Лекции по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования.
Тема 2. Основы предпринимательской деятельности.
Тема 3. Управление предприятиями.
Тема 4. Персонал.
Тема 5. Капитал и основные средства предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 208.92 Кб (Скачать)

В Украине чаще всего встречаются  три основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

1. Единоличная собственность, ― то есть предприятие собственником, которого является физическое лицо или семья.

2. Общества (партнерства) ― то есть объединение собственных капиталов нескольких физических или юридических лиц при условии: одинакового распределения риска и прибыли; совместного контроля результатов бизнеса; непосредственного участия в осуществлении деятельности.

3. Корпорация (акционерное общество) ― то есть предприятие, находящееся в собственности акционеров, которые имеют ограниченную ответственность (в размере своего вклада в акционерный каптал)  распоряжаться прибылью.

Важной формой предпринимательской  деятельности является франчайзинг, который в широком смысле этого термина означает предоставление права на производство и сбыт продукции (оказание услуг), а также практической помощи в деле организации бизнеса. Франчайзинг заключается в том, что независимая фирма (франчайзодатель), изготавливающая продукцию (оказывающая услугу), передает право использовать свой товарный знак другому предприятию (франчайзополучателю) в обмен на обязательство изготавливать или продавать продукцию этой независимой фирмы. За это франчайзополучатель выплачивает процент от своего дохода в виде материального вознаграждения франчайзодателю.

2. Среда и договорные  взаимоотношения в предпринимательской  деятельности.

Практика хозяйствования подтверждает осуществление двух основных видов (типов) предпринимательской  деятельности ― производственной и  непроизводственной. Предпринимательская деятельность в сфере непосредственного производства товаров ориентируется на производстве и продвижении на рынке традиционных или инновационных видов товаров.

Непроизводственная предпринимательская деятельность, в рамках которой выделяют

- предоставление услуг  (выполнение ремонтных работ,  предоставление информационных  услуг, осуществление транспортных  перевозок);

- торговля;

- другая непроизводственная  деятельность, в частности деятельность  на финансовом рынке.

Формирование и функционирование социально-ориентированного и экономически эффективного предпринимательства возможно в условиях создания надлежащей предпринимательской среды, которая должна интегрировать благоприятную общественно-экономическую ситуацию в стране с соответствующими правовыми и социально-экономическими регуляторами и рыночной инфраструктурой.

Необходимыми  условиями для благоприятной среды бизнеса является:

- стабильность национальной  кредитно-денежной системы;

- государственная экономическая  политика в сфере налогообложения,  ценообразования, направленная на поддержку предпринимательства;

- государственное финансирование  и поддержка разномасштабного  и в первую очередь малого  предпринимательства;

- эффективная правовая  защита собственности;

- привлекательность имиджа  предпринимательской деятельностью;

- наличие стимулов и  интеграция экономики в мировое  экономическое пространство.

Договоры являются главной  и, по сути, единственной правовой формой партнерских взаимоотношений.

Договор (контракт, соглашение) ― это форма документального закрепления партнерских взаимоотношений (предмет договора, взаимные права и обязанности, последствия невыполнения договоренности).

В рыночной системе хозяйствования применяются два вида договоров: учредительный и предпринимательский.

Учредительный договор является письменным документом, в котором выявляется воля физических или юридических лиц по отношению к созданию нового предприятия для реализации конкретной предпринимательской идеи.

Предпринимательский договор  отображает соглашение сторон (партнеров), относительно непосредственного осуществления выбранной предпринимательской деятельности, в определенной организационно-правовой форме.

Любой договор состоит  из преамбулы (вступления к договору), основой и заключительной частей.

Преамбула в себя включает: четкое название договора; место и время (дату) заключения договора; определения факта заключения договора согласно условиям, изложенным в его тексте; юридическое название сторон договора (партнеров).

Основная  часть договора  охватывает  необходимые специфические (характерные для конкретного  соглашения)  и общие  условия заключения  договора.

Специфические условия: предмет договора и количество товара; качество товара; цена товара, скидки или надбавки, если это применяется;  условия поставки; форма оплаты; срок поставки;  марка товара; ответственность сторон;  дополнительные предупреждения, если таковые есть.

Общие условия включаются ко всем договорам независимо от их специфики. Такими условиями являются: арбитражные предостережения и перечень форс-мажорных обстоятельств, при которых выполнение договорных обстоятельств прекращается на время их действия.

Обязательным атрибутом заключительной части договора являются: все необходимые дополнения (эскизы, образцы товаров), а также юридические адреса сторон (партнеров), и подпись уполномоченных сторонами лиц.

Договор является обязательным для выполнения. В случае смены  обстоятельств договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон. Если стороны не нашли соглашения по вопросам изменений, то это может быть сделано решением суда по требованию заинтересованной стороны.

3. Характеристика  партнерских связей в бизнесе.

Отношения между предпринимателями  оформляются договорами. После подписания договора между субъектами предпринимательской  деятельности возникают партнерские  взаимосвязи.

Рассмотрим формы партнерских  связей в зависимости от направлений  предпринимательской деятельности и содержания подписанного договора.

I. Производство, которое включает:

1.1. Производственная кооперация ― осуществление замкнутого производственного цикла готовой продукции совместно всеми партнерами, при этом каждый из них выполняет свою часть работы в рамках единого производственного процесса.

1.2. Проектное финансирование ― форма совместной деятельности, при которой:

а) один из партнеров обязуется  финансировать реализацию предпринимательского проекта другого партнера;

б) партнер-разработчик предлагает другому партнеру осуществлять практическую его реализацию.

При этом в обоих случаях  полученный кредит должен быть возвращен  в товарной форме, то есть за счет изготовленной  после реализации бизнес-проекта продукции.

1.3. Управление по контракту ― форма партнерских связей, осуществляемых путем передачи одним предпринимателем другому "ноу-хау" управленческого характера (экспорт управленческих услуг).

1.4. Подрядное производство характеризует форму юридически оформленных отношений между предпринимателями, в соответствии с которой один осуществляет целевое производство продукции по прямому указанию другого.

1.5. Совместное предпринимательство означает функционирование организационного образования (предприятия, др. субъекта хозяйствования), уставный фонд которого формируется за счет паевых взносов партнеров-учредителей, или когда один из них является иностранным физическим или юридическим лицом.

II. Товарообмен

2.1. Бартерные операции ― форма реализации заключенного соглашения в натуральной форме в соответствии с предварительным уточнением номенклатуры обмениваемых товаров, а также срока обоюдной поставки продукции.

2.2. Встречная поставка ― является разновидностью бартера, но предусматривает другие условия выполнения. Партнеры определяют, какой товар должен быть поставлен, а конкретный ассортимент определяется позже и оформляется в виде приложения к договору.

2.3. Коммерческая триангуляция состоит в том, что к бартерным операциям привлекается третий партнер (или больше), если этого требует поиск необходимого продукта (товара).

III. Торговля.

Торговля ― при этом предпринимательское сотрудничество закрепляется  следующим соглашением:

3.1. Обычное соглашение ― это общепринятое универсальное соглашение купли-продажи, при котором партнерские взаимоотношения оформляются в виде договора-поставки определенного товара.

3.2. Форвардное соглашение -  является документально оформленный договор, требующий неотложной практической реализации.

3.3. Соглашение о передаче информации в виде "ноу-хау" реализуется обязательно за определенное материальное вознаграждение, размеры и условия которого определяются этим соглашением.

3.4. Соглашение об установлении прямых связей ― партнерские связи субъектов хозяйствования, которые базируются на непосредственной совместной работе в конкретной сфере деятельности.

3.5. Соглашение об экспорте ― это юридически оформленные отношения, направленные на поставку конкурентоспособной продукции в другие страны. Соглашения о реэкспорте характеризуют производственно-экономические отношения, которые предусматривают покупку товаров за границей и поставку (перепродажу) партнерам третей страны.

3.6. Соглашение об импорте ― форма партнерских отношений для организации ввоза необходимых товаров из других стран.

IV. Финансовые  отношения партнеров

4.1. Факторинг отображает финансово-экономические взаимоотношения между предпринимателями и фактор-фирмами  (чаще всего банки), которые за определенное вознаграждение берут на себя организацию выплаты дебиторской задолженности своим клиентам  фирмами-должниками, или просто скупают документы (счета-фактуры), которые дают право требовать с должников уплаты долга.

4.2. Коммерческий трансферт ― применяется в системе межбанковских связей и межгосударственных отношений. Он означает взаимное приобретение партнерами капитала в национальной валюте в определенных  размерах  по договорной цене, с дальнейшим ее зачислением на счет покупателя в национальном банке страны-продавца.

В рыночной системе хозяйствования партнерские взаимоотношения осуществляют по нескольким основным направлениям: производство; товарообмен; торговля; финансовые отношения. Таким образом, только такое комплексное осуществление партнерских взаимоотношений может обеспечить необходимое развитие и эффективность предпринимательства в Украине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Управление предприятиями

1. Сущность и  функции управления.

2. Методы управления  деятельностью предприятий. Основные  принципы хозяйственного управления.

3. Организационные структуры управления предприятиями.

 

1. Сущность и  функции управления.

Установление целей производственно-хозяйственной  деятельности предполагает целенаправленное воздействие на участников производства, на экономические отношения, возникающие в этой сфере, для достижения заранее намеченных результатов, то есть предполагает определенную систему управления этой деятельностью. Исходя из концепции системного подхода к управлению организациями, рассмотрим предприятие как систему, т.е. комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, организованных таким образом, что образуют единое целое.

Особенность предприятия, как  системы состоит в том, что  оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду.

Условием жизнедеятельности  системы является полезный обмен  между "входом" и "выходом".

Следующей особенностью предприятия, как системы это, что оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда.

Различают две  формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Горизонтальная  форма — это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса.

Необходимость управления связана  с процессом вертикального разделения труда и, следовательно, дифференциация и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда.

Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики — функции управления.

Функции управления — объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда.

Выделим основные функции  управления: планирование; организация; координация; мотивация; контроль.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"