Использование средств наглядности в процессе эстетического воспитания на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: создание компьютерных слайд-фильмов для уроков технологии по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий», способствующие повышению качества обучения школьниц 5-7 классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы создания современных электронных слайд-фильмов для использования в учебном процессе 6
1.1 Компьютерные слайд-фильмы в учебном процессе 7
1.2 Возможности использования компьютерных слайд – фильмов при изучении темы «Конструирование и моделирование швейных изделий» 10
1.3 Создание компьютерных слайд фильмов на основе Шаблона оформления
Выводы по первой главе 11
2 Практическая часть работы
Разработка компьютерных слад-фильмов по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий» 17
2.1 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование фартука» 18
2.2 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование ночной сорочки» 21
2.3 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование юбки» 21
2.4 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование рубашки» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИЧСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Материально-техническое  оснащение:

1. Шаблоны выкроек 1:2 – 1 шт.

 1:4 – 12 шт.

2. Шаблоны фигур девочек

3. Таблицы – «Чертеж  фартука»

 - детали выкройки фартука

 - изменение формы нагрудника

 - изменение формы кармана

4. Таблицы с проблемными  заданиями

5. Учебник технологии  для 5 кл. 1998г.

6. Таблица «Цветовой  круг»

7. Цветная бумага, ножницы

Литература:

1. Л.В.Мельникова Методика  трудового обучения. М.,1985

2. Программа трудового обучения (технология) М.,1997

3. Учебник Технология 5 кл.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

2.2 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование юбки»

 

В Разделе «Проектирование и изготовление одежды» на тему «Конструирование юбок. Построение чертежей в М 1:4» отводится 2ч. Цели этого занятия: Научить строить чертежи клиньевой, конической и прямой юбки, воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры и труда, аккуратности; развивать логическое мышление, конструкторское умение. Для эффективности проведения уроков по данной теме предлагает компьютерный слайд фильм (Приложение 3).

На слайде №2 показана таблица «Размерные признаки». В ней даны условные обозначения  всех измерений для построения юбок, а также приведены конкретные величины припусков по линии талии и бедер для юбок в зависимости от степени их прилегания.

 

На слайдах  № 5 - 7 дана инструкционная карта на построение прямой юбки.

В разделе «Проектирование и изготовление одежды» на тему «Моделирование юбок» отводится 2ч.

Целью этого  урока является: научить учащихся на любой основе выполнять различные  модели юбок; воспитывать эстетический вкус; развивать логическое мышление, конструкторское умение.

На слайдах  презентации (Приложение 4) показано моделирование клиньевой юбки с расширением клина от линии бёдер, клиньевой юбки с клиньями годе, прямой юбки на кокетке.

Юбка формы  годе является разновидностью многошовной  юбки. Для получения клина на боковой  стороне клина выбирают точку  и из нее проводят дугу радиусом, равным расстоянию от этой точки до линии низа (по боковой стороне клина). Величину расширения клина откладывают по дуге и соединяют с боковой стороной. Расширение клина зависит от модели (5-15 см). Боковую сторону клина оформляют плавной кривой.

Технология  изготовления юбок формы годе требует  определенной обработки. Она заключается  в том, что с целью выпрямления  кривой линии бокового шва клина  необходимо провести ее влажно тепловую обработку или в месте стачивания клиньев сделать разрезы, не доходя до строчки 1-2 мм.

Форма годе может  быть также достигнута за счет притачных  клиньев, которые являются частью клина.

 

 

2.3 Компьютерные  слайд - фильмы по теме «Конструирование  и моделирование ночной сорочки»

 

В 7 классе в  разделе «Конструирование и моделирование плечевых изделий» на тему «Последовательность построения основы чертежа ночной сорочки в М 1:4 и в натуральную величину по своим меркам» отводится 2ч

Цель этого  занятия научить строить чертёж ночной сорочки.

Презентация «Конструирование и моделирование ночной сорочки» (приложение 5) поможет раскрыть основные теоретические положения данной темы.

На слайдах  №3-4 данной презентации расписаны  точки и линии, используемые при  снятии измерений фигуры (это шейная точка, яремная вырезка, сосковая точка, передний угол подмышечной впадины, задний угол подмышеч6ной впадины, ягодичная точка, коленная точка, точка начала плечевого шва, конечная точка плечевого шва, линия груди, линия талии, линия бедер), а также написаны правила их измерения.

На слайдах №5-6 показана таблица «Построение основы чертежа ночной сорочки».

Инструкционная карта  на построение чертежа ночной сорочки

Размерные признаки: Сг2, Сш, Ди, Оп, Дтс2

Прибавки: Пг, Поп

В разделе «Конструирование и моделирование плечевых изделий» на тему «Моделирование ночной сорочки» отводится 2 ч.

Цели этого  урока: научить учащихся выполнять различные модели ночной сорочки; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать аккуратность; развивать логическое мышление, конструкторские умения.

На слайдах  № 2 - 5 показано моделирование ночной сорочки.

Если вы хотите увеличить длину изделия, приклейте  к выкройке спинки снизу дополнительный лист бумаги, продлите на него линию  бокового среза и линию сгиба  и отложите на этих прямых увеличение длины изделия. Затем проведите через полученные точки новую линию низа, параллельно прежнему срезу. Срежьте лишнюю часть бумаги.

Допустим, вас  не устраивает овальная форма выреза горловины, и вы хотите изменить ее на прямоугольную, У-образную или фигурную. Нет ничего проще. Нужно нанести новую линию выреза горловины на выкройке переда и спинки и срезать лишнюю часть выкройки.

Новую форму  плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным  расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. На слайде показано моделирование прямой кокетки.

При моделировании  выреза горловины следует учитывать, что ширина плеча спинки аЬ должна быть равна ширине плеча переда са.

На слайде №12 показаны виды горловин. А на слайдах №13-15 уже готовое моделирование.

Конспект урока

Класс 7

Раздел: Проектирование и изготовление одежды

Тема: Моделирование платья

Цели:

Образовательная – Создать условия для усвоения теоретического материала по теме моделирование ночной сорочки

Воспитательная  – Способствовать формированию и развитию трудолюбия, прививать эстетический вкус, внимательность, аккуратность

Развивающая – Способствовать формированию и развитию умений и навыков учащихся, на основе ночной сорочки выполнять моделирование ночной сорочки и халата

Методы проведения урока: Объяснение, беседа, проблемная ситуация, работа с карточками

Межпредметные связи: изобразительное искусство, геометрия

Материально-техническое  оснащение:

  1. шаблоны ночной сорочки
  2. карточки с заданиями
  3. ножницы, клей, линейка, цветная бумага
  4. презентация моделирование ночной сорочки

Литература: учебник технологии 7 кл.

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока:

 

2.4 Компьютерные слайд – фильмы при изучении темы «Конструирование и моделирование рубашки»

 

На уроке технологии при изучении темы «Конструирование и моделирование рубашки», в рамках реализации принципа наглядности можно использовать компьютерные слайд – фильмы, разработанные самостоятельно педагогом. Учащимися 8 классов на уроках технологии выполняется конструирование и моделирование рубашки. Сложность для учителя состоит в том, что нет разработанных дидактических материалов по данной теме, отсутствуют и чертежи рубашек. Поэтому наиболее эффективно будет использование на уроке именно компьютерного слайд – фильма.

Нами был разработан и апробирован слайд-фильм который  мы предлагает в данной работе (приложение 7). Методику его использования отражаем в предложенной ниже методической разработке.

Конспект урока

8 класс

Тема: Моделирование рубашки

Цели урока:

 Образовательная: Формировать представления о взаимосвязи технического и художественного конструирования;

 Воспитательная: Воспитывать аккуратность, усидчивость;

 Развивающая: Учить видоизменять выкройку основы плечевого изделия в соответствии с выбранными фасонами.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения занятия: беседа, практическая работа, демонстрация, метод проекта, просмотр слайд – фильма

Материально-техническое  оснащение: модели изделий (иллюстрации), компьютерный слайд – фильм, шаблоны выкроек, цветные карандаши.

 

Диапазон использования  компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. С помощью  данных материалов предполагается создание более благоприятных условий  для применения педагогом на занятии  уже сложившихся способов организации самостоятельной работы учащихся и вместе с тем, введения в учебный процесс дополнительных приёмов, способствующих повышению познавательной активности каждого учащегося.

В рамках государственной  практики в Муниципальной общеобразовательной  школе города Тюмени №27 на уроках Технологии нами были апробированы компьютерные методические материалы. Наблюдение показали, что школьники более активно включаются в творческий процесс на учебном занятии, лучше усваивают теоретический материал, повышается активизация школьников и их мотивация.. Использование компьютерных слайд - фильмов позволяет развивать воображение и фантазию у школьников, помогает видеть новое решение в той или иной форме, обогащает первоначальный замысел, и результат деятельности приобретает большую выразительность.

Созданный методический комплекс компьютерных слайд - фильмов  по теме «Конструирование и моделирование  одежды» был одобрен учителями  технологии.

Таким образом, компьютер  позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроках технологии при изучении темы «Конструирование и моделирование одежды» и приобщить их к новому уровню овладения знаниями с помощью информационных технологий

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основании  анализа изученной литературы следует  что, компьютерные слайд - фильмы, являясь дидактическими материалами, относятся к материальным средствам обучения. Анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

В школе при наличии  программного обеспечения компьютер  может использоваться практически  на всех учебных предметах. Однако следует отметить, что разработка программы для ведения урока – довольно трудная задача, требующая специальных знаний и совместных усилий педагогов, психологов, разработчиков программного обеспечения и программистов.

Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию технической грамотности и культуры труда.

В практической части  работы предлагается система разработанных компьютерных слайд – фильмов по конструированию и моделированию одежды для 5, 6, 7 классов. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. С помощью данных материалов предполагается создание более благоприятных условий для применения педагогом на занятии уже сложившихся способов организации самостоятельной работы учащихся и вместе с тем, введения в учебный процесс дополнительных приёмов, способствующих повышению познавательной активности каждого учащегося.

В рамках государственной практики в общеобразовательной школе на уроках Технологии нами были апробированы компьютерные методические материалы. Наблюдение показали, что школьники более активно включаются в творческий процесс на учебном занятии, лучше усваивают теоретический материал, повышается активизация школьников и их мотивация.. Использование компьютерных слайд - фильмов позволяет развивать воображение и фантазию у школьников, помогает видеть новое решение в той или иной форме, обогащает первоначальный замысел, и результат деятельности приобретает большую выразительность.

Созданный методический комплекс компьютерных слайд - фильмов  по теме «Конструирование и моделирование  одежды» был одобрен учителями  технологии.

Таким образом, компьютер  позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроках технологии при изучении темы «Конструирование и моделирование одежды» и приобщить их к новому уровню овладения знаниями с помощью информационных технологий

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами специальности «Технология» при проведении практики пробных уроков и прохождении государственной практики. Собранные нами материалы можно рекомендовать учителям школ для использования в практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гирина Д.С. Моделирование изделий в программе 3D Studio Max//Школа и производство: №4,2005, С.45-56.
  2. Егоров В.И., Попова Л.Л. Изготовление наглядных пособий с помощью компьютера// Школа и производство: 2005. № 8. 21 с.
  3. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить: Книга для уч-ся ср. шк. возраста.-М.:Просвещение,1998. - 158 с.
  4. Кожджеспирова Г.Н. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 175 с.
  5. Крупская Ю.В., Симоненко В.Д. и др. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений/ под. ред. В.Д.Симоненко.-М.: «Вентана - Граф»,2000, С.55-60.
  6. Макарова А.Ю. Блузы на основе мужской рубашки//Школа и производство: №6,1997, С.63-64.
  7. Методика обучения технологии / под. ред. В.Д.Симоненко.- Изд. Брянск-Ишим,1998, С.276-287.
  8. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной учебник для учащихся 6 класса общеобр. школы/под. ред. В.Д.Симоненко.-М.: «Вента-Граф»,1998. - 126с.
  9. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика:Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2003. - 480 с.
  10. Симонович С.В., Евсеев Г.П. и др. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-С 37 М:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2003. 592 с.
  11. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпренимательства.-Брянск:Изд.Брянского пед. университета, 1998. - 226 с.
  12. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под. ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2003. – 256 с.
  13. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобр. Школы/В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак и др.; под. ред. В.Д.Симоненко-М.: Вентана-Графф,2000. - 240 с.

Информация о работе Использование средств наглядности в процессе эстетического воспитания на уроках технологии