Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, курс лекций
Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования.
Тема 2. Основы предпринимательской деятельности.
Тема 3. Управление предприятиями.
Тема 4. Персонал.
Тема 5. Капитал и основные средства предприятия.
Обслуживающие цехи и хозяйства ― выполняют работу, которая обеспечивает необходимые условия нормального функционирования основных и вспомогательных производственных процессов (транспортные и складские хозяйства).
Побочные цехи ― занимаются утилизацией, переработкой и изготовлением продукции из отходов основного производства.
На производственную структуру предприятия влияют такие факторы, как масштаб производства, сложность конструкции изделия, характер технологического процесса.
Кроме производственной структуры на каждом предприятии существует общая структура, в состав которой входят не только производственные подразделения, но и отделы аппарата управления, учреждения культурно-бытового назначения и т.д.
Общая структура ― это совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия.
Формирование структуры предприятия осуществляется под воздействием многих факторов, основными из которых являются: производственный профиль предприятия; объем производства продукции; уровень специализации; место расположения предприятия и т. д.
4. Добровольное
и институциональное
Предприятия могут создавать объединения, которые действуют на основе договора или устава, утвержденного учредителями или собственниками. Договорные объединения создаются по принципу добровольного членства. Их основатели заключают многосторонний договор, в котором определяют все необходимые условия деятельности членов объединения. Уставные объединения действуют на основе устава, часто с высокой степенью централизации управления и финансовой зависимости от учредителей.
Согласно с действующим законодательством, в Украине могут создаваться и функционировать два типа объединений предприятий и организаций – добровольные и институциональные.
При добровольном объединении предприятия имеют право на добровольной основе объединять свою научно-техническую, производственную, коммерческую и другую деятельность, если это не идет в разрез антимонопольному законодательству.
Наряду с добровольными
объединениями создаются и
Как свидетельствует отечественный, и зарубежный опыт существуют следующие виды объединения предприятий.
Ассоциация ― простейшая форма добровольного объединения предприятий с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников.
Корпорация ― договорное объединение, созданное на основе соединения производственных, научных и коммерческих интересов, с передачей отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников.
Консорциум ― это временное уставное объединение промышленного и банковского капитала в целях совместного проведения крупной финансовой операции (инвестирование крупного промышленного проекта).
Концерны ― уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизованной функцией научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности, т.е. характеризующееся единством власти и контроля. Концерны объединяют в себе предприятия различных отраслей, которые вследствие объединения теряют свою самостоятельность.
Картели ― договорное объединение предприятий (фирмы) одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности (регулирование сбыта изготовленной продукции).
Синдикаты ― организационная форма существования разновидности картельного соглашения, которая предусматривает реализацию продукции участников через создание совместного органа сбыта или через сбытовую сеть одного из участников объединения (или для закупки сырья). Такая форма объединения предприятий является характерной для отраслей с массовым производством однородной продукции.
Тресты ― монополистическое объединение предприятий, которые раньше принадлежали разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. При этом предприятия полностью теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Холдинги ― специфическая организационная форма объединения капиталов: интегрированное общество, которое непосредственно не занимается производственной деятельностью, а использует свои деньги для приобретения контрольного пакета акций других предприятий, которые являются участниками концерна или другого добровольного объединения. Объединяемые в холдинги субъекты имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, однако, право решения основных вопросов их деятельности принадлежит холдинговой компании.
Финансовые группы ― объединение юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства. В отличие от концерна во главе финансовой группы становится один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в состав финансовых групп, координируют все сферы их деятельности.
5. Рыночная среда хозяйствования предприятий и организаций.
Рынок это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, т.е. возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.
Рынок ― это сфера товарооборота и связанная с ней совокупность товарно-денежных отношений, которые происходят между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи.
Рассмотрим общую структуру
рынка: с позиции его субъектного состава;
продуктового и ресурсного наполнения;
элементно-технологических связей и территориально-
1. Группирование субъектов рынка, с учетом специфических особенностей рыночного поведения, достигается выделением пяти основных типов рынка: рынка потребителей; рынка производителей; рынка посредников; рынка общественных учреждений и международного рынка.
Рынок потребителей ― это рынок отдельных особ и домашних хозяйств, которые покупают товары или получают услуги для собственного потребления.
Рынок производителей ― совокупность лиц и предприятий, покупающих товары для использования их в производстве других товаров и услуг.
Рынок посредников ― совокупность лиц и организаций, которые становятся собственниками товаров для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Рынок общественных организаций ― покупают товары и услуги для обеспечения сферы коммунального хозяйства или для обеспечения деятельности различных некоммерческих организаций.
Международный рынок ― это рынок зарубежных покупателей, потребителей, производителей и посредников.
2. С учетом продуктового
и ресурсного наполнения рынка
его структура охватывает: рынки
продовольственных и
3. К наиболее развитым
элементно-технологическим
4. Рынок как сфера товарообмена
имеет свои пространственно-
В условиях рынка каждое предприятие является независимым товаропроизводителем, одновременно оно является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Предприятие может самостоятельно принимать любые решения в рамках действующего законодательства, одновременно в своей деятельности оно зависит от влияния макроэкономических факторов внешней среды, несет ответственность за свои действия перед государством, деловыми партнерами, конечным потребителем своей продукции.
Под внешней средой понимают совокупность факторов, которые влияют на деятельность субъектов хозяйствования. Факторы внешней среды подразделяются на: экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные, природно-географические, международные.
Экономические факторы – тип экономической среды (рыночная, плановая), стадии экономического цикла экономики страны (рост, спад), уровень государственного регулирования экономики, уровень инфляции, система налогообложения, таможенные тарифы, уровень и динамика цен и т.д.
Технологические факторы – уровень развития науки и техники, уровень инновационного развития, государственное регулирование и стимулирование научных исследований.
Политико-правовые факторы – политическая стабильность в обществе, законодательное регулирование хозяйственной деятельности, антимонопольное регулирование, атмосфера восприятия рыночных изменений.
Социально-культурные – структура населения по различным критериям (возраст, пол, территория), доходы и уровень образования, общественные ценности и традиции.
Природно-географические – природные возможности региона, обеспечение энергией, полезными ископаемыми и другими ресурсами, качество грунта, воздуха, воды, уровень загрязнения внешней среды.
Международные – научно-техническое сотрудничество, возможность и легкость осуществления деловых отношений с иностранными партнерами.
Эффективность функционирования предприятия, в свою очередь, определяется степенью развития и сосредоточения рыночной инфраструктуры.
Инфраструктура рынка ― это совокупность организаций, которые выполняют разные направления деятельности, обеспечивая эффективное взаимодействие товаропроизводителей и других рыночных агентов, которые осуществляют оборот товаров, перенося из сферы производства в сферу потребления.
К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относят: коммерческие информационные центры; товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи; коммерческие, инвестиционные, кредитные и другие банки; транспортные и складские сети; коммуникационные системы и т.п.
1. Предпринимательство
как современная форма
2. Среда и договорные взаимоотношения в предпринимательской деятельности.
3. Характеристика партнерских связей в бизнесе.
1. Предпринимательство
как современная форма
Предпринимательством, как правило, называют инициативно-самостоятельную хозяйственно-коммерческую деятельность отдельных физических и юридических лиц, которая ориентирована на получение прибыли.
Основными функциями предпринимательской деятельности являются:
1. Творческая функция ― генерирование и активное использование новаторских идей и проектов, готовность к определенному риску и умение рисковать в бизнесе.
2. Ресурсная функция ― формирование и использование капитала, а также информационных, материальных и трудовых ресурсов.
3. Организационная функция, ― т.е. практическая организация маркетинга, производства, продажи, рекламы и других хозяйственных дел.
Выделим основные принципы предпринимательской деятельности:
― свободный выбор деятельности, которая не противоречит законодательству;
― привлечение на добровольной основе ресурсов (деньги и имущество) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, для начала и расширения деятельности;
― самостоятельное формирование производственной деятельности (программы), право выбора поставщиков ресурсов и покупателей готовой продукции, установление цен на товары и услуги,
― свободный выбор и принятие на работу работников предпринимателем;
― свободный выбор коммерческих расчетов и коммерческий риск;
― возможность на свое усмотрение распоряжаться прибылью (доходом), которая остается после выплаты обязательных платежей в бюджет;
― осуществление
Существуют классическая и инновационная модели предпринимательства с альтернативными вариантами их объединения. Классическая модель ориентируется на эффективное использование имеющихся ресурсов предприятия. Инновационная модель предусматривает активное использование непосредственно инновационных организационно-управленческих, технико-технологических и социально-экономических решений в сфере бизнеса.
Успешная предпринимательская деятельность зависит от выбора организационно-правовой формы ее осуществления, на которую влияет ряд факторов (мера ответственности, система налогообложения, потребность в финансовых средствах, возможности смены собственника, управленческих способностях предпринимателя и т.д.).