Таможенно-тарифное регулирование импорта автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

С 6 июля 2010 года с введением Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) образована единая таможенная территория, объединяющая территории России, Беларуси и Казахстана. Полномочия по установлению, изменению или обнулению ставок ввозных таможенных пошлин переданы Комиссии Таможенного союза, функции которой с 1 января 2012 года выполняет Евразийская Экономическая Комиссия.
Товары, происходящие с территорий государств – членов Таможенного союза (далее – ТС), а также иностранные товары, выпущенные для свободного обращения на территории хотя бы одного из государств-членов Таможенного союза, могут перемещаться по единой таможенной территории без совершения таможенных формальностей.
С августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО). В связи с этим по ряду товарных позиций стране необходимо снизить ставки таможенных пошлин. Это касается и ставок пошлин на автомобили, ввозимы в Россию.
На момент присоединения к ВТО ставки таможенных пошлин на автомобили снижены до 25%. Более того, в период с 2015 по 2019 гг. Россия должна поэтапно снижать таможенные пошлины на автомобили. При этом остальные страны-члены Таможенного союза оставляют в неизменности действующие меры тарифного регулирования в отношении ввоза данных товаров. В связи с этим будет наблюдаться сильный разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза. Эти факты указывают на актуальность выбранной темы исследования.
В соответствии с названием курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности автор ставит перед собой целью выявить особенности порядка таможенно-тарифного регулирования импорта автомобилей в условиях присоединения к ВТО.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следую-щие задачи:
1. Определить роль таможенно-тарифное регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. Рассмотреть таможенные пошлины в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования.
4. Изучить особенности ввоза автомобилей физическими лицами в Российскую Федерацию.
5. Раскрыть специфику импорта автомобилей юридическими лицами.
6. Рассмотреть статистические данные по ввозу автомобилей физиче-скими и юридическими лицами в 2011 и в 2012 гг.
7. Исследовать тенденции изменения ставок таможенных пошлин в отношении автомобилей старше 3 лет, ввозимых юридическими лицами, в условиях присоединения к ВТО.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования 5
1.1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД 5
1.2. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования 8
1.3. Анализ нормативно-правовой базы 11
2. Особенности ввоза автомобилей на таможенную территорию Таможенного союза 14
2.1. Порядок ввоза автомобилей физическими лицами 14
2.2. Порядок ввоза автомобилей юридическими лицами 20
3. Актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования импорта автомобилей 28
3.1. Динамика импорта автомобилей в Российскую Федерацию 28
3.2. Перспективы изменения ставок таможенных пошлин на автомобили в условиях присоединения к ВТО 31
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Импорт авто. Курсовая.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

 

Как видно из представленной таблицы, основным критериями для определения ставки таможенной пошлины являются возраст автомобиля, тип его двигателя и рабочий объем двигателя.

Помимо пошлины в отношении данных товаров уплачиваются НДС по ставке 18% и акцизы.

Кроме таможенных пошлин, с 1 сентября 2012 года необходимо уплатить утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Базовая ставка для легковых автомобилей установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле15:

U = B x K,

где U — сумма сбора, B — базовая ставка, K — коэффициент.

В табл. 3 отразим коэффициенты для расчета утилизационного сбора.

 

Таблица 3

Категории автомобилей и соответствующие им коэффициенты для расчета утилизационного сбора

Легковые автомобили для перевозки не более 8 пассажиров полной массой до 3,5 тонн

Новые транспортные средства (коэффициент)

Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 3 лет на дату уплаты утилизационного сбора (коэффициент)

Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства  
указанной категории

Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 

0,86

5,3

Транспортные средства с рабочим объемом двигателя, см3:

   

не более 1000

0,86

5,3

1000 – 2000

1,34

8,26

2000 – 3000

2,56

16,12

3000 – 3500

3,47

28,50

более 3500

5,50

35,01


 

 

3. Актуальные вопросы таможенно-тарифного  
регулирования импорта автомобилей

 

3.1. Динамика  импорта автомобилей в Российскую  Федерацию

Россия в 2011 году увеличила импорт легковых автомобилей (для физических и юридических лиц) по сравнению с предыдущим годом на 43,3% - до 984 тысяч единиц.

За 2011 год в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано автомобилей на сумму 17,71 миллиарда долларов, из стран СНГ – на 878,9 миллиона долларов.

Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысячи единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысячи грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ - 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов. 

Далее рассмотрим объемы ввоза легковых автомобилей юридическими лицами.

Рис. 1. Динамика импорта автомобилей юридическими лицами

Импорт новых легковых автомобилей юридическими лицами по итогам 2011 года составил 929,9 тысяч штук, превысив таким образом итоги пятилетней давности16.

Однако структура импорта отличается от 2006 года. Если ранее объем ввоза новых автомобилей составлял лишь 77% от общего объема импорта, то в 2011 г. юридические лица ввозили практически только новые автомобили.

Далее перейдем к анализу импорта автомобилей за январь-август 2012 года и сравним имеющиеся статистические данные с аналогичными показателями 2011 года.

На рис. 2 представим объемы ввоза автомобилей в зависимости от их вида.

Рис. 2. Импорт автомобилей в январе-августе 2013 года

Как видно из представленного рисунка, в структуре импорта автомобилей основные позиции занимает легковой автотранспорт.

Ввоз легковых автомобилей в Россию сократился на 14,8% по сравнению с прошлым годом. Всего за полгода в 2013 году в Россию было ввезено 445,2 автомобилей на сумму 8 млрд 671 млн долларов (более 286 млрд руб.)17

 

 

 

Далее рассмотрим объемы ввоза легковых автомобилей в разрезе регионов (рис. 3).

Рис. 3. Импорт легковых автомобилей в январе-августе 2013 г.

За пять первых месяцев 2013 года из дальнего зарубежья было завезено 347 тыс. машин, а из стран СНГ — 26,8 тыс. автомобилей.

Рассмотрим аналогичный показатель по ввозу грузовиков (рис. 4).

Рис. 4. Импорт грузовых автомобилей в январе-августе 2013 г.

Импорт грузовиков за данный период сократился на 16,7%. Импорт грузовиков из стран дальнего зарубежья просел не так существенно — на 15,1%.  из стран СНГ – на 62,7 %. Большинство грузовых автомобилей — 35,2 тысячи единиц из общего количества в 36 тысяч — ввезено из стран дальнего зарубежья, тогда как на долю стран СНГ пришлось всего 800 единиц коммерческой техники.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе–августе 2013 года доля машин и оборудования составила 35,8% и снизилась на 1,8% по сравнению с прошлым годом. При этом физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 53,2% и 59,5% соответственно.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе–августе 2013 года приходилось 50,7%. Это на 1,6% меньше по сравнению с прошлым годом. В странах дальнего зарубежья физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 28%, грузовых — на 39,4%.

Представленные показатели ввоза автотранспортных средств в период с января по август 2013 г. указывают на отрицательную динамику импорта автомобилей в целом.

 

3.2. Перспективы  изменения ставок таможенных  пошлин на автомобили в условиях  присоединения к ВТО

Вступление России в ВТО привело к снижению пошлин на новые легковые автомобили для юридических лиц с 30% до 25%. Также снижены пошлины для автомобилей старше 3 лет, которые составят те же 25% (это касается только ввоза юридическими лицами).

В качестве компенсационной меры российское правительство ввело утилизационный сбор. Его ставки спланированы таким образом, чтобы практически отсечь ввоз машин старше 3 лет. Для новых импортных автомобилей утилизационный сбор должен лишь компенсировать снижение пошлин при вступлении в ВТО.

В то же время на уровне премьер-министров России, Беларуси и Казахстана принято парадоксальное решение, что Беларусь и Казахстан утилизационные сборы не вводят, но оставляют у себя прежний уровень тарифной защиты, т.е. таможенные пошлины на автомобили будут более высокими, чем в России. Данное решение не соответствует нормам и самой сути Таможенного союза и не позволяет сформировать единый рынок транспортных средств, на котором автомобили могли бы перемещаться между странами без уплаты дополнительных пошлин и иных сборов18.

Более того, с 2015 по 2019 гг. Россия должна будет поэтапно и далее снижать таможенные пошлины на автомобили. Таким образом, разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза станет еще больше.

Кроме того, предполагается детализация классификационных кодов с введением дополнительных позиций в отношении автомобилей ATV (All-Terrain Vehicle) и SUV (Sport Utility Vehicle)19.

В табл. 4 приведем сведения о снижении ставок применительно к ряду товарных позиций, в которых классифицируются автомобили возрастом до 3 лет.

Как видно из представленной таблицы, ставки таможенных пошлин должны быть снижены до 15%.

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью, задачами работы и проведенными исследованиями автор пришел к следующим выводам:

1. Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров

2. Под таможенными пошлинами понимают обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина имеет двойственную природу: с одной стороны, она выступает как косвенный налог, с другой – регулирует ввоз и вывоз товара. Классификация таможенных пошлин разнообразна. Их можно разделять на группы в зависимости от способа исчисления, от происхождения, от объекта обложения и т.д.

3. Правовая база таможенно-тарифного регулирования в ТС представлена непосредственно ТК ТС, международными договорами государств-членов ТС, решениями Комиссии ТС. Данными нормативно-правовыми документами урегулированы вопросы формирования и ведения ЕТТ ТС и ТН ВЭД ТС, предоставления тарифных льгот и преференций, установления тарифных квот, ставок таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых из иных стран.

4. Ввоз автомобилей физическими лицами для личных целей осуществляется в соответствии с главой 49 ТК ТС, Соглашением «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В зависимости от статуса товаров определяется порядок их дальнейшего оформления: для товаров из стран-членов ТС таможенное оформление не производится, для товаров из иных стран оформление товаров осуществляется уполномоченными на это таможенными органами. Порядок ввоза автомобилей физическими лицами предусматривает внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, представление документов, необходимых для таможенных целей, уплату таможенных платежей и утилизационного сбора, применение форм таможенного контроля и выпуск товаров с выдачей паспорта транспортного средства. Для физических лиц установлена совокупная ставка таможенных пошлин.

5. Ввоз автомобилей юридическими лицами осуществляется в соответствии с общим порядком совершения таможенных операций по выпуску товаров и их таможенному контролю. В соответствии с этим по прибытии декларантом предоставляется стандартный комплект документов с заполненной таможенной декларацией. Таможенный орган, в свою очередь, осуществляет документальный и фактический контроль. По итогам таможенного контроля уполномоченные таможенные органы выдают паспорт транспортного средства и выпускают товары. В отношении автомобилей, ввозимых юридическими лицами, установлены отдельные ставки таможенных пошлин. При этом подлежат уплате НДС, акцизы и утилизационный сбор.

6. На протяжении 2011-2012 гг. наблюдается увеличение импорта автомобилей, ввозимых юридическими и физическими лицами. При этом, начиная с сентября 2012 г., объемы ввоза автомобилей начинают падать (особенно показатели ввоза грузовых и легковых автомобилей, ввозимых юридическими лицами). В качестве причины данного явления можно назвать введение высокой ставки утилизационного сбора для юридических лиц.

7. В настоящее время в виду присоединения к ВТО ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые юридическими лицами, снижены с 30% до 25%. С 2015 по 2019 гг. Россия должна поэтапно снижать таможенные пошлины на автомобили. Кроме того, предполагается детализация классификационных кодов с введением дополнительных позиций в отношении автомобилей ATV (All-Terrain Vehicle) и SUV (Sport Utility Vehicle)

 

список использованных источников

 

1. Таможенный кодекс Таможенного  союза (приложение к Договору  о Таможенном кодексе Таможенного  союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // «Собрание законодательства РФ». – 2010. – № 50. – Ст. 6615.

2. Соглашение между Правительством  РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 36. - Ст. 4866.

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (ред. от 20.06.2012) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета. - № 227. - 2009.

4. Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. -2012. - № 36. - Ст. 4919.

5. Приказ ФТС РФ от 22.09.2010 № 1746 (ред. от 03.08.2011) «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами» // Российская газета. - № 234. – 2010.

6. Косов А. Таможенные вопросы  для автопроизводителей // Шаг за  шагом: путеводитель по таможенным  вопросам в России. - № 1. – 2012.

7. Максимов Ю.А., Графова  Е.М. Проблемы совершенствования  таможенно-тарифной политики российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны. // «Общество. Среда. Развитие». - № 2. – 2011.

8. Динамика импорта легковых автомобилей в РФ в 2000-2011 гг. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.autostat.ru/news/view/9349.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование импорта автомобилей