Лекции по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования.
Тема 2. Основы предпринимательской деятельности.
Тема 3. Управление предприятиями.
Тема 4. Персонал.
Тема 5. Капитал и основные средства предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 208.92 Кб (Скачать)

Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования

1. Понятие, цели  и направления деятельности предприятий.

2. Классификация  предприятий.

3. Структура предприятий.

4. Добровольное  и институциональное объединение  предприятий (организаций).

5. Рыночная среда  хозяйствования предприятий и  организаций.

 

  1. Понятия, цели и направления деятельности предприятий.

Хозяйственная деятельность – это деятельность субъектов хозяйствования в сфере совместного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг, которая имеет определенную стоимость, и данный вид деятельности может осуществляться в Украине отдельным физическим лицом, зарегистрированным как частный предприниматель, или организацией, которая является юридическим лицом. В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает основным звеном, именно оно определяет деловую активность национального хозяйства. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Предприятие — это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги).

Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли.

Важно знать, что каждое предприятие  или фирма является юридическим  лицом, имеет замкнутую систему  учета и отчетности, самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и если необходимо товарный знак товаров и услуг.

Предприятие создается:

- согласно решения собственника  имущества или уполномоченного  им органа, или решением трудового  коллектива;

- в результате выделения  из состава действующего предприятия  одного, или нескольких структурных  подразделений, если на это  есть согласие собственника или уполномоченного им органа;

- в следствии принудительного разделения предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.

Осуществление деятельности предприятия может происходить  только после регистрации в органах государственной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Ликвидация и реорганизация предприятия проводится по решению собственника, в отдельных случаях по решению собственника и трудового коллектива, а также – решением суда.

В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество  конкретных видов деятельности, которые  можно объединить в отдельные  направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность.

Изучение рынка  товаров или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателей товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия.

Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период; определение объема необходимых инвестиций и т.д.

Важнейшими мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит, можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента, соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, а также их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.

От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия в наибольшей степени зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Под коммерческой деятельностью понимается совокупность коммерческих и торгово-технологических мероприятий с целью удовлетворения покупателей в продукции данного предприятия. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, поиск потенциальных покупателей, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей.

Послепродажный  сервис ― охватывает пусконаладочные работы и консультации в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное и техническое обслуживание на протяжении определенного периода эксплуатации, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Все это в значительной степени повышает конкурентоспособность данного предприятия.

Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; финансовую и внешнеэкономическую деятельность (проводится предприятиями, продукция которых является конкурентоспособной на внешнем рынке и тем самым обеспечивает расширение сферы сбыта продукции).

Социальная деятельность существенно влияет на эффективность всех выше перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и  трудовых отношений.

Характеристика предприятия  предполагает определение его основных признаков, выделяющих его в самостоятельный  субъект рыночных отношений, т.е.  предприятие предполагает:

- производственно-техническое  единство (общность продукции, которая  изготавливается, процессов ее  производства, капитала, технологии);

- организационно-социальное  единство (наличие единого трудового  коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления, присвоение предприятию реквизитов и прав юридического лица);

- финансово-экономическую  самостоятельность (выражающуюся  в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также возможности самостоятельно определять направления экономического развития, направления распределения и использования прибыли предприятия, форм и размеров материального стимулирования, а также единая система учета).

В процессе осуществления  производства предприятие выполняет  ряд функций: производственную – которая состоит в обеспечении непосредственно процесса производства и в постоянном повышении его эффективности,  через внедрении новых технологий, методов управления и т.д.; экономическую – обеспечение устойчивости предприятия на рынке, постоянное изучение рынка с целью стимулирования сбыта и увеличения прибыли; социальную -  которая предусматривает заботу о трудовом коллективе предприятия, для повышение производительности труда и эффективности его работы.

  1. Классификация предприятий.

Для обеспечения эффективного хозяйствования в рыночных условиях, а также квалифицированного управления предприятиями важна их классификация  по определенным признакам.

Классификация предприятий:

1. В зависимости от  цели и характера деятельности:

― коммерческие (самостоятельное получение прибыль);

― некоммерческие (учебные  заведения; медицина, наука и т.д.).

2. В зависимости от  форм собственности имущества:

― частные (индивидуальные, семейные или частные с правом найма рабочей силы) – предприятие, которое действует на основе частной собственности граждан или субъектов хозяйствования – юридических лиц;

― коллективное – предприятие, которое действует на основе коллективной собственности учредителей (участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности (производственные кооперативы, предприятия общественных и религиозных организаций и т.д.);

― коммунальные основанные на базе собственности соответствующей  определенной территориальной общности;

― государственные  - это  самостоятельная хозяйственная  единица с правом юридического лица, которая функционирует на основе государственной формы собственности в разных сферах экономики.

3. В зависимости от  национальной принадлежности капитала:

― национальные;

― иностранные;

― смешанные (совместные).

4. В зависимости от  правового статуса и форм хозяйствования:

― единоличные (собственность  одного лица или семьи);

― кооперативное (добровольное объединение граждан с целью  совместного хозяйствования);

― арендное (временное владение и пользование имуществом);

― хозяйственные общества (это предприятия, организации, созданные  на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их собственности и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли).

5. В зависимости от отраслевой принадлежности или функционального вида деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, инновационные, лизинговые, банковские, страховые, туристические и т.д.

6. В зависимости от  технологической  (территориальной)  целостности и степени подчиненности:

   ― основное (материнское)  – предприятие, которое контролирует  деятельность других юридических лиц, например, через владение контрольным пакетом акций дочерних предприятий;

   ― дочернее –  юридически самостоятельное образование,  которое осуществляет коммерческие операции и составляет баланс, но находится под контролем материнского предприятия;

   ― ассоциированное  (формально самостоятельное, но  по разным причинам зависит от головной фирмы и должно подчиняться ее стратегическим целям);

 ― филиал (не имеет юридической и хозяйственной самостоятельности) – это отдельное подразделение юридического лица, расположенное вне его месторасположения и которое осуществляет все или часть его функций.

7.  В зависимости от  количества работников и объема  дохода за год:

 ― крупные;

 ― средние;

 ― малые. 

3. Структура предприятия.

В зависимости от цели и  направления деятельности предприятия  формируется его структура. Под структурой любого предприятия понимают его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. Различают производственную и общую структуру предприятия. Основную деятельность каждого предприятия составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.

Производственная  структура предприятия – это состав, количественное соотношение и размеры внутренних производственных подразделений, формы их построения и взаимосвязи. Существует несколько принципов классификации производственных структур.

1. В зависимости от  подразделения, деятельность которого  положена в основу производственной  структуры, различают: цеховую,  бесцеховую, корпусную и комбинатскую производственные структуры.

2. В зависимости от  формы специализации основных  цехов различают: технологическую, предметную и смешанную производственные структуры.

3. В зависимости  от наличия основных и вспомогательных  процессов различают: предприятия с комплексной и специализированной структурой производства.

Наиболее распространенным структурным  подразделением промышленных предприятий является цех.

Цех ― административно выделенная часть предприятия, в которой выполняется определенный комплекс работ соответственно внутризаводской специализации.

По характеру своей  деятельности цехи бывают: основные, вспомогательные, побочные и обслуживающие хозяйства.

Основные цехи ― изготавливают продукцию, предназначенную для реализации на сторону, т.е. продукцию, которая определяет профиль и специализацию предприятия.

Вспомогательные цехи ― изготавливают продукцию, которая используется для обеспечения личных потребностей внутри самого предприятия (ремонтно-механические, инструментальные, энергетические).

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"