Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:05, курс лекций
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и норматвы
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АПТ (АТО)
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)
ТЕМА 4.1. Общие положения
ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП
ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП
РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий
Тема 5.1. Общие положения
ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему
ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования
ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ
ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда
ТЕМА 7.1. Исполнители работ
ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ
ТЕМА 7.3. Формы организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО)
ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.2. Площади помещений для выполнения производственно-подготовительных работ
ТЕМА 8.3. Площади складских и технических помещений
ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений
ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей
ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка
По принципу размещения СТО разделяют на городские (для обслуживания в основном автомобилей, находящихся в городе) и дорожные (для обслуживания автомобилей, находящихся в пути).
По мощности СТО подразделяют на малые (до 10 рабочих постов), средние (от 10 до 25 рабочих постов), большие (от 25 до 50 рабочих постов) и крупные (свыше 50 рабочих постов),)
Стоянки предназначены Для хранения автомобилей (преимущественно индивидуальных владельцев). Иногда они выполняют функции по ТО автомобилей и снабжению эксплуатационными материалами.
Мотели - это гостиницы для автотуристов, в которых автомобиль содержится в непосредственной близости от владельца. Здесь учитываются не только психология автолюбителя, но и его удобства.
Кемпинги и лагеря автомобилистов имеют такое же назначение, как и мотели, но с гораздо большим диапазоном предоставляемых удобств и услуг для хорошего отдыха автотуристов. Вместимость кемпингов 100—200 машиномест.
Автозаправочные станции (АЗС) являются специализированными предприятиями по заправке автомобилей ГСМ, воздухом, охлаждающей жидкостью и т. п. Их специализируют по роду автомобильного топлива. На АЗС могут продаваться автоэксплуатационные материалы. Мощность АЗС определяется ее пропускной способностью, т. е. количеством автомобиле-заправок в час или сутки и зависит от типа и количества топливораздаточных колонок.
Авторемонтные предприятия являются специализированными предприятиями, ремонтирующими (восстанавливающими) автомобильную технику. На авторемонтных предприятиях созданы условия для выполнения трудоемкого ремонта (в основном КР) автомобильной техники.
ТЕМА 2.2. Задачи технической службы
К основным задачам технической службы АТП можно отнести следующие:
1. Планирование
использования подвижного
2. Непрерывное совершенствование организации технической подготовки подвижного состава к эксплуатации.
З. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и предпосылок к ним, нарушений регулярности движения по причинам отказов и неисправностей автомобильной техники или неправильной ее эксплуатации.
4. Обеспечение технически грамотной эксплуатации подвижного состава.
5. Организация технической учебы и контроля уровня технической подготовки водительского, ремонтно-профилактического и инженерно-технического составов.
6. Научная организация и нормирование труда, в том числе разработка прогрессивных нормативов трудоемкости ТО и ремонта подвижного состава, расхода технического имущества, уточнения перечня контрольно-диагностического и другого технологического оборудования.
7. Обеспечение
своевременной отправки
8. Организация материально-технического снабжения.
9. Ведение учета и представление отчетности о работе технической службы в вышестоящие организации по установленным формам и положениям.
10. Обеспечение высокого
уровня идейно-воспитательной
11. Улучшение использования производственных ресурсов.
ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий
Оптимизация организационной структуры технической службы - одна из наиболее важных и сложных задач, решаемых руководителем. Без правильной структуры аппарата технической службы нельзя надеяться на слаженные взаимодействия всех функциональных подразделений, установить стабильный и грамотный документооборот, полностью использовать современную вычислительную технику.
Основное требование
к любой организационной
Не менее важен принцип специализации в сфере управления: все регулярно повторяющиеся действия должны быть четко распределены между работниками аппарата.
Чрезвычайно важен принцип диапазона управления, т. е. строгого ограничения числа лиц или подразделений, подчиненных одному лицу.
ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений
Получила распространение типовая форма организации РОП. При этой форме организации производства управление технической службой осуществляется централизованно. Централизованная система управления технической службой четко разделяет административные и оперативные функции руководящего персонала и сосредоточивает всю оперативную работу в центре управления производством (ЦУП).
Система базируется на следующих основных принципах;
3 Подразделения,
выполняющие однородные виды
технических воздействий,
4. Подготовка производства (комплектование агрегатов обменного фонда, доставка их на рабочие места и мойка перед отправкой в ремонт, обеспечение рабочих инструментом, перегон автомобильной техники в зонах ожидания, ТО и ремонта) осуществляется централизованно комплексом подготовки производства (ПП).
5 Обмен информацией
между ЦУП и всеми
РАЗДЕЛ
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕМОНТО-
ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий
Годовую производственную программу по ТО-1, ТО-2 и КР всех списочных автомобилей АС данной модели определяют из выражения
где LГ - среднегодовой пробег автомобиля, км;
LХ - периодичность данного вида воздействия, км;
- количество воздействий более сложного вида на один автомобиль.
Среднегодовой пробег автомобиля необходимо брать из годовых отчетов аналогичных предприятий или определять из выражения
где LC - среднесуточный пробег автомобиля, км;
- количество дней работы автомобиля в году (принимают по фактически сложившимся в отрасли значениям).
Годовую производственную программу по ЕО всех списочных автомобилей данной модели определяют из выражения
(4)
Годовую производственную программу СО всех списочных автомобилей данной модели определяют из выражения
Суточную производственную программу по ТО рассчитывают по формуле
где - дни работы зоны обслуживания за год (их принимают в пределах 255-365 в зависимости от количества выходных и праздничных дней в году).
Контрольно-диагностические работы являются неотъемлемой составной частью ТО. Поэтому не имеет никакого смысла выполнять аналогичные расчеты производственной программы по видам диагностики Д-1 и Д-2. Количество Д-1 и Д-2 примерно соответствует программе по ТО. Контрольно-диагностические работы, входящие в состав ТР автомобилей, учитывают при расчете производственной программы по ТР. Отдельно их не определяют.
ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях
Производственную программу в трудовых показателях рассчитывают на год для всего АТП. Сначала устанавливают трудоемкость ТТО выполняемых работ по всем видам воздействий с учетом местных условий эксплуатации автомобилей
где - откорректированная трудоемкость единицы ТО автомобилей, чел.-ч.
Дополнительные работы Тсо, связанные с сезонным обслуживанием, определяют из выражения
где - трудоемкость одного ТТО-2 автомобилей, чел.-ч;
Ф - коэффициент дополнительных работ при СО автомобилей (для районов Крайнего Севера Ф = 0,5, для зоны холодного климата Ф = 0,3, для прочих районов Ф = 0,2).
Годовую производственную программу по ТР автомобилей определяют исходя из нормативной удельной трудоемкости ТР автомобиля на 1000 км пробега tТР и годового пробега автомобиля LГ:
Общая трудоемкость профилактических работ составит
Все профилактические работы и работы по ТР автомобилей принято называть производственными, их трудоемкость
В АТП выполняется еще некоторый объем вспомогательных работ ТВСП, состоящих из работ по самообслуживанию ТСАМ предприятия (текущий уход за зданиями и сооружениями, ремонт оборудования и инвентаря и т. п.), и работ общепроизводственного характера ТОБЩ (ежедневное обеспечение производства автомобилями, запасными частями, теплом и т. д.).
где b - коэффициент вспомогательных работ (b = 0,3, если в АТП до 200 автомобилей; b = 0,25 - от 200 до 400 и b = 0,20 - свыше 400 автомобилей);
ТСАМ = (0,37...0,4) ТВСП;
ТОБЩ = (0,6...0,63) ТВСП.
Суммарная трудоемкость работ, выполняемых АТП:
Производственные работы выполняются на рабочих постах около автомобиля и в цехах, где обслуживают и восстанавливают отдельные узлы и детали, снятые с автомобиля. В соответствии с этим общую трудоемкость производственных работ разделяют на трудоемкость постовых и цеховых работ:
где СТО-2, СТР - доля постовых работ, выполняемых соответственно при ТО-2 и ТР, их значения приведены в ч. II Положения [39], (средние значения СТО-2 ~ 0,8...0,9; СТР ~ 0,40...0,55).
Постовые и цеховые производственные работы разбивают в дальнейшем на объемы работ для отдельных специальностей (слесари, сварщики, медники, токари и т. д.) в соответствии с таблицами, приведенными в справочной литературе. При выполнении данных работ необходимо принимать во внимание, что соотношения между отдельными группами и видами работ даже для однотипных АТП будут отличаться от табличных. Поэтому в каждом конкретном случае объемы работ необходимо корректировать по фактическим данным.
ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях
Производственную программу РОП АТП в денежных показателях рассчитывают отдельно для каждого вида технических воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, ТР) по данной модели автомобилей. Если в АТП имеется несколько моделей автомобилей, то для получения общей производственной программы РОП АТП необходимо просуммировать полученные значения производственных программ по каждой модели автомобилей.
Годовую производственную программу данного вида технического обслуживания ПТО в денежных показателях рассчитывают по формуле
где Зто - нормативы удельных затрат на выполнение единицы данного вида ТО автомобиля, руб.;
NТО - годовая программа по ТО данного вида.
Годовую производственную программу по ТР в денежных показателях Птр рассчитывают по формуле
Информация о работе Лекции по "Технологии и оборудованию предприятий автосервиса"