Использование средств наглядности в процессе эстетического воспитания на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: создание компьютерных слайд-фильмов для уроков технологии по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий», способствующие повышению качества обучения школьниц 5-7 классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы создания современных электронных слайд-фильмов для использования в учебном процессе 6
1.1 Компьютерные слайд-фильмы в учебном процессе 7
1.2 Возможности использования компьютерных слайд – фильмов при изучении темы «Конструирование и моделирование швейных изделий» 10
1.3 Создание компьютерных слайд фильмов на основе Шаблона оформления
Выводы по первой главе 11
2 Практическая часть работы
Разработка компьютерных слад-фильмов по теме «Конструирование и моделирование швейных изделий» 17
2.1 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование фартука» 18
2.2 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование ночной сорочки» 21
2.3 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование юбки» 21
2.4 Компьютерные слайд – фильмы по теме «Конструирование и моделирование рубашки» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИЧСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
  1. Для включения музыкального сопровождения выполнить:
    1. команду Вставка / Фильм и звук / Звук из файла.
    2. В диалоговом окне «Вставка звука» выбрать звуковой файл.
    3. Ответить на запрос о способе воспроизведения звукового файла: автоматически.
    4. Для настройки времени звучания и других параметров звучания звукового файла выполнить:
      1. команду Показ слайдов / Настройка анимации. Ваш музыкальный файл включен в перечень других эффектов анимации, настроенных на Ваш слайд.
      2. на панели «Настройка анимации» в правой части экрана в перечне эффектов, установленных на слайд, выбрать наименование звукового файла. Если включение музыки должно быть первым эффектом, а вставили Вы музыку после включения других эффектов анимации, перетянуть его на первое место.
      3. настроить параметры музыкального эффекта (длительность звучания и другие) по правой клавише.
      4. Обозначение эффекта на слайде перетянуть за край слайда.
  2. Для включения музыкального эффекта при смене слайдов выполнить:
    1. команду Показ слайдов / Смена слайдов.
    2. На панели «Смена слайдов» выбрать элемент «Звук».
  3. Для того чтобы вызвать воспроизведение музыкального файла по щелчку мыши по выбранному элементу на слайде (рисунку, тексту, объекту анимации) выполнить:
    1. выделение элемента (рисунка, текстовой рамки);
    2. по правой клавише выбрать команду «Настройку действия».
    3. На панели «Настройка действия» выбрать вкладку: по щелку мыши или по наведению мыши;
    4. На панели «Настройка действия» выбрать элемент «Звук» / Другой звук и выбрать звуковой файл из папки, где он находится.
  4. Для включения речевого сопровождения на слайды выполнить:
    1. команду Показ слайдов / Звукозапись / OK;
    2. начитывать текст, листая слайды, нажать клавишу Esc;
    3. на запрос ответить: «сохранять»;
    4. значок звукового файла переместить за край слайда.
    5. в режиме просмотра слайдов проверить звучание.
  5. Для включения такого речевого сопровождения, которое воспроизводится по щелчку мыши по выбранному элементу на слайде (рисунку, тексту, объекту анимации) выполнить:
    1. команду Вставка / Фильм и звук / Записать звук. Появится панель «Звукозапись»:
    2. на панели «Звукозапись» записать название звука (если Вы произносите одно слово, то его и можно записать в качестве названия);
    3. после нажатия на клавишу записать речь (слово), останов записи по клавише . OK. Можно до нажатия OK прослушать звук.
    4. Выделить на слайде рисунок или текстовую рамку или другой элемент, с которым Вы связываете появление записанной речи.
    5. По правой клавише выбрать команду «Настройка действия».
    6. На панели «Настройка действия» выбрать вкладку: по щелку мыши или по наведению мыши;
    7. На панели «Настройка действия» для элемента «Звук» выбрать звуковой файл по имени, как Вы его назвали, когда записывали речь.
    8. Прослушать в режиме просмотра слайдов.
    9. Удалить изображение звукового эффекта со слайда.
  6. Для озвучивания отдельных элементов фонового рисунка (который выводится на слайд по команде Формат / Фон / Способы заливки / Рисунок через обзорную клавишу «Рисунок») выполнить:
    1. Выбрать инструмент Надпись на панели «Рисование».
    2. Наложить пустую текстовую рамку на выбранный Вами элемент фонового рисунка, добавить необходимое количество пустых строк.
    3. По правой клавише выбрать команду «Настройка действия».
    4. На панели «Настройка действия» выбрать вкладку: по щелку мыши или по наведению мыши;
    5. На панели «Настройка действия» для элемента «Звук» выбрать звуковой файл.
    6. Прослушать в режиме просмотра слайдов.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ литературы позволяет  сделать следующие выводы:

Необходимость использования  компьютерных мультимедийных технологий в процессе обучения и самообучения – это неоспоримый факт. Знания, которые используются при создании презентаций, базируются на достижениях  науки, передового педагогического  опыта и профессионального мастерства.

К достоинствам слайдовой  презентации можно отнести:

  • последовательность изложения.
  • возможность воспользоваться официальными шпаргалками.
  • мультимедийные эффекты.
  • копируемость.
  • транспортабельность.

Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.

Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов  обеспечивает самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывает логическое мышления и техническая грамотность, активизирует учебный процесс.

Эта работа ориентирована, прежде всего, на повышение творческого  потенциала учащихся в целом, а в  конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

 

 

2 Практическая часть  работы

 

Проведенные исследования показали, что в школах имеются  отдельные виды программно-методических материалов для компьютерной поддержки  занятий по химии, биологии, физике, русскому языку, в продаже имеются компакт диски по отдельным темам технологии (секреты красоты, дизайн дома и т. д.), но отсутствуют готовые компьютерные материалы по программе технология. Отсутствуют и презентации по теме «Конструирование и моделирование одежды». Отсюда возникает необходимость своими силами создавать программно-методический комплекс для компьютерной поддержки занятий в мастерской по технологии.

Чтобы устранить этот пробел мы решили основательно заняться разработкой методического комплекса для уроков технологии и в частности по теме «Конструирование и моделирование одежды».

Составление компьютерного  комплекса основывалось на теоретических  материалах А.И. Симоновича, Г.М. Коджаспировой, К.В. Петрова, А.А.Солодковой и на педагогическом опыте работы учителя технологии Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы г. Тюмени №27 Смирновой Людмилы Владимировны.

Разработка  компьютерных слайд - фильмов по теме «Конструирование и моделирование  швейных изделий»

Моделирование – это  изменение формы деталей одежды и их художественное оформление (т.е. отделка вышивкой, тесьмой, тканью другого  цвета, отделочными деталями и т.д.).

Процесс создания любого изделия начинается с эскиза, т.е. с рисунка будущей модели. Этот этап называется художественным моделированием. Далее эскиз изучают, определяя особенности модели. Изучение проводится по следующему плану:

- назначение, название (например, халат домашний, платье для торжественных  случаев и т.д.

- следующий этап изучения эскиза – ткань.

- также в моделировании  не обойтись без силуэта и  стиля. Силуэт бывает прямой, полуприлегающий,  приталенный и трапециевидный.

- присутствуют в моделировании  и особенности деталей ( это  кокетка, воротник, рельефные швы  и т.д.)

- и последний этап – отделка.

При моделировании нужно  учитывать единство формы и отделки  деталей изделия, а также цветовые сочетания. При этом композицию новой  модели следует определять с учетом назначения будущего изделия, его конструкции, простоты технологии изготовления, свойств и стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и направления современной моды.

Основными элементами композиции являются: пропорции, силуэт, цвет и  различные виды отделок.

Пропорции – это соотношения  частей изделия по величине между  собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем рукавов, воротника, деталей отделки (оборок, складок и т.д.) влияют на зрительное восприятие фигуры человека в этой одежде, на мысленную оценку ее соразмерности.

Цвет – одно из самых выразительных средств. При создании любой модели обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые теплые тона как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.

Все части по величине, форме, цветы, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, «не  спорить» между собой. Не следует  перегружать изделие повторами  линий, деталей, отделок; в то же время, если какой-то элемент использован  однажды, ему требуется «ответ». Например, при круглом воротнике карманы и манжеты должны быть тоже закругленными. Или, если в изделии присутствует контраст черного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный и в небольшом количестве и т.д.

Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе изделие в пространстве, знать основы художественного моделирования и уметь выполнять некоторые приемы технического моделирования.

Основные элементы технического моделирования:

1) изменение длины изделия;

2) изменение формы  выреза горловины;

3) изменение длины,  ширины рукава.

 

 

2.1 Компьютерные слайд - фильмы по теме «Конструирование и моделирование фартука»

 

В 5 классе в разделе  «Конструирование швейных изделий  с элементами моделирования» на тему «Конструирование фартука» отводится 2ч. И на тему «Моделирование фартука» - 2ч;

Разработанные компьютерные слайд – фильмы помогут учителю технологии ознакомить учащихся с приёмами художественного конструирования, сформировать знания по расчёту для построения, по нанесению конструктивных линий, выполнять выкройку по пространственному воображению; приучить их к точности, аккуратности при выполнении расчётов и построение чертежа (приложение 1).

Слайды №2-№5 содержат основные теоретические сведения по теме конструирование фартука, которые учащиеся должны будут зафиксировать у себя в рабочей тетради по технологии.

На слайде №6 показаны мерки, используемые в процессе построения чертежа фартука с нагрудником.

 

 

Таблица 1

Мерки

п/п

Условные  обозначение

Наименование участков

Типовой фигуры, см

Свои мерки 

см

1

Дн

Длина нагрудника

15

 

2

Днч

Длина нижней части

35

 

3

Ст

Полуобхват  талии

31

 

3

СБ

Полуобхват  бедер

40

 

 

На слайде №7 показаны последовательность и метод  измерения размерных признаков, их условные обозначения. Даны абсолютные величины измерений для размера 152 – 76 и припуски на свободное облегание с их условными обозначениями и абсолютными величинами.

На слайдах  № 8 – 12 предоставлен расчет и построение чертежа основы конструкции фартука. Слайды разработаны в виде инструкционной карты и содержат следующие графы:

  1. Наименование отрезков и точек (в этой графе указывают конструктивные участки и линии чертежа, их направление и расположение относительно каких-либо точек);
  2. Условные обозначения (они отражаются в буквенных обозначениях русского алфавита, принятых в промышленной терминологии в соответствии с государственными стандартами);
  3. Расчетные формулы (они показывают, как производить расчет для определения конструктивных участков и точек);
  4. Расчет (в этой графе располагаются итоговые цифровые расчеты конструктивных участков чертежа, выраженные в сантиметрах)

 

На тему «Моделирование фартука» отводится 2 ч.

Цель темы: ознакомить учащихся с понятием «моделирование», с приёмами моделирования; сформировать навыки по моделированию фартука, развить творческие способности; воспитать аккуратность, внимательность; привить эстетический вкус. Составленный нами слайд-фильм по моделированию фартука поможет учителю в проведении урока (Приложение 2).

На слайдах  № 3 – 4 показано моделирование нижней части фартука и кармана.

Расположение  карманов по лини низа рекомендуется  производить в укороченных фартуках (длина 30-35 см). глубина кармана берется  равной 15-17 см. длина входа в карман должна быть не менее 14-16 см, поэтому по линии низа делают 2-3 кармана в зависимости от ширины фартука.

А на слайдах  № 6 - 8 – моделирование фартука  без нагрудника и цельнокроеного фартука.

Все разновидности  фартуков разрабатываются на основе одной конструктивной основе с внесением  модельных особенностей. К ним относятся: изменение размера и формы карманов, вертикальное и горизонтальное членение нижней части фартука, расположение кармана в нагрудной части.

Технология  обработки изделий предусматривает  выполнение работ, соответствующих  программному материалу (обработка стачных швов, швов вподгибку с открытым и закрытым срезами).

Любая из моделей  может быть усложнена отделочными  деталями, например, накладным карманом в форме яблока, цветка, листа  и т.п., или за счет изменения формы  линии низа фартука (с закругленными углами или в форме угла, с фестонами и т.д.).

К усложнению изделий приводит использование  различных видов отделок –  аппликаций, вышивок, рюшей, воланов, кружев, кантов и т.д.

Например, для  модели фартука, у которой линия  низа выполнена в форме угла, необходимо от линии низа отложить 4-8 см по линии бокового края и полученную точку соединить с серединой фартука. В этом случае нижний край кармана должен быть оформлен «углом».

Конспект урока 

Класс: 5 кл.

Тема: Моделирование фартука

Цели: 1. Образовательная – способствовать формированию понятия «моделирование» и знаний по композиции в одежде;

2. Воспитательная –  прививать эстетический вкус, аккуратность  при выполнении заданий.

3. Развивающая – формировать  умение работать с лекалами, создавать новые модели фартуков.

Методы и  проведение урока: беседа, объяснение, проблемная ситуация, сам. работа, работа с карточками и с учебниками, методические наглядности.

Информация о работе Использование средств наглядности в процессе эстетического воспитания на уроках технологии