Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:05, курс лекций

Краткое описание

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и норматвы
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АПТ (АТО)
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)
ТЕМА 4.1. Общие положения
ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП
ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП
РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий
Тема 5.1. Общие положения
ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему
ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования
ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ
ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда
ТЕМА 7.1. Исполнители работ
ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ
ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)
ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ
ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений
ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений
ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей
ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка

Файлы: 1 файл

09 Лекции по ТиО пред-й сервиса.doc

— 4.75 Мб (Скачать)

Таблица 5. Нормативы трудоемкости ТО и ТР для умеренно-холодного климатического района, выполняемых на СТО (ОНТП—АТП—GTO-86),  чел.-ч/1000 км

 

Тип СТО (число  рабочих постов)

Класс автомобилей

Тип СТО (число  рабочих постов)

Класс автомобилей

 

особо малый

малый

средний

 

особо малый

малый

средний

До 10

11-15

2,2

2,0

2,6

2,4

3,0

2.7

16-25

Более 25

1,9

1,8

2,2

2,1

2,6

2,4


Примечание. Трудоемкость приведена без учета уборочно-моечных работ. Средняя трудоемкость этих работ при механизированной мойке 0,25. чел.-ч и при ручной шланговой мойке 0,5 чел.-ч.

ТЕМА 8.7. Особенности  расчета  производственной  программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО

Годовую производственную программу по ТО и  ТР автомобилей Тто.тр (без учета уборочно-моечных работ) рассчитывают отдельно для Каждой модели обслуживаемых автомобилей по формуле.

                                                (49)

где А- количество автомобилей одной модели, обслуживаемых СТО в год;

Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;

tто, тр - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, чел.-ч на 1000 км пробега.

Годовую производственную программу уборочно-моечных  работ Ту.м рассчитывают исходя из количества заездов на СТО одного автомобиля на 1000 км пробега и средней трудоемкости уборочно-моечных работ по формуле

                                                (50)

где ∑LГ - суммарный среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей, км;

tу.м - трудоемкость уборочно-моечных работ на одно воздействие;

r - количество заездов  на мойку на 1000 км пробега.

Годовую производственную программу работ  по предпродажной подготовке автомобилей  Тп.п определяют из выражения

                                                        (51)

где АП - количество продаваемых автомобилей в год;

tП.П - трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля, чел.-ч       (t П..П = 3,5 чел.-ч).

Примерное распределение  объемов работ по ТО и ТР для СТО приведено  в табл.  6.

Таблица 6. Примерное распределение трудоемкости работ по видам и месту их выполнения на СТО,  %  выполнения

Виды работ

Тип СТО (число рабочих постов)

Место выполнения работы

до 5

от 6

до 10

от  11

до 15

от 16

до 25

свыше

25

рабо-чий

пост

производственный

участок

Диагностические

ТО в полном объеме

Смазочные

Регулировочные  по установке углов колес

То же, по тормозам

Обслуживание  и ремонт приборов системы питания   и электротехнические

Шиномонтажные

ТР узлов  и агрегатов

Кузовные   (жестяницкие, сварочные,   медницкие)

Малярные

Обойные и арматурные

Итого

6

35

5

 

10

10

 

 

7

7

20

 

-

-

-

100

5

25

5

 

7

5

 

 

6

5

20

 

10

10

2

100

4

15

3

 

4

3

 

 

5

2

15

 

25

20

4

100

4

10

2

 

4

3

 

 

4

1

12

 

30

25

5

100

4

8

2

 

3

3

 

 

4

1

10

 

35

25

5

100

100

100

100

 

100

100

 

 

75

30

45

 

75

100

50

-

-

-

 

-

-

 

 

25

70

55

 

25

-

50


ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО

Годовую производственную программу по ТО и  ТР автомобилей Тто,тр (без учета уборочно-моечных работ) определяют исходя из количеа на заездов автомобилей на СТО и средней трудоемкости работ tcp, выполняемых при заезде, по формуле

                                                  (52)

где А3 - количество заездов автомобилей на СТО в сутки;

 - число рабочих дней станции в году.

Для легковых автомобилей принимают tср = 4,25 чел.-ч. В перспективе для новых моделей автомобилей ожидается снижение tcp примерно на 25-30  %.

Годовую производственную программу уборочно-моечных  работ Ту.м определяют из выражения

                                                 (53)

где Кн.п - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (Кн.п @ 2-1,4);

tУ.М - средняя трудоемкость уборочно-моечных работ (для дорожных СТО tУ.М @ 0,3 чел.-ч).

ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП

Состав и  структуру РОП АТП можно оценить  с помощью ряда технико-экономических  показателей.

Различают технико-экономические показатели, характеризующие уровень организации РОП, уровень использования активной части основных фондов РОП АТП (АТО) - технологического оборудования, уровень использования трудовых ресурсов, уровень технологического оборудования и др.

Условно основные технико-экономические показатели можно разделить на две группы: показатели, характеризующие энергетическую базу РОП АТП — коэффициент энерговооруженности труда (потенциальный и фактический); показатели, характеризующие техническую оснащенность РОП АТП — коэффициент фондовооруженности труда, Коэффициент механизации труда, степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом, удельный вес механизированного и автоматизированного труда в общих трудозатратах, уровень механизации и автоматизации производственных процессов.

Коэффициент энерговооруженности труда (потенциальный и фактический) характеризует количество энергии, которой вооружен труд на данном АТП (АТО).

Потенциальный коэффициент энерговооруженности определяется как отношение установленной мощности источников энергии к числу рабочих в наибольшей смене.

Фактический коэффициент  энерговооруженности определяется как отношение количества потребленной энергии всех видов к общему количеству человеко-часов, отработанных рабочими.

Коэффициент фондовооруженности труда характеризует техническую оснащенность производства. Он измеряется отношением стоимости технологического оборудования к численности рабочих, занятых в наибольшей смене, или к численности всех работающих.

Коэффициент механизации труда измеряется отношением количества человеко-часов, отработанных с помощью машин и механизмов, к общему количеству отработанного времени. Эта методика определения коэффициента механизации труда имеет ограниченное применение, так как не дает достаточно объективной характеристики оснащенности труда. Отработанное с помощью машин количество человеко-часов неравноценно времени, отработанному вручную. Чем более совершенны машины и механизмы, тем ниже может оказаться коэффициент механизации труда, рассчитанный указанным методом. Поэтому лучше пользоваться методикой укрупненного определения уровня механизации и автоматизации производственных процессов с помощью трех показателей.

Степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом

                                                        (54)

где - Рм - число рабочих, выполняющих работу механизированным и автоматизированным способом;

Р - общая численность рабочих на АТП (цехе, участке).

Удельный  вес механизированного и автоматизированного труда в общих трудозатратах

                                              (55)

где ТМ - время механизированного труда;

Тм.р - время машинно-ручной работы;

Тр - время ручного труда;

К - коэффициент механизации труда, характеризующей удельный вес машинной работы в общих затратах рабочего времени на данном рабочем месте.

Уровень механизации и автоматизации  производственных процессов

                            (56)

где П - коэффициент производительности оборудования (отношение трудоемкости изготовления детали на универсальном оборудовании с наименьшей производительностью к трудоемкости изготовлен им этой детали на действующем оборудовании);

М - коэффициент многостаночной работы (количество единиц оборудования, приходящих на одного рабочего);

Рм.р - количество рабочих, занятых машиноручным трудом;

Рр - количество рабочих, занятых ручным трудом

РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка

Степень технических совершенств и экономическую целесообразность строительства (реконструкции) АТП, качество законченного проекта оценивают рядом технико-экономических показателей (ТЭП). Уровень ТЭП зависит от назначения предприятия, типа и структуры подвижного состава, условий эксплуатации автомобилей; форм организации РОП, технологических процессов и труда исполнителей работ; способов хранения и расстановки автомобилей, размера земельного участка, рельефа- местности, способа застройки участка, этажности зданий, используемых строительных материалов и др. ТЭП проектных решений подразделяются на абсолютные, удельные и относительные. Их количество зависит от глубины анализа. Чем глубже анализ, тем шире номенклатура ТЭП. Проект оценивают в целом и по отдельным его частям.

Технологическую часть проекта оценивают по таким  показателям: общее число поточных линий ТО; общее число рабочих  постов; удельная площадь производственных помещений на один автомобиль; среднее количество автомобилей, приходящихся на одного исполнителя работ по ТО и ремонту автомобилей; среднее количество автомобилей, приходящихся на один рабочий пост; удельное количество исполнителей работ по ТО и ремонту автомобилей, приходящихся на 1 млн.км пробега автомобилей; стоимость технологического оборудования  в расчете на один  автомобиль и др.

Архитектурно-строительную часть проекта оценивают: площадью земельного участка на один списочный  автомобиль, площадью застройки, общей полезной площадью застройки, производственной и складской площадью, объемом здания, коэффициентом застройки и др.

Санитарно-техническую   часть   проекта   оценивают:   мощностью i токоприемников,  отнесенных на один списочный  автомобиль;   суммарным   расходом   электроэнергии   по всему   предприятию   в   год и др.

Оценка отдельных частей проекта по указанным показателям не дает однозначной оценки об эффективности будущего предприятия, так как она осуществляется путем сравнения разнообразных показателей проекта с эталонными значениями:

Показатель

Среднее

значение

Общее количество   рабочих   на  1 млн.  км   пробега   автомобилей, чел.

Среднее количество автомобилей, обслуживаемых одним  рабочим, шт.

Удельное количество рабочих   постов,   приходящихся   на 1 млн. км пробега автомобилей, шт.

Среднее количество автомобилей, приходящихся на один рабочий пост, шт.

Площади  для  среднего   грузового АТП   комплексного типа на один списочный автомобиль, м2:

земельного  участка

застройки

общая полезная площадь застройки

производственная  и складская

стоянки

 

£5

³4-5

 

» 1

³15

 

»120-140

»50

»30

»15

»40


 

Любое увеличение основных фондов (строительство новых  и реконструкция существующих предприятий) вызывает снижение рентабельности. Для ее повышения или, в крайнем случае, поддержания на одном уровне необходимо, чтобы каждый рубль, вложенный в основные фонды, давал отдачу не i/иже среднеотраслевого норматива. Поэтому каждому проектному решению необходимо давать экономическую оценку.

Информация о работе Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"