Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, курс лекций
Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования.
Тема 2. Основы предпринимательской деятельности.
Тема 3. Управление предприятиями.
Тема 4. Персонал.
Тема 5. Капитал и основные средства предприятия.
Планирование — процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.
Организация — это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.
Мотивация — использование системы поощрения повышенной деловой активности участников производства.
Координация – постоянно осуществляемый процесс определения согласованности решений субъектов управления различных уровней и действий отдельных объектов управления.
Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.
Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление – это влияние на объект управления с целью систематизации, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия управленческих решений.
Таким образом, управление предприятием – это деятельность, направленная на координацию работы структурных подразделений предприятия и персонала, а также обеспечение гармоничного взаимодействия с элементами внешней среды для эффективного выполнения работы с целью получения желаемых результатов.
2. Методы и принципы хозяйственного управления.
Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления.
Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми.
Методы управления — это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на экономические, социально-психологические и административные (организационные).
Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений.
Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственное регулирование процессов оплаты труда, политику амортизации, стимулирование, налогообложение.
Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека.
Уровень современного производства,
рост общеобразовательного и профессионально-
Практическая реализация
социально-психологических
Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Организационные методы управления — это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства.
Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.
Принципы — это основные правила, требования, идеи управления.
Рассмотрим основные принципы управления:
Принцип целевой совместимости и сосредоточения ― заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.
Принцип непрерывности и надежности ― означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производства.
Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма ― выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.
Демократический принцип распределения функций управления ― основан на методах и правилах общественного труда. Различные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый делал свое дело, за выполнение которого он отвечает.
Принцип научности и обоснованности ― исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Важнейшим условием функционирования механизма управления является достаточная информация и технологическая вооруженность труда управленческого персонала.
Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же поставленной цели, то есть из множества альтернативных вариантов необходимо выбрать наиболее эффективный.
Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.
3. Организационные структуры управления предприятиями.
Любая структура управления
включает в себя органы, осуществляющие
управленческое воздействие, устойчивые
взаимосвязи между этими
Организационная структура управления субъектом хозяйствования ― это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов.
Известны следующие
Линейное управление ― наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев (рис.3.1). Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства. Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль качества и т.д.
Рис. 3.1. Структура линейного управления.
Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных ― в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет ответственность за обоснованность решений, поступающих исполнителям, а специалисты отвечают только перед руководителем (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Линейно - штабная форма управления.
Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Функциональная форма управления.
Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.
Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, в среднем (на уровне цеха, отдела) ― линейно-штабная, а на уровне предприятия ― функциональная и частично-матричная форма управления.
Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям: усовершенствование структуры управления производством; улучшение управления производственными ресурсами; усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции; улучшение системы планирования.
При создании рациональной структуры управления предприятием необходимо правильно установить численность работников, занятых в сфере управления фирмой. Численность работников функциональных отделов предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. На предприятиях чаще всего численность управленческого персонала устанавливается в процентах к численности рабочих и фиксируется в штатном расписании предприятия.
1. Понятия, классификация и структура персонала.
2. Определение
численности отдельных
3. Кадровая политика
и система управления
4. Оценка персонала.
5. Профессиональная подготовка персонала.
1. Понятия, классификация и структура персонала.
Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения.
Трудовые ресурсы ― это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги.
Для характеристики всей совокупности работников предприятия применяют термины: персонал, кадры, трудовой коллектив.
Персонал предприятия ― это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку или имеют опыт практической деятельности.
Все работники предприятия делятся на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
К промышленно-производственному персоналу (ППП) относятся все работники непосредственно занятые производством, обслуживанием и управлением.
К группе
непромышленного персонала (НПП) относятся
работники структурных
Весь ППП, по характеру выполняемых функций, состоит из следующих категорий работающих: рабочие, специалисты, руководители и служащие.
К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д.
Руководители ― это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами. В частности: администраторы, бухгалтера, инженеры, математики, нормировщики, экономисты, юристы и т.д.
Служащие ― это работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности: агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинисты, стенографисты и т.д.
В зависимости
от характера и сложности
Профессия характеризует вид трудовой деятельности, требующий от ее исполнителя определенных специальных знаний и практических навыков.
Специальность ― вид деятельности, в пределах профессии характеризующий относительно узкий объем работ, требующий от ее исполнителя ограниченной, но более глубокой подготовки.
Квалификация работников по квалификационному уровню базируется на их возможности выполнять работы соответствующей сложности.
Квалификация – это совокупность специальных знаний и практических навыков, определяющих степень подготовленности работников к выполнению профессиональных функций соответствующей сложности.
По квалифицированному признаку рабочие подразделяются на: неквалифицированных; малоквалифицированных; квалифицированных; высококвалифицированных.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности. Принято выделять специалистов: