.п.), канцелярская (столы, шкафы, стулья, пишущие машинки и т.п.), противопожарная (огнетушители, насосные установки и т.п.), вспомогательная (табельные часы и др.).

Профилактическое  оборудование предназначено для выполнения ТО автомобилей и подразделяется на подгруппы в зависимости от видов обслуживания и диагностики (оборудование зоны ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2).

Ремонтное оборудование используется на рабочих постах ТР автомобилей (постовое оборудование) и в цехах (специальное цеховое оборудование).

Подъемно-осмотровое оборудование (канавы, подъемники и др.) находит применение на ТО и ремонте автомобилей, поэтому его целесообразно выделить в самостоятельную группу. В складских помещениях используется складское оборудование (цистерны, емкости, стеллажи и т.д.).

Значительную долю профилактического, ремонтного и подъемно-осмотрового  оборудования составляет оборудование рабочих постов и поточных линий.

Оборудование постов и  поточных линий можно разделить  на следующие основные группы: осмотровые канавы, эстакады, гаражные подъемники и домкраты, подъемно-транспортные устройства, конвейеры и смазочно-заправочное оборудование.

ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему

Затраты на поддержание  автомобилей в технически исправном  состоянии с обеспечением высокой эксплуатационной надежности, возложенные на подразделения ремонтной службы различных АТП, превышают порой в несколько раз затраты на изготовление новых автомобилей. Поэтому одним из наиболее важных направлений по повышению производительности труда ремонтных рабочих, с одновременным повышением качества работ и эффективности всего производства, является внедрение новейших технологий с использованием современного высокопроизводительного оборудования, комплексная механизация и автоматизация процессов ТО и ремонта автомобилей.

Гаражное оборудование предназначено  не только для повышения производительность труда и качества заполняемых работ, но и для подъема общей культуры производства с обеспечением благоприятных санитарно-гигиенических условий и безопасности труда обслуживающего персонала.

В настоящий момент при  классификации всей номенклатуры гаражного оборудования в АТП, его подразделяют на технологическое оборудование, организационную оснастку и технологическую оснастку.

К технологическому оборудованию относят различные стенды и приспособления для ТО и ремонта, оснащенные приводными механизмами, измерительными (диагностическими) приборами, всевозможными захватами и зажимами для ремонтируемых узлов и агрегатов и другими конструктивными приспособлениями.

К организационной оснастке относится различное вспомогательное оборудование для повышения удобства в работе - в целях складирования узлов, деталей и инструмента используют шкафы, тумбочки, различные стеллажи, широко применяются различного типа верстаки, подставки под оборудование, рабочие столы и т. д.

К технологической оснастке относятся всевозможные виды инструмента и приспособлений (как ручных, так и механизированных), наборы ключей, торцовых головок, съемников, динамометрических рукояток д.

По видам  работ гаражное оборудование бывает:

уборочно-моющее;

подъемно-транспортное;

смазочно-заправочное;

разборочно-сборочное;

контрольно-диагностическое;

специализированное (по различным узлам и системам автомобилей).

Указанные оборудование и оснастки могут быть как стационарными, так и передвижными. Гаражное оборудование должно быть (по возможности) малогабаритным, удобным в обслуживании, с высокой энергоемкостью; должно обеспечивать надежное крепление ремонтируемых узлов и агрегатов при одновременном хорошем доступе к ним с возможностью поворота при ремонте в различных плоскостях и т.д.

В последующих  разделах представлены как новые  модели, в т. ч. и зарубежных фирм, так и более ранние разработки, много лет используемые на производстве. Это сделано с двумя целями: чтобы проследить общую тенденцию по усовершенствованию ГО и для ознакомления с существующим оборудованием и оснасткой в АТП, т. к. это необходимо хорошо знать в ходе курсового и дипломного проектирования, при разработке модернизации рабочих мест или реконструкции производственных участков с заменой оборудования на более новые модели.

ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования

Количественно оборудование АТП рассчитывают в  зависимости от мощности предприятия, производственной программы, типа и  количества подвижного состава, количества смен работы зон ТО и ТР и их продолжительности, трудоемкости, выполняемых работ, количества рабочих постов, принятого метода ТО автомобилей, численности ремонтно-профилактических рабочих, запаса хранимого материала и других факторов.

В зависимости  от количества рабочих постов, принятого  метода ТО автомобилей устанавливают подъемно-осмотровое оборудование зон ТО-1 и ТО-2 (с учетом поправки на количество рабочих, занятых одновременно на посту обслуживания). Мощность предприятия определяет количество оборудования общепроизводственного назначения.

Оборудование зон ЕО и технической диагностики определяют в зависимости от количества автомобилей, принятого метода выполнения работ, количества рабочих постов, режима работы зон ЕО, диагностики и других факторов.

Ремонтные подразделения оснащаются в основном оборудованием постоянного действия. Количество Хоб такого оборудования устанавливают расчетным путем, исходя из годовой трудоемкости данной группы работ:

                                          (1)

где Тг.р - годовая трудоемкость данной группы работ, чел-ч; например, для слесарно-механического цеха Тг.р. должно равняться трудоемкости механических работ, для агрегатного цеха – трудоемкости разборочно-сборочных работ этого цеха и т.д.;

- количество рабочих дней оборудования в году;

nг.р – количество смен работы оборудования;

tг.р – продолжительность смены работы оборудования,ч;

jг.р – коэффициент использования оборудования по времени (jг.р = 0,6 … 0,9);

Р – количество исполнителей, одновременно обслуживающих единицу оборудования.

Количество  оборудования, используемого исполнителями  работ в течение всей смены (верстаки, шкафчики, рабочий инструмент и т.п.), принимают по количеству рабочих. Количество складского оборудования зависит от запаса хранимого материала З и вместимости Vоб единицы оборудования.

                                                         (2)

ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования

Уровень использования  оборудования АТП определяется рядом частных и обобщающих показателей.

Частные показатели характеризуют отдельные стороны (аспекты) использования оборудования. К ним относятся такие, которые показывают количество и балансовую стоимость работающего оборудования, использование во времени, а также отдачу оборудования за один час работы.

Обобщающие  показатели характеризуют результативность использования оборудования в целом за анализируемый период, интегрируют все частные показатели использования оборудования за этот период. Обобщающие показатели рассчитывают за год, за пятилетие и за срок службы оборудования.

Частные и обобщающие показатели могут быть абсолютными  и относительными.

Частные показатели использования оборудования:

    • Показатель использования парка оборудования
    • Коэффициент сменности работы оборудования

 

РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО  И   ТР   АВТОМОБИЛЕЙ НА  РАБОЧИХ   ПОСТАХ

ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей

Принципиальные  положения по организации производственного процесса на предприятии были разработаны К. Марксом. Основные из них: пропорциональность, ритмичность и непрерывность производства.

В современных  условиях, при высоком уровне производительных сил, они также являются определяющими. Вместе с тем эти принципы получили дальнейшее развитие, имеют различные формы проявления и дополнились некоторыми новыми моментами.

Пропорциональность в организации РОП АТП предполагает соответствие пропускной способности (производительности в единицу времени) всех функциональных подразделений РОП АТП (АТО), отдельных рабочих мест по ТО и ремонту автомобилей, определенному заданиями плана.

Информация о работе Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"